Дело № 12-440/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск 15 октября 2019 года
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Климонтова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долговой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Пищеторг» Котельниковой С.В. на постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО от 01 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пищеторг»,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО. от 01.08.2019 ООО «Пищеторг» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе на постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО от 01.08.2019, уточненной в ходе судебного заседания, генеральный директор ООО «Пищеторг» Котельникова С.В. указывает о своем несогласии с вынесенным постановлением, полагая, что 21 замечание является необоснованным, а пункты 19, 26, 33, 37 (эвакуационное освещение), 13, 14, 15, 18 (ширина дверей эвакуационных выходов), 59, 60, 61 (категория надежности электропитания) дублируются, а решение о непринятии результатов расчетов пожарных рисков на объекте защиты что государственным инспектором Ульяновской области по пожарному надзору ФИО вынесено неправомерно. Обращает внимание на то, что ООО «Пищеторг» незамедлительно устранило все замечания, указанные в оспариваемом постановлении. Считает, что сумма назначенного обществу штрафа является чрезмерной, и принята без учета, что ООО «Пищеторг» является субъектом малого предпринимательства, впервые привлекается к административной ответственности, а обстоятельства причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей отсутствуют. По мнению заявителя проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ООО «Пищеторг» проведена с нарушениями, поскольку распоряжение о проведении проверки обществу не вручалось. Учитывая изложенное, просит изменить постановление от 01.08.2019 в части назначенного наказания, снизив размер назначенного административного штрафа до 75000 руб.
В судебном заседании представители ООО «Формат» Солянников Г.А., Лихолетова Ю.А. и Баранцев Ю.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Выслушав представителей ООО «Формат» Солянникова Г.А., Лихолетовой Ю.А. и Баранцева Ю.В., государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО поддержавшего обоснованность вынесенного в отношении ООО «Формат» постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 6 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;
запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной плановой выездной проверки соблюдения действующего законодательства в области обеспечения требований пожарной безопасности, согласно плану проверок хозяйствующих субъектов на 2019 год, 23.07.2019 в 09 часов 30 минут в помещениях ООО «Пищеторг», расположенных в здании торгового центра «Оптимус», по адресу: г. Ульяновск, пр. Ульяновский, 16, установлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в нарушении статей 4, 6, 51, 53, 64, 78, 81, 83, 88, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 7, 21, 22, 23, 33, 36, 37, 58, 61, 62, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012), пункта 1.5 СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений (утвержденных Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7), пунктов 7.4, 7.6, 7.9, 8.4, 8.9, 8.15, 9.1, 9.2, 9.4, 9.6, 9.7, 9.9, 9.15, 9.16, 13.3, 14.2, 14.4, 14.6, 14.8, 15.2, 15.3, 15.16, 17.2, 17.7, 18.7, 19.1, 19.2, 22.1, 23.1-23-5, 23.10, 26.2, приложения планировка этажа, абзацев 11, 14 раздела 3 Технических условий на проектирование противопожарной защиты реконструируемого недостроенного здания магазина «Детский мир» под торговый центр, на проспекте Ульяновский, 16 в Заволжском районе г. Ульяновска утвержденных решением заседания нормативно-технического совета Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области (протокол от 08.02.2008 № 2) и согласованных письмом УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области от 27.03.2008 № 233-2-4-6), пунктов 4.1.16, 4.2.2, 4.2.4, 7.2.2, 7.2.3, 7.2.4, 7.2.5, таблиц 19, 20 СП 1.13130.2009, раздела 6 таблицы 1 СП 3.13130.2009, пункта 5.1.4 СП 4.13130.2013, пунктов 5.10.14, 10.2.1, 10.2.2 Таблицы А.1 приложения А, 12.3.7 СП 5.13130.2009, пунктов 6.24, 7.8, 7.20, 7.21 СП 7.13130.2013, пунктов 12, 16, приложения 2 приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91, пунктов 3.5, 3.6, 7.1, разделов 4-6 ГОСТ Р 53300-2009, а именно:
в помещении торгового зала магазина «СпортМастер», площадью 1131 кв.м, с расчетным единовременным пребыванием 377 человек, из расчета на одного человека 3 кв.м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием: ширина основных эвакуационных проходов фактически составляет 1,8 м (вместо требуемых не менее 2,5 м); общая ширина эвакуационных выходов из помещения торгового зала магазина, составляет 2,6 м (2 выхода по 1,3 м), тогда как для торгового зала общей площадью 1131 кв.м, при площади основных эвакуационных проходов менее 25%, требуется принимать общую ширину эвакуационных выходов не менее 5 м; протяженность пути эвакуации, измеряемое по оси эвакуационного пути, от наиболее удаленной точки торгового зала, при площади основных эвакуационных проходов менее 25%, до двери эвакуационного выхода (в осях 21-22/Г-Д) составляет более предельно допустимых 25 м (фактически 31 м); отсутствует эвакуационный выход шириной не менее 2,4 м из торгового зала, с учетом протяженности путей эвакуации, число эвакуационных выходов из помещения не установлено в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода; в помещениях № 225 и № 226 (по плану БТИ) (категории В-2 по пожарной опасности, обозначение размещено на входной двери в помещение) зазоры в местах пересечения противопожарной преграды вентиляционными коробами, со стороны коридора и со стороны помещения комнаты № 225 (по плану БТИ), заделаны обычной монтажной пеной, тогда как требуется заделывать негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость; шкафы пожарных кранов ПК-28 и ПК-29 размещены непосредственно в складских помещениях № 226 и № 223 (по плану БТИ), что ограничивает доступ к нем, внутренние пожарные краны следует устанавливать у входов, коридорах, проходах и других наиболее доступных местах; в коридоре подсобных помещений, в районе расположения пожарного крана ПК-32, корпус оросителя установки автоматического пожаротушения имеет следы механических повреждений; на пути эвакуации к двери эвакуационного выхода в помещении торгового зала магазина «Спорт-Мастер» (в осях здания 13-14/А-Б), напротив пожарного крана ПК-35, установлена перегородка, загромождающая доступ к двери эвакуационного выхода; подсобные и служебные помещение магазина «Спорт Мастер» (в осях здания 21-24/Д-Е) обеспечено только одним пожарным краном (ПК-32), тогда как требуется обеспечивать внутреннее пожаротушение не менее чем от двух пожарных кранов (данное нарушение появилось в результате проведенных в отступление от ТУ изменений объемно-планировочных решений; в коридоре подсобных помещений, без естественного освещения световыми проемами в наружных ограждениях и выходе в коридор из помещения с постоянным пребыванием людей (торгового зала), не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений (ширина дверей эвакуационного выхода из помещений торгового зала (в осях здания 13-14/А), ведущего непосредственно наружу, оставляет 1,3 м, в соответствии с ТУ требуется не менее расчётной – 1,5 м; ширина дверей эвакуационного выхода из подсобных помещений (в осях здания 20-21/Д/1-Е) во внутреннюю лестничную клетку здания составляет 1,3 м, в соответствии с ТУ требуется не менее расчётной – 1,5 м; ширина дверей эвакуационного выхода из помещений торгового зала (в осях здания 21-22/Д) в коридор подсобных помещений составляет 1,3 м, в соответствии с ТУ требуется путь эвакуации шириной не менее расчётной – 1,5 м);
в помещении магазина «Дьюти Фри»: помещения магазина площадью 213 кв.м обеспечены только одним эвакуационным выходом, ведущем из торгового зала непосредственно наружу (в осях здания 9-10/А) (тогда как при площади торгового зала, рассчитанного на одновременное пребывание 71 человека (из расчета на одного человека 3 кв.м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием) требуется наличие не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов, дверь эвакуационного выхода, ведущая в помещение торгового зала «Секонд Хенд», блокирована торговым оборудованием магазина); помещение магазина обеспечено только одним пожарным краном (ПК-40) (тогда как требуется обеспечивать внутреннее пожаротушение не менее чем от двух пожарных кранов) ( данное нарушение появилось в результате проведенных в отступление от ТУ изменений объемно-планировочных решений); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений (ширина дверей эвакуационного выхода из помещений торгового зала (в осях здания 4-5/Б) непосредственно наружу составляет 1,2 м (в соответствии с ТУ требуется не менее расчетной – 1,5 м); в торговом зале магазина не смонтировано эвакуационное освещение (при отключении основного освещения эвакуационное освещение не включается);
в помещении торгового зала магазина «СекондХенд», площадью 560 кв.м, с расчетным единовременным пребыванием 187 человек, из расчета на одного человека 3 м2 площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале фактически составляет 1,8 м (при требуемом не менее 2,5 м); общая ширина эвакуационных выходов из помещения торгового зала магазина, составляет 1,6 м (1 выход) (для торгового зала общей площадью 560 кв.м (из расчета на одного человека 3 кв.м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием), при площади основных эвакуационных проходов менее 25%, требуется принимать общую ширину эвакуационных выходов не менее 2,4 м; путь эвакуации к двери эвакуационного выхода в осях 9-10/А блокирован ограждающими конструкциями магазина «Дьюти Фри»; протяженность пути эвакуации, измеряемое по оси эвакуационного пути, от наиболее удаленной точки торгового зала, при площади основных эвакуационных проходов более 25%, до двери эвакуационного выхода (в осях 9/Д) составляет более предельно допустимых 50 м (фактически – 70 м); помещение торгового зала магазина в осях 1-5/В-Г обеспечено только одним пожарным краном (ПК-34) (требуется обеспечивать внутреннее пожаротушение не менее чем от двух внутренних пожарных кранов) (данное нарушение появилось в результате проведенных в отступление от ТУ изменений объемно-планировочных решений); помещение торгового зала магазина не обеспечено системой вытяжной противодымной вентиляции, дымоприемные устройства вытяжной противодымной вентиляции в торговом зале магазина отсутствуют; в торговом зале магазина не смонтировано эвакуационное освещение (при отключении основного освещения эвакуационное освещение не включается);
в помещении торгового зала магазина «Мебель», площадью 504 кв.м, с расчетным единовременным пребыванием 168 человек, из расчета на одного человека 3 кв.м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале фактически составляет 1,8 м (при требуемом не менее 2,5 м); общая ширина эвакуационных выходов из помещения торгового зала магазина, составляет 2,1 м (1 выход), для торгового зала общей площадью 504 кв.м (из расчета на одного человека 3 кв.м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием), при площади основных эвакуационных проходов менее 25%, требуется принимать общую ширину эвакуационных выходов не менее 2,3 м; протяженность пути эвакуации, измеряемое по оси эвакуационного пути, от наиболее удаленной точки торгового зала, при площади основных эвакуационных проходов менее 25%, до двери эвакуационного выхода (в осях 5/Б) составляет более предельно допустимых 25 м (фактически более 50 м); общая ширина эвакуационных выходов из помещения, занимаемые торговыми отделами «Мебель» и «Секонд Хенд», составляет 2,2 м, тогда как для торгового зала общей площадью 1080 кв.м (из расчета на одного человека 3 кв.м площади торгового зала, включая площадь, занятую оборудованием), при площади эвакуационных проходов менее 25%, требуется принимать общую ширину эвакуационных выходов не менее 4,8 м; часть помещения торгового зала магазина «Мебель» в осях 5-9/А-Б обеспечено только одним пожарным краном (ПК-34) (требуется обеспечивать внутреннее пожаротушение не менее чем от двух внутренних пожарных кранов) (данное нарушение появилось в результате проведенных в отступление от ТУ изменений объемно-планировочных решений); в объеме внутренней лестничной клетки на уровне подвального этажа (под лестничным маршем, напротив входа в торговый зал магазина) в осях 4-5/А-Б устроено служебно-бытовое помещение; в торговом зале магазина не смонтировано эвакуационное освещение (при отключении основного освещения эвакуационное освещение не включается); на пути эвакуации из торгового зала мебели в коридор (в осях здания 1/В-Г), по направлении движения из торгового зала магазина к внутренней лестничное клетке здания, установлены подъемно-опускные двери, при этом иные (дублирующие) пути эвакуации отсутствуют; вывешенный в помещении торгового зала план эвакуации людей при пожаре не соответствует фактической планировке помещений, расположению эвакуационных выходов;
в подсобных помещениях:
коридор подсобных помещений подвального этажа, расположенный в осях 1/4-9/Д-Д/1, протяженностью 54 м, обеспечен только одним дымоприемным устройством системы принудительной противодымной вентиляции, тогда как требуется, устанавливать не менее двух дымоприемных устройств (предусматривается одно дымоприёмное устройство для каждой дымовой зоны коридора длинной не более 45 м); в коридоре не смонтировано эвакуационное освещение (при отключении основного освещения эвакуационное освещение не включается); дверь эвакуационного выхода, ведущего из коридора здания наружу (в осях здания 7-8/Е), в районе размещения вентиляционной камеры № 10, закрыта изнутри на врезной замок (запоры двери не обеспечивают их открывания изнутри без ключа); снято устройство для самозакрывания двери внутренней лестничной клетки (в осях здания 1/Д/1-Е), на уровне подвального этажа, в районе расположения пожарного крана ПК-38; в складском помещении № 11 осуществляется хранение бытовых горючих материалов и материалов в горючей упаковке, фактически помещение относится к категории «В-2»-«В-3» по пожарной опасности, при этом заполнение дверного проема выполнено деревянной дверью (требуется выполнять противопожарной 2-го типа); в коридоре этажа металлическим профилированным листом выгорожено складское помещение № 4, в котором осуществляется хранение бытовых горючих материалов и материалов в горючей упаковке, фактически помещение относится к категории «В-2»-«В-3» по пожарной опасности, при этом ограждение помещения не выполнено противопожарной перегородкой 2-го типа с соответствующем заполнением дверного проема; бытовые помещения № 7 и № 8 не защищены установкой автоматического пожаротушения (требуется защищать при оборудовании здания установкой автоматического пожаротушения в целом); в коридоре на пути эвакуации, возле тренажерного зала, в осях здания 1/4-1/Г установлены подъемно-опускные двери, при этом иные (дублирующие) пути эвакуации отсутствуют;
в помещении дебаркадера:
в объеме дебаркадера (подвального этажа) выгорожены складские помещения, в которых хранятся горючие материалы; сняты механизмы для самозакрывания противопожарных дверей тамбур-шлюза по оси 10/Г-Д, расположенного перед лифтом в помещении дебаркадера, в районе расположения пожарного крана ПК-26; в помещении дебаркадера зазоры в местах пересечения противопожарной преграды (перекрытия) клапаном системы дымоудаления, в местах размещения пожарных кранов ПК-26 и ПК-27, заделаны обычной монтажной пеной (требуется заделывать негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость); сняты механизмы для самозакрывания противопожарных дверей тамбур-шлюза (помещения № 57 и № 34 по плану БТИ) в осях здания 18/Д/1-Е и 18/Д-Д/1, расположенных перед лифтом в помещении дебаркадера; нарушена огнезащитная обработка (обмазка) несущих металлических конструкций в районе размещения пожарного крана ПК-36 (визуально видны незащищенные участки металлических конструкций), повторная огнезащитная обработка не проводилась; смонтированная в помещении дебаркадера система вытяжной противодымной вентиляции находится в неисправном состоянии (при сработке установки автоматической пожарной сигнализации и запуске системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дымоприемное устройство, расположенное под перекрытием в районе размещения пожарного крана ПК-27, не открывается, не обеспечивается проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противодымной защиты здания);
в станции пожаротушения отсутствуют световые указатели в месте размещения соединительных головок трубопроводов для подключения передвижной пожарной техники, выведенных наружу из помещения насосной станции (данные световые указатели должны включаться автоматически при срабатывании установок пожаротушения и пожарной сигнализации); в помещении насосной станции на каждой задвижке и 3-х насосных пожарных агрегатах не размещены таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей;
в помещениях внутренних лестничных клеток: демонтирована противопожарная преграда (перегородка), отделяющая внутреннюю лестничную клетку, ведущую из подвального этажа (магазина «Спорт-Мастер»), от внутренней лестничной клетки, ведущей со 2-го этажа на 1-й (в осях здания 19-20/А-Б) (фактически подвальный, 1 и 2 этажи сообщаются по общей внутренней лестничной клетке, чем нарушаются требования ТУ); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений: ширина дверей эвакуационного выхода с площадки внутренней лестничной клетки (в соответствии с ТУ ведущей из подвального этажа непосредственно наружу) на уровне 1-го этажа (в осях здания 19-20/А) непосредственно наружу фактически составляет 1,3 м, тогда как в соответствии с ТУ требуется выполнять шириной не менее расчётной – 1,8 м; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений: распашные двери эвакуационного выхода с площадки внутренней лестничной клетки (в соответствии с ТУ ведущей со 2-го этажа непосредственно наружу) на уровне 1-го этажа (в осях здания 19-20/А) непосредственно наружу фактически заменены на раздвижные двери, тогда как в соответствии с ТУ требуется выполнять распашные двери шириной 1,8 м; демонтирована противопожарная преграда (перегородка), отделяющая внутреннюю лестничную клетку, ведущую из подвального этажа (магазина «Мебель»), от внутренней лестничной клетки, ведущей со 2-го этажа здания непосредственно наружу (в осях здания 4-5/А-Б), фактически подвальный, 1 и 2 этажи сообщаются по общей внутренней лестничной клетке, чем нарушаются требования ТУ; демонтирована противопожарная преграда (перегородка), отделяющая внутреннюю лестничную клетку, ведущую со 2-го этажа здания непосредственно наружу, от торгового зала 1-го этажа (в осях 4-5/Б) (фактически подвальный, 1 и 2 этажи сообщаются по общей внутренней лестничной клетке, чем нарушаются требования ТУ); при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений: ширина дверей эвакуационного выхода с площадки внутренней лестничной клетки (в соответствии с ТУ ведущей из подвального этажа непосредственно наружу) на уровне 1-го этажа (в осях здания 4-5/А) непосредственно наружу фактически составляет 1,3 м, тогда как в соответствии с ТУ требуется выполнять шириной не менее расчётной – 1,8 м; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечивается соблюдение проектных решений: распашные двери эвакуационного выхода с площадки внутренней лестничной клетки (в соответствии с ТУ ведущей со 2-го этажа непосредственно наружу) на уровне 1-го этажа (в осях здания 4-5/А) непосредственно наружу фактически заменены на раздвижные двери, тогда как в соответствии с ТУ требуется выполнять распашные двери шириной не менее расчётной – 1,8 м;
в помещениях подвального этажа располагаются торговые залы магазинов непродовольственных товаров площадью более 1000 кв.м, тогда как в помещениях подвальных этажей допускается размещать магазины непродовольственных товаров торговой площадью не более 400 кв.м;
не смонтирован дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем вытяжной противодымной вентиляции от пусковых элементов, расположенных в помещении пожарного поста (поста охраны); не смонтирован дистанционный ручной привод исполнительных механизмов системы подпора воздуха в тамбур-шлюзы от пусковых элементов, расположенных в помещении пожарного поста (поста охраны);
не выполнена установка автоматического пожаротушения по 1-й категории надежности, с обеспечением электроэнергии от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (при отключении основного электропитания в здании приемно-контрольный прибор установки, размещенные на посту охраны здания, не функционирует и не выполняет свои функции);
не выполнена установка автоматической пожарной сигнализации по 1-й категории надежности, с обеспечением электроэнергии от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (при отключении основного электропитания в здании приемно-контрольный прибор данной установки, размещенные на посту охраны здания, не функционирует и не выполняет свои функции);
система вытяжной принудительной противодымной вентиляции не выполнена по 1-й категории надежности, с обеспечением электроэнергии от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (при отключении основного электропитания в здании щит управления системы не функционирует и не выполняет свои функции);
во всех шкафах пожарных кранов, размещенных в подвальном этаже, размещено по одному огнетушителю, тогда как требуется размещать по два огнетушителя в каждом шкафу пожарного крана;
в помещениях подвального этажа фактически смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, тогда как требуется 4-го типа, отсутствуют эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской;
смонтированная в помещениях система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивает оповещение людей по всем помещениям при сработке установки автоматической пожарной сигнализации (при сработке автоматической пожарной сигнализации в торговом зале магазина «Мебель», система оповещения о пожаре в магазине «СпортМастер» не транслирует сигналы оповещения о пожаре);
неисправна система подпора воздуха в тамбур-шлюз, расположенный в осях 1/3-1/4/Д-Д/1, 1-2/Д/1-Е, 9-10/Д/1-Е, 18-19/Д-Д/1, 18-19/Д/1-Е (при сработке установки автоматической пожарной сигнализации и запуске системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре клапан системы подпора воздуха не открывается, подпор воздуха не осуществляется (требуется осуществлять подпор воздуха не менее 20 Па)), не обеспечивается проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противодымной защиты здания;
не проводится оценка технического состояния системы противодымной вентиляции (систем приточной и вытяжной противодымной вентиляции) на эксплуатируемом здании в соответствии с ГОСТ Р53300, тогда как периодические испытания систем противодымной вентиляции должны производиться не реже одного раза в 2 года, с оформлением протокола;
не предусмотрено отключение системы приточной вентиляции от командного импульса установок автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения;
спринклеры установки автоматического пожаротушения, смонтированные в здании, введены в эксплуатацию 10.07.2009, тогда как в соответствии с технической документаций завода изготовителя срок эксплуатации данных спринклеров составляет 10 лет;
помещение станции не оборудовано телефонной связью с помещением пожарного поста;
у мест размещения пожарных кранов и первичных средств пожаротушения, расположенных в здании, не установлены световые указатели;
декларация пожарной безопасности составленная в отношении объекта защиты (от 18.05.2019 № 73401368ТО4168) подлежит отмене в регистрации, в связи с принятием 09.07.2019 решения о непринятии результатов по задекларированному расчету пожарного риска.
Указанные обстоятельства правонарушения зафиксированы в акте проверки № 228 от 23.07.2019.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что осуществляя эксплуатацию помещений, расположенных в здании торгового центра «Оптимус», по адресу: г. Ульяновск, пр. Ульяновский, 16, ООО «Пищеторг» нарушило требования пожарной безопасности, прихожу к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей назначено в соответствии с санкцией, установленной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятое органом пожарного надзора 09.07.2019 решение о непринятии результатов по оценке пожарного риска на объекте защиты суд находит обоснованным, поскольку представленные заявителем расчеты по оценке пожарного риска не соответствуют предъявляемым требованиям. Так, решение о непринятии результатов по оценке пожарного риска на объекте защиты было вынесено органом пожарного надзора, в связи с тем, что в ходе проведения мероприятия по надзору административным органом обнаружены несоответствия исходных данных – в составе расчетов по оценке пожарных рисков отражены недостоверные сведения, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
Доводы заявителя о том, что все недостатки, выявленные в ходе проверки, были оперативно устранены, не освобождают ООО «Пищеторг» от административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, имеются основания, для изменения состоявшегося по делу постановления, в части назначенного обществу наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания, суд учитывает требования статей 3.1, 3.5 и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает во внимание характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых совершено правонарушение, имущественное положение юридического лица.
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоразмерности санкции последствиям правонарушения, обстоятельств, связанных с имущественным положением юридического лица, назначенное ООО «Пищеторг» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, безальтернативно определенным санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица, административный штраф, назначенный ООО «Пищеторг», подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа и состоявшееся по делу судебное решение подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 75000 рублей.
При этом оснований как для большего смягчения наказания, так и для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Пищеторг» с применением положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершение правонарушений в области обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности представляет повышенную общественную опасность, влекущую за собой угрозу здоровью или жизни населению.
Нарушений как при проведении плановой проверки, так и при проведении процедуры привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления в целом, судом не установлено, а доводы заявителя в данной части являются необоснованными и своего объективного подтверждения в ходе судебного заседания не нашли. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО от 01 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пищеторг» изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 75000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.
Судья Е.В. Климонтова