26RS0015-01-2018-001339-04
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2018 года г. Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Новиковой О.Е.,
при секретаре Шаповаловой Н.М.,
с участием представителя административного истца Павлюк Д.В. – Сешко С.Г.,
представителя административного ответчика администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края Зубко Д.А.,
представителя заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Титовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Павлюк Дарии Васильевны к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Павлюк Д.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В обоснование иска Павлюк Д.В. указала, что она является собственником изолированного жилого помещения двухкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, кадастровый номер ***, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ***, где сделана запись о регистрации № ***, от ***.
По причине плохой обогреваемости квартиры и непосильно высокими платежами за отопление *** ею на согласование в администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края было подано заявление о переустройстве и(или) перепланировкежилого помещения по форме, утвержденнойПостановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266, к которому были приложены правоустанавливающие документы на жилое помещение; проект на переустройство квартиры № *** в жилом доме № ***, расположенном по ***; технический паспорт жилого помещения; а также копия ее паспорта; копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, что подтверждается распиской в получении документов от ***. *** административным ответчиком было принято Решение *** об отказе в согласовании переустройства жилого помещения с указанием следующих оснований: в соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края *** от *** дом по улице *** не входит в список многоквартирных домов, расположенных на территории города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Полагает, что Решение от *** *** об отказе в согласовании переустройства жилого помещения является незаконным, нарушающим ее права, как собственника жилого помещения, поскольку не содержит ссылок на соответствующий пункт ч.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ с указанием предусмотренных законом оснований отказа в согласовании.
Отказ в согласованиипереустройстваи (или)перепланировкижилого помещения допускается в случае: непредставления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировкижилого помещениятребованиям законодательства.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя других документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ. Административный ответчик же требует от нее представление протокола общего собрания жильцов дома со 100 % подписей, которое производится при реконструкции всего дома, а у нее переустройство одной отдельно взятой квартиры, для которого такой процедуры по закону не требуется.
В настоящее время в доме по *** больше десятка квартир перешли на индивидуальное отопление (по согласованию с органом местного самоуправления), таким образом администрация Ипатовского городского округа по предложению от теплоснабжающей организации уже давно должна была внести вышеупомянутый дом в схему теплоснабжения, которая утверждается той же администрацией каждый год в срок до 15 апреля. В 2018 году актуализация схемы теплоснабжения администрацией Ипатовского городского округа вообще не утверждалась.
Своим отказом в согласовании перехода квартиры на альтернативный источник отопления администрация Ипатовского городского округа ограничивает ее законные права распоряжаться своим имуществом и вынуждает попадать в зависимость от желания и потребностей других собственников, которых такая ситуация на данный момент устраивает.
Закон утверждает, что абсолютно любой владелец жилья имеет право на устройство индивидуального отопления и отключение от центрального отопления. Ст. 546 ГК РФ гласит, что собственник в любое время в одностороннем порядке может расторгнуть договор центрального теплоснабжения.
Законность перехода одной квартиры в МКД на индивидуальное отопление поддерживается Решением Верховного Суда РФ в определении от 20 ноября 2017 года № 302-КГ17-17007 и письмом Минстроя России от 24.01.2018 № 2743-ОГ/04.
Просит признать незаконным Решение административного ответчика от *** *** об отказе в согласовании переустройства изолированного жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,2 кв.м, в многоквартирном доме по адресу: *** и обязать административного ответчика выдать ей документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки указанного жилого помещения на основании Заявления от *** и представленных документов.
В судебное заседание административный истец Павлюк Д.В. не явилась, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя Сешко С.Г.
Представитель административного истца Сешко С.Г. поддержала исковые требования Павлюк Д.В. в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Зубко Д.А., доводы и требования иска не признала и пояснила, что в связи с тем, что многоквартирный дом, в котором находится квартира Павлюк Д.В, не входит в список домов, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, не включен в ежегодную схему теплоснабжения муниципального образования г. Ипатово, администрацией Ипатовского городского округа Ставропольского края подготовлено постановление *** от *** «Об отказе в согласовании переустройства жилого помещения квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, принадлежащей Павлюк Дарии Васильевне».
При подготовке к слушаниям от жильцов дома по *** поступило уведомление с просьбой включить дом в список домов, рекомендуемых для установки индивидуального отопления. Заявление подписано 56 % собственниками. Совет дома выступал против проведения в доме индивидуального отопления.
Путем проведения голосования был утвержден список многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании ***, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии (постановление администрации муниципального образования *** от *** ***). В указанном списке многоквартирных домов, отсутствует многоквартирный дом ***
Общее собрание собственников многоквартирного дома по адресу *** не проводилось. Протокол общего собрания собственников административным истцом не предоставлялся.
Считает решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по адресу: *** под индивидуальное газовое отопление, принятое на заседании комиссии по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, выдачи документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края обоснованным.
Просила в удовлетворении административного иска Павлюк Д.В. отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Ипатовского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Титова Т.В. возражала против исковых требований Павлюк Д.В. и пояснила, что переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, в связи с чем оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ, положениями Градостроительного кодекса РФ и соблюдением иных норм права.
Отсутствие проекта на переустройство жилого помещения, оформленного в соответствии с требованиями законодательства и протокола общего собрания, представление которого необходимо для получения согласования органа местного самоуправления (ст.27 ЖК РФ) является основанием для отказа в иске.
Внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 ст.36 ЖК РФ).
Из письма членов совета дома ***, адресованного главе администрации ***, усматривается, что они просят запретить выдачу постановлений на переход на индивидуальное отопление, из ответа на которое главы муниципального образования г. Ипатово следует, что многоквартирный жилой № ***, не внесен в список многоквартирных домов, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальное отопление.
Вышеуказанная переписка подтверждает несогласие собственников многоквартирного дома на перевод отдельно взятой квартиры на иной вид отопления.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением администрации МО города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края *** от *** утверждена схема теплоснабжения муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края.
Постановлением администрации города Ипатово *** от *** внесены дополнения в схему теплоснабжения муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района, где дополнен пункт 4.10 схемы теплоснабжения списком многоквартирных домов, расположенных в МО г. Ипатово, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники энергии. В данном списке дом № ***, отсутствует.
Публичные слушания по актуализации схемы проводились ***, с представителями городской администрации, ресурсоснабжающих предприятий, проектных и строительных организаций, собственниками помещений в многоквартирных домах. Путем проведения голосования был утвержден список многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Павлюк Д.В. является собственником квартиры на основании договора дарения от ***, расположенной по адресу: ***.
*** Павлюк Д.В. подала в администрацию Ипатовского городского округа заявление, в котором просила рассмотреть вопрос о переводе ее квартиры на индивидуальное газовое отопление. К указанному заявлению приложила для согласования переустройства документы: проект на переустройство квартиры № *** в жилом доме № ***, расположенном по *** края, выполненный ООО «Алькасар-Ижиниринг»; проект изменения газификации квартиры, выполненный ООО «Алькасар-Ижиниринг»; технический паспорт квартиры, выполненный ГУП СК « Крайтехинвентаризация» Ипатовский филиал; выписку из ЕГРН; копия паспорта.
Постановлением администрации Ипатовского городского округа *** от *** Павлюк Д.В. отказано в согласовании переустройства жилого помещения квартиры № ***, расположенной по адресу: ***, в связи с тем, что дом не включен в список многоквартирных домов, расположенных на территории г. Ипатово, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Суд считает, что обжалуемый отказ вынесен в соответствии с нормами действующего законодательства, не является произвольным, основан на требованиях правовых норм, не нарушает права истца на свободное владение, пользование, распоряжение принадлежащим ей недвижимым имуществом, а направлен на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного Кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частями 1 и 2 ст. 26 указанного Кодекса предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст. 27 Жилищного Кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом ч. 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с ч. 2.1 ст. 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Частью 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 года 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центрального теплоснабжения на иной вид индивидуального отопления. На это указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2015 года № АКПИ-198, которым отказано в признании недействующим абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354.
По смыслу вышеприведенной нормы в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, в тех случаях, когда речь идет о переходе на индивидуальную систему отопления жилых помещений многоквартирного дома при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.
Собственники помещений в МКД владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в МКД (ч.4 ст. 36 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Как следует из представленной истцом документации по изменению газификации квартиры в доме № *** по адресу ***, выполненном ООО «Алькасар-Ижиниринг», предлагаемый к установке в квартире истца отопительный прибор не подпадает под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах. Однако отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника тепловой энергии в виде газового котла предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются.
