Дело № 3а-31/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 07 февраля 2017 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего Денисюка О.Н.,
при секретаре Алексеевой Н.В.,
с участием представителя административного истца – Ломакиной В.И., представителей административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области – Хвалевой О.А., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Богушевской Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Батюченко Т.Г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной,
У С Т А Н О В И Л:
Батюченко Т.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, определенной согласно отчету об оценке от 18.10.2017 №304-10/17, составленному ООО «Брянский оценщик», а именно:
- нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 5 585 910 рублей 83 копейки;
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 621 984 рубля 55 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания их рыночной стоимости, нарушает ее права, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости нежилых зданий.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Клинцовской городской администрации Брянской области и административный истец, надлежащим образом извещенные о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Административный истец направил для участия в деле по доверенности своего представителя Ломакину В.И. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца Батюченко Т.Г. – Ломакину В.И., поддержавшую административные исковые требования в полном объеме и просившую их удовлетворить, представителей Управления имущественных отношений Брянской области – Хвалеву О.А., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Богушевскую Н.С., которые не оспаривали предоставленный истцом отчет о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Батюченко Т.Г. является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 600,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1 958 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости была определенна на 01.01.2015г. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26.11.2015 г. №1854, а нежилого здания - на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2015 №1890.
Из выписки Единого государственного реестра, выданной недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области» следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 7 957 840 рублей 66 копеек, а нежилого здания с кадастровым номером № - 29 745 085 рублей 30 копеек.
Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст.390 НК РФ).
При этом, исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, законодатель, вводя для целей платы за использование земли государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В силу положений ст.ст. 400 и 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются также плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания, принадлежащих административному истцу, влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Данное правило закреплено и абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»..
При этом, в силу ч.5 ст.247 КАС РФ обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Из Отчета об оценке от 18.10.2017 №304-10/17, составленному оценщиком ООО «Брянский оценщик», следует, что:
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 621 948 рублей 55 копеек;
рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 585 910 рублей 83 копейки.
С размером рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, установленным в отчете, составленном ООО «Брянский оценщик», административные ответчики согласны, оценка не оспорена, доказательств иного размера рыночной стоимости нежилых зданий не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оценивая отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности, суд полагает, что он соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.05.2014 №№ 297, 298, 299, от 25.09.2014г. №611 и находит их допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, исследования и анализа рынка недвижимости, с применением предусмотренных подходов к оценке.
Согласно статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорных объектов недвижимости подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной в представленных отчетах, т.е. исковые требования подлежат удовлетворению.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является 17 октября 2017 года, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельных участков и нежилого здания. Указанный вывод также следует из положений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п. 28 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28).
В силу п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Батюченко Т.Г. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, следующих объектов недвижимости:
нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 5 585 910 рублей 83 копейки;
земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 621 984 рубля 55 копеек.
Датой подачи заявления считать 22 декабря 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Председательствующий судья О.Н. Денисюк