Решение по делу № 2-2195/2019 от 07.11.2019

Дело № 2-2195/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Саранск 10 декабря 2019 года

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе судьи Телушкиной Г.Ю.,

при секретаре Безуновой А.М.,

с участием

истца Мансуровой Л.З..

представителей истца Ведяшкиной В.А., Видяевой Н.А., действующий на основании ч.6 ст.53 ГПК Российской Федерации,

представителя ответчика Администрации г.о.Саранска Дерова Н.В., действующего на основании доверенности от 05.06.2019г. № 58-д,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мансуровой Ларисы Закярьевны, Карабановой Эльмиры Равильевны к Администрации г.о.Саранск о возложении обязанности по изъятию жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику, с учетом уточнений, с указанными требованиями по тем основаниям, что Мансурова Л.З. и Карабанова Э.Р. являются собственниками жилого помещения <...> в многоквартирном доме <адрес>.

На основании заключения межведомственной комиссии № 2 от 21.02.2018г. принято постановление Администрации г.о.Саранск № 753 от 28.03.2018г., в соответствии с которым указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, а также о предоставлении гражданам других благоустроенных помещений в период с 2018г. по 2021г.

Поскольку спорный многоквартирный дом не был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственников жилых помещений, расположенных в данном жилом доме, могут быть обеспечены только в порядке ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде изъятия жилого помещения с предоставлением выкупной цены.

В январе 2019г. ответчиком было направлено требование собственникам МКД о сносе дома в двухмесячный срок.

В связи с невыполнением требования о проведении мероприятий по сносу дома непригодного для проживания в установленный срок собственниками МКД, Администрация г.о.Саранск обязана изъять для муниципальных нужд земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме.

Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе, принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формировании, кадастровый учет объекта недвижимости.

Подтверждений, что земельный участок, расположенный под многоквартирным домом в установленном законом порядке сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, не имеется.

До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, следовательно, не может являться объектом гражданских прав.

Поскольку земельный участок, расположенный под жилым домом по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, соответственно, он не может быть признан объектом гражданских прав, в связи с чем, администрация муниципального образования Саранск до его постановки на кадастровый учет не вправе им распоряжаться, в том числе, путем принятия решения об его изъятии.

До настоящего времени жилое помещение у истцов не выкуплено, соглашение о выкупе недвижимого имущества для муниципальных нужд не заключено, проект данного соглашения Администрацией г.о.Саранск истцам не направлялся, что нарушает право истцом на безопасные условия проживания.

Процедура достижения соглашения о выкупе жилых помещений взамен изымаемых, не смотря на полученное в январе 2019г. соглашение собственников, ответчиком не инициирована.

Жилые помещения в доме угрожают жизни и здоровью истцов.

Администрация г.о.Саранск, признав дом аварийным и подлежащим сносу, установив срок отселения с 2018г. не осуществляет необходимых действий, отвечающим требованиям закона. Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и соответственно, об изъятии жилых помещений у истцов органом местного самоуправления не приняты, оценка рыночной стоимости изымаемого земельного участка и жилых помещений, размера ущерба, достижения соглашения, об изъятии жилых помещений не инициированы следовательно, процедура, предусмотренная ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчиком не начата.

Следствием данных нарушений является создание угрозы жизни и здоровью людей, как неопределенного круга лиц, чья жизнь и здоровье подвергаются опасности, так и лиц проживающих в вышеуказанном доме в частности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы просят обязать Администрацию г.о.Саранск изъять жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащее истцам на праве собственности, путем выкупа.

В судебное заседание истец Карабанова Э.Р. не явилась, о дне и времени слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит дело рассмотреть в её отсутствие, о чем представила заявление (л.д.125).

Истец Мансурова Л.З., её представители Видяева Н.А., Ведяшкина В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

Представитель ответчика Администрации г.о.Саранск Деров Н.В. просит в иске отказать указывая, что согласно постановлению Администрации г.о.Саранск № 753 от 28.03.2018г., срок расселения жильцом спорного многоквартирного дома определен до 2021 года, данный срок не нарушен Администрацией г.о.Саранск. Решение об изъятии жилых помещений данного жилого дома Администрацией г.о.Саранск не принято, находится на согласовании. Своими требованиями истцы вмешиваются в процедуру изъятия жилых помещений и в полномочия Администрации г.о.Саранск.

Прокурор в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне и времени слушания дела, извещен своевременно и надлежащим образом.

В порядке ст.167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующая каждому гражданину право на жилище, запрещает произвольное лишение граждан их жилища.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Исходя из положений части 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 указанной статьи).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной статьи).

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Из материалов дела следует, что в многоквартирном доме <адрес> комната <...> принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве) истцам Мансуровой Л.З. и Карабановой Э.Р., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.02.2016г. <...> (л.д.7,8).

Как установление в ходе судебного разбирательства, истцы проживают в указанном жилом помещении.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 21.02.2018г. № 2 выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 141-145).

Постановлением администрации городского округа Саранск от 28.03.2018г. № 753 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а также постановлено предоставить гражданам, проживающим в нем, другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 года по 2021 год (л.д.110).

17.01.2019г. Мансуровой Л.З. и Карабановой Э.Р. ответчиком направлены требования о сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в течение двух месяцев со дня получения данного требования, а также предложено в течение пяти дней после получения настоящего уведомления, направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости. Уведомления получены истцами 22.01.2019г. и в адрес ответчика направлено согласие на заключение соглашения на изъятие принадлежащего жилого помещения путем выплаты выкупной стоимости либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену (л.д.109,136,146-153).

Срок отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется региональной адресной программой.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 г., она утверждается на период до 1 сентября 2025 г.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 ЖК РФ; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2013 - 2017 г.г., утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 472 определены этапы расселения конкретного перечня аварийных домов, которые были аварийными и подлежащими сносу до 2012 года.

Государственной программой Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 06 февраля 2019 г. № 53, включающую подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2019 - 2025 г.г. определены этапы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления, обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что многоквартирный жилой дом, в котором проживают истцы, не включен ни в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г., ни в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» на 2019 - 2025 г.г., поскольку признан аварийным только в 2018 году.

Администрация городского округа Саранск не принимала решения о конкретных сроках отселения граждан из указанного жилого дома, об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, каждого жилого помещения в многоквартирном доме, оценку изымаемого имущества не производила, проекты соглашений, определяющих размер возмещения за жилые помещения, сроки и другие условия изъятия не составляла.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу, что требования истцов о возложении на ответчика обязанности выкупить у них аварийное жилое помещение не основаны на законе, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного ими иска.

Доводы истцов о бездействии Администрацией городского округа Саранск по изъятию принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в рамках положений статьи 32 ЖК РФ суд считает неубедительными, т.к. они опровергаются постановлением Администрации г.о.Саранск № 753 от 28.03.2018 «О выявлении оснований для признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», уведомлениями в адрес истцов с требованием провести мероприятия по сносу многоквартирного дома, оформленным согласием на заключение соглашения об изъятии жилых помещений.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательства, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мансуровой Ларисы Закярьевны, Карабановой Эльмиры Равильевны к Администрации г.о.Саранск о возложении обязанности по изъятию жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Судья Октябрьского районного суда

г.Саранска Республики Мордовия Г.Ю.Телушкина

Мотивированное решение составлено 12.12.2019г.

2-2195/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мансурова Лариса Закярьевна
Прокуратура Октябрьского района г. Саранска
Карабанова Эльмира Равильевна
Ответчики
Администрация го Саранск
Другие
Видяева Наталья Александровна
Ведяшкина Валентина Алексеевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Саранска
Судья
Телушкина Галина Юрьевна
07.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.11.2019[И] Передача материалов судье
07.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2019[И] Судебное заседание
10.12.2019[И] Судебное заседание
12.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2020[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее