Судья Шуйская Ю.В. дело № 33-19644/18
учет № 209г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2018 г. г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Валишина Л.А.,
судей Плюшкина К.А., Камаловой Ю.Ф., при секретаре судебного заседания Ситдиковой Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Камаловой Ю.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Агзамовой Ю.А. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2018 г., которым постановлено:
исковые требования Юлии Александровны Агзамовой к Данилю Наилевичу Агзамову о признании договора недействительным ввиду его безденежности и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчика Агзамова Д.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Агзамова Ю.А. обратилась в суд с иском к Агзамову Д.Н. о признании договора недействительным ввиду его безденежности.
В обоснование исковых требований указано, что Агзамов Д.Н. - должник по алиментам, обязан по решению суда от 11 августа 2016 г. выплатить истцу с учетом индексации за период с августа 2014 г. по июль 2016 г. алименты в размере 131181 рубль 25 копеек. 21 сентября 2016 г. Агзамов Д.Н. позвонил истцу и предложил провести сделку по передаче денежных средств по решению суда в полном объеме. Встретившись у банка, Агзамова Ю.А. узнала, что Агзамов Д.Н. хочет погасить долг в полном объеме, при этом он попросил, чтобы истец написала расписку о получении денежных средств. Расписку истец написала с формулировкой «принимаю», а не «приняла» денежные средства. В расписке напрямую не указано получение денежных средств посредством фраз «стороны претензий друг к другу не имеют» или «денежные средства переданы в полном объеме». Таким образом, договоренность о передаче денег была, но денег истец Агзамова Ю.А. не получала. Согласно выписке по лицевому счету вклада истца в ПАО «<данные изъяты>» Банк 21 сентября 2016 г. поступили денежные средства в размере 63000 рублей. В этот же день была написана расписка, согласно которой взыскатель принимает от должника на руки денежные средства в размере 131181 рубль 25 копеек в счет возврата долга. Расписка не содержит причину передачи долга и не соответствует требованиям законодательных актов Российской Федерации. Истец Агзамова Ю.А. с учетом уточнения исковых требований просила суд признать договор от 21 сентября 2016 г. о передаче в счет возврата денежных средств от Агзамова Д.Н. Агзамовой Ю.А. недействительным ввиду его безденежности, взыскать с Агзамова Д.Н. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Агзамова Ю.А. и её представитель в суде пояснили, что у ответчика образовалась задолженность по алиментам, и бывшие супруги договорились, что Агзамов Д.Н. выплатит истцу всю сумму. 21 сентября 2016 г. они поехали в ПАО «<данные изъяты>» Банк, чтобы ответчик перевел деньги на счет ребенка в размере 131181 рубль 25 копеек. Сначала ответчик сходил в банк, а после него в банк сходила Агзамова Ю.А., чтобы проверить счет, поступили ли денежные средства. Сумма на счет поступила не вся, а только 63000 рублей. В этот же день 21 сентября 2016 г., находясь в машине Агзамова Д.Н., истец составила расписку о том, что «принимаю деньги», и в дальнейшем, как деньги поступят на счет, претензий к нему «иметь не буду». Между Агзамовой Ю.А. и Агзамовым Д.Н. была договоренность, что ответчик переводит всю сумму, а Агзамова Ю.А. должна будет написать, что претензий к нему не имеет. Вернувшись из банка, ответчика на месте Агзамова Ю.А. не обнаружила. По основному долгу в размере 131181 рубль 25 копеек больше переводов на счет не было. Факт написания расписки от 21 сентября 2016 г. на сумму
131181 рубль 25 копеек собственноручно истец не отрицала, но пояснила, что получила в виде денежного перевода лишь 63000 рублей. Расписку написала, так как пыталась с ответчиком Агзамовым Д.Н. урегулировать спорные отношения мирным путем.
Ответчик Агзамов Д.Н. требования истца не признал, в обоснование своих доводов пояснил, что расписка написана Агзамовой Ю.А. 21 сентября 2016 г. перед банком в автомобиле ответчика. Расписка была написана в той форме, которую посоветовал Агзамовой Ю.А. её представитель. В автомобиле ответчика истец получила на руки 131181 рубль 25 копеек – задолженность по алиментам на основании решения мирового судьи. Передача расписки происходила внутри банка. Также Агзамова Ю.А. получила на счет в банке еще 63000 рублей. Эту сумму ответчик внес на счет в счет будущих алиментов заранее примерно на полгода вперед, так как планировал уехать в командировку и не хотел, чтобы приставы его тревожили.
Суд постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец Агзамова Ю.А. указывает на то, что, написав расписку, она была намерена получить денежные средства, поэтому и прописала слово «принимаю», а не «получаю». В расписке не содержится четкого указания на факт передачи денежных средств. Замечания на протокол судебного заседания судом не рассмотрены. Показания свидетеля Агзамовой Р.С. не могут быть приняты судом в качестве доказательств, поскольку она не присутствовала при передаче денег. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционной инстанции Агзамов Д.Н. возражал против апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований к его отмене не имеется.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании п. 1 ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Из материалов дела следует, что решением мирового судьи судебного участка №7 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №9 по Нижнекамскому судебному району Республики Татарстан, от 11 августа 2016 г. (дело №....) с Агзамова Д.Н. в пользу Агзамовой Ю.А. взысканы алименты на содержание сына Т. в размере 131181 рубль 25 копеек с учетом индексации за период с августа 2014 г. по июль 2016 г. Также с Агзамова Д.Н. в пользу Агзамовой Ю.А. взысканы алименты на сына Т. в размере 8013 рублей ежемесячно, начиная с 22 июля 2016 г. и до совершеннолетия Т., установив порядок индексации алиментов в зависимости от изменения величины прожиточного минимума в Российской Федерации.
21 сентября 2016 г. Агзамова Ю.А. написала Агзамову Д.Н. расписку о том, что она принимает на руки от Агзамова Д.Н. в счет возврата долга денежные средства в размере 131181 рубль 25 копеек. Факт написания расписки собственноручно истец Агзамова Ю.А. не отрицала. Оригинал расписки находится на руках у ответчика Агзамова Д.Н., копия в деле заверена судьей первой инстанции.
30 августа 2016 г. на основании решения мирового судьи в отношении ответчика Агзамова Д.Н. возбуждено исполнительное производство.
22 сентября 2016 г. ответчик предоставил судебному приставу-исполнителю расписку о погашении долга по алиментам в размере 131181 руб. 25 коп., в связи с чем исполнительное производство было окончено. Постановление судебного пристава- исполнителя об окончании исполнительного производства взыскателем было обжаловано и отменено решением суда. Производство по исполнительному производству было возобновлено.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, оценивая представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено относимых и допустимых доказательств того, что денежные средства по договору, заключенному с ответчиком, в сумме 131181 рубль 25 копеек истцу не передавались.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 229-ФЗ от 2 апреля 2007 г. «Об исполнительном производстве» не запрещают должнику исполнить в добровольном порядке решение суда, в том числе и после его вынесения. Часть 11 ст. 30 вышеуказанного закона предусматривает обязанность должника добровольно исполнять решение суда под угрозой его принудительного исполнения и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 2 ст. 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части.
Если должник выдал кредитору в удостоверение обязательства долговой документ, то кредитор, принимая исполнение, должен вернуть этот документ, а при невозможности возвращения указать на это в выдаваемой им расписке. Расписка может быть заменена надписью на возвращаемом долговом документе. Нахождение долгового документа у должника удостоверяет, пока не доказано иное, прекращение обязательства.
В силу части 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Буквальное толкование текста оспариваемой расписки предполагает получение ответчиком денежных средств в момент написания расписки, при том, что глагол «принимаю» относится к настоящему времени. В связи с этим доводы апелляционной жалобы истца о том, что Агзамова Ю.А. писала расписку о принятии денежных средств в будущем времени, необоснованны и не влекут отмену решения, поскольку не имеют правового значения.
Агзамова Ю.А., на которой лежала обязанность доказать факт безденежности расписки, таких доказательств не представила как суду первой инстанции, так и апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении суда, с которой судебная коллегия согласилась. Они не опровергают выводы суда первой инстанции, в жалобе не содержатся обстоятельства, которые нуждались бы в дополнительной проверке, доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 199, 327, 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от
9 августа 2018 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Агзамовой Ю.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи