РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 г. г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при помощнике Егоровой Н.Г.,
с участием истца Корчагиной С.К., представителя ответчика администрации Сегежского муниципального района Лукашевич А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корчагиной С.К. к администрации Сегежского муниципального района, ООО «ЖЭО», ООО «Сортавальский», Фонду капитального ремонта Республики Карелия об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что истец проживает в муниципальном жилом помещении по адресу <...> на основании договора социального найма. Управление домом осуществляет ООО «ЖЭО», которое обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома согласно утвержденному собственниками помещений перечню. Однако свои обязанности управляющая организация выполняет ненадлежащим образом, в результате чего общее имущество в многоквартирном доме находится в неудовлетворительном состоянии. С 2005 года по периметру квартиры истца разрушается фасад, полностью разрушилась кирпичная кладка, состояние стены дома несет угрозу для жизни и здоровья людей. Текущий ремонт фасада здания управляющей организацией ни разу не выполнялся. Также на доме отсутствует адресная табличка с наименованием улицы и номером дома. В 2016 г. истец обращалась в управляющую компанию в связи с тем, что фасад дома находится в ненадлежащем состоянии, поэтому в жилое помещение истца поступает влага, что стало причиной образования на стенах плесени, грибка и повреждения внутренней отделки жилого помещения. Оконные блоки сгнили. Повреждения зафиксированы в соответствующих актах. На основании изложенного истец просит обязать ООО «ЖЭО» выполнить ремонт фасада в верхней части правого торцевого фасада здания на уровне 4-5 этажа при глубине заделки в ? кирпича площадью в одном месте более 1 кв. м согласно локальной смете №..., выполнить ремонт в комнатах №... и №... квартиры №... дома №... по ул. <...> в г. Сегеже (удалить плесень, грибок, поклеить обои в комнатах, побелить потолок), установить адресную табличку с наименованием улицы и номера дома; обязать администрацию Сегежского городского поселения произвести замену оконных блоков в комнатах №..., №... квартиры №... дома №... по ул. <...> в г. Сегеже, взыскать с ООО «ЖЭО» компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., с администрации Сегежского городского поселения – 30000 руб., взыскать с администрации Сегежского городского поселения и ООО «ЖЭО» в пользу истца штраф в размере по 50 % от суммы удовлетворенных требований.
Судом произведена замена ответчика администрации Сегежского городского поселения на администрацию Сегежского муниципального района, в качестве ответчиков привлечены ООО «Сортавальский», Фонд капитального ремонта Республики Карелия.
В судебном заседании истец требования поддержала, просила их удовлетворить к надлежащему ответчику.
Представитель администрации Сегежского муниципального района против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на отсутствие доказательств необходимости проведения капитального ремонта в жилом помещении, а также на обязанность собственников помещений многоквартирного жилого дома проводить капитальный ремонт дома.
Представитель ООО «Сортавальский» просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому исполняет обязанность по управлению спорным многоквартирным домом с 01.10.2019, все обязательства выполняет надлежащим образом. Надлежащим ответчиком по требованиям о проведении капитального ремонта полагал Фонд капитального ремонта Республики Карелия. В части требований об установлении адресной таблички на дом представил акт выполненных работ и фотографии об исполнении данной обязанности.
Иные лица своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения муниципального района.
Согласно ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В силу ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения наймодателем является собственник жилого помещения государственного жилого (фонда или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Подпунктом «е» пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. № 315 предусмотрено, что наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Все иные работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, который в силу подпункта «в» пункта 5 Типового договора обязан осуществлять наймодатель.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Корчагина С.К. проживает в муниципальном жилом помещении по адресу ..., 12.01.2017 администрацией Сегежского городского поселения с ней заключен договора социального найма №.... При этом фактически жилое помещение предоставлено истцу, согласно ее пояснениям, еще до 2005 года.
С 01.10.2019 полномочия администрации Сегежского городского поселения исполняет администрация Сегежского муниципального района, имущество муниципальной казны муниципального образования «Сегежское городское поселение» передано администрации Сегежского муниципального района для дальнейшего исполнения полномочий администрации Сегежского городского поселения.
Жилые помещения, расположенные по адресу ... также переданы администрации Сегежского муниципального района (приложение к акту приема-передачи от 30.09.2019).
Таким образом, от имени наймодателя жилого помещения, занимаемого истцом, выступает администрация Сегежского муниципального района.
Управление спорным многоквартирным домом осуществлялось до 01.10.2019 управляющей организацией ООО «ЖЭО». С 01.10.2019 управляющей организации в отношении спорного дома является ООО «Сортавальский».
Из договора социального найма №... от 12.01.2017, заключенного между администрацией Сегежского городского поселения и Корчагиной С.К., усматривается, что наймодатель передал нанимателю жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат №... и №... квартиры №... в доме №... по ул. <...> в г. Сегеже для проживании в нем. Наймодатель обязался передать Нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении Наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении,
Наниматель вправе по своему выбору потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей Наймодателем.
Наниматель обязался поддерживать в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, обеспечивать их сохранность. При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию, производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Согласно Примерному перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, - приложение № 8 к постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» к капитальному ремонту относятся ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%, утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров).
В силу ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Определяя в ст. 190.1 ЖК РФ условия, при которых обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возлагается на орган государственной власти или орган местного самоуправления, федеральный законодатель руководствовался тем, что с момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, происходит преобразование отношений собственности: этот дом утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в публичной собственности, а в отношении общего имущества такого многоквартирного дома возникает общая долевая собственность, участниками которой становятся соответствующее публично-правовое образование и гражданин, приватизировавший жилое помещение (пункт 4 статьи 244 и пункт 1 статьи 290 ГК РФ, часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).
С момента приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме, относящемся к государственному или муниципальному жилищному фонду, последующие расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме ложатся на соответствующее публично-правовое образование лишь соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, а у гражданина, приватизировавшего жилое помещение, возникает аналогичная обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества пропорционально размеру общей площади принадлежащего ему жилого помещения.
Федеральный законодатель связал обязанность проведения бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с таким условием, как нуждаемость многоквартирного дома в проведении капитального ремонта до даты приватизации первого жилого помещения в нем, что подтверждается включением этого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда.
Участие собственника помещения в многоквартирном доме в расходах на содержание общего имущества осуществляется путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, согласно приказу Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов…, составляет в отношении стен особо капитальных, каменных (кирпичные при толщине 2,5-3,5 кирпича) и крупноблочных на сложном или цементном растворе – 50 лет, каменных обыкновенных (кирпичные при толщине 2 – 2,5 кирпича) – 40 лет, каменных облегченной кладки из кирпича, шлакоблоков и ракушечника – 30 лет; оконных и балконных заполнений с деревянными переплетами – 40 лет.
Дом по ул. <...> №... в г. Сегеже 1965 года постройки.
Согласно записи в техническом паспорте на дом капитальный ремонт дома проводился в 1985 году.
По сведениям ГУП РК РГЦ «Недвижимость» первая приватизация помещения в доме произошла 20.04.2010.
Доказательств того, что на момент первой приватизации помещения в спорном многоквартирном доме требовался его капитальный ремонт, в том числе фасадов здания, материалы дела не содержат.
Таким образом, оснований для возложения на администрацию района обязанности по капитальному ремонту фасада не имеется, поскольку капитальный ремонт дома должен производиться собственниками помещений многоквартирного дома.
Согласно региональной программе капитального ремонта, в 2023 году по спорному дому запланировано проведение работ капитального характера, включая работы по утеплению и ремонту фасада.
Также суд не усматривает оснований для возложения на ответчиков обязанности по текущему ремонту жилого помещения, занимаемого истцом, поскольку данная обязанность лежит на истце как нанимателе жилого помещения в силу жилищного законодательства и договора социального найма. Доказательств того, что на момент первой приватизации помещения многоквартирного дома в комнатах, занимаемых истцом, имелись повреждения внутренней отделки, вызванные неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, не представлено.
Требование истца об установлении адресной таблички на дом на день рассмотрения дела по существу управляющей организацией ООО «Сортавальский» исполнены, поэтому не подлежат удовлетворению. Оснований для взыскания штрафа и компенсации морального вреда с ответчика ООО «Сортавальский» не имеется, поскольку данный ответчик осуществляет управление домом с 01.10.2019, до подачи иска в суд обращений со стороны истца к данному ответчику с просьбой вывесить адресную табличку на дом не было. Кроме того, доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий не представлено.
Относительно требований истца о возложении обязанности по замене оконных блоков и оконных заполнений в комнатах, где проживает истец, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 4 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда - приложение № 8 к Постановлению Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» замена оконных блоков относится к капитальному ремонту.
В состав работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не входят работы по текущему ремонту дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования, о чем указано в п. п. 15, 19 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
На основании изложенного, принимая во внимание, что устранение неисправности оконных рам относится к текущему ремонту жилого помещения, т.е. с учетом положений ст. ст. 65 и 67 ЖК РФ должно осуществляться нанимателем жилого помещения - истцом. Доказательств того, что жилое помещение истцу было предоставлено в технически неисправном состоянии, с разбитыми окнами, требовало капитального ремонта не представлено.
Необходимость проведения капитального ремонта окон не подтверждена, опровергается составленным с участием истца и представителей администрации Сегежского муниципального района актом от 06.12.2019.
Доказательства причинения истцу вреда незаконными действиями администрации, в том числе морального, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, необходимость капитального ремонта оконных блоков не подтверждена.
При этом законных оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа в пользу истца с администрации района не имеется, поскольку доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий в связи с нарушением ее личных неимущественных прав не представлено. Взыскание штрафа за неудовлетворение требований потребителя в данном случае также необоснованно, поскольку на отношения истца и администрации Сегежского муниципального района Закон РФ «О защите прав потребителей», предусматривающий такую возможность, не распространяется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Корчагиной С.К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ составлено 11.12.2019.