Решение по делу № 33-21176/2014 от 16.09.2014

Судья Хаванова Т.Ю. Дело № 33-21176/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Сидорова П.А.,

судей Мизюлина Е.В., Цуркан Л.С.,

при секретаре Дьяченко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2014 года апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 30 июня 2014 года по делу по иску Кацала Николая Михайловича к ГУ- Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерству социальной защиты населения Московской области, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение в 2012 -2013 годах, стоимости проездных билетов, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения представителя ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ,

УСТАНОВИЛА:

Кацал Н.М. обратился в суд с иском о взыскании с Министерства социальной защиты населения Московской области за счет средств федерального бюджета: в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2012 год стоимость