Согласно подпункту "в" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Таким образом, поскольку внутридомовая система теплоснабжения МКД входит в состав общего имущества такого дома, то переход хотя бы одной квартиры, на индивидуальное отопление возможен только с согласия всех собственников помещений в МКД, а также при переводе всего многоквартирного дома с отключением дома от системы центрального отопления.
Такого решения принято собственниками многоквартирного дома истца не было. Более того, суд считает, что истцом не представлено доказательств, в том числе и тому, что все собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу *** выразили свое согласие на проведение индивидуального отопления в квартире административного истца.
Как следует из доводов Павлюк Д.В., общего собрания как такового не проводилось, жители многоквартирного дома о месте и времени его проведения надлежащим образом не извещались, голосование проходило путем личного посещения административным истцом жителей дома в квартирах. Из заявления от ***, направленного членами Совета дома № *** на имя главы администрации МО г. Ипатово, усматривается, что жители МКД требуют запретить выдачу разрешений на установку индивидуальных приборов отопления, что подтверждает отсутствие согласия всех собственников о переводе отдельных квартир в МКД на индивидуальное отопление.
Таким образом, принятие решения об отключении квартиры от системы центрального отопления с установкой индивидуального газового оборудования без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме является нарушением их законных интересов и прав. Указанный довод в отказе административного ответчика суд признает обоснованным, соответствующим требования закона.
Также суд находит верным довод административного ответчика о том, что многоквартирный дом, в котором находится квартира Павлюк Д.В., не включен в список домов, в квартирах которых предусматривается возможность перехода на индивидуальны квартирные источники тепловой энергии, что является основанием для отказа в выдаче разрешения на переустройство квартиры под индивидуальное газовое отопление.
Согласно письму Минстроя России от 15 октября 2014 года №25588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в МКД» возможность перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
Как следует из представленной схемы теплоснабжения МО города Ипатово Ипатовского городского округа Ставропольского края 2013 года, основанием для разработки схемы теплоснабжения города Ипатово является Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190 «О теплоснабжении», инвестиционная программа ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на 2013 - 2018 годы, генеральный план города Ипатово, которым не предусмотрено изменение схемы теплоснабжения города.
Спорная квартира административного истца, находящаяся в многоквартирном доме, подключена к централизованной системе теплоснабжения, которая состоит из котельных, центральных тепловых пунктов и тепловых сетей. Их эксплуатацию осуществляет ГУП СК «Крайтеплоэнерго». Изменение системы теплоснабжения города Ипатово не предусматривает изменений схемы теплоснабжения города.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен гл. 4 ЖК РФ.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения и предоставить подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения. Его разработка должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» и он должен содержать в соответствии с требованиями Свода правил 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», Свода правил 41-108-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе» определенные данные, в том числе и проект на отключение квартиры от внутридомовой системы отопления, заключение о том, что отключение квартиры не приведет к нарушению баланса теплоснабжения, не повлияет на систему отопления в целом и другие данные, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проект переустройства должен быть согласован также с теплоснабжающей организацией, так как отключение квартиры истца в многоквартирном доме от центрального отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Отсутствие вышеуказанного согласования является нарушением прав и законных интересов теплоснабжающей организации, которая в том числе обеспечивает надежность и безопасность теплоснабжения потребителей в многоквартирных домах.
Более того, система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры и другого оборудования, расположенного на этих сетях, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления всего многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Как следует из представленных - рабочей документации, проекта на переустройство квартиры № *** в жилом доме № *** по адресу ***, выполненный ООО «Алькасар-Ижиниринг», в них отсутствуют необходимые согласования на соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям, а также, что отключение отопительных приборов от существующей системы водяного отопления жилого многоквартирного дома не приведет к значительной разбалансировке и ухудшению теплового комфорта в соседних квартирах и теплогидравлический режим всего здания останется в пределах нормы, последние не содержат никаких расчетов и подтверждений такого вывода.
Таким образом, суд, проанализировав обстоятельства дела, принимая во внимание вышеуказанные нормы права, приходит к выводу, что оспариваемое решение органа местного самоуправления – администрации Ипатовского городского округа не влечет нарушение требований закона, в связи с чем, требования административного истца о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Павлюк Дарии Васильевне к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2018 года.
Судья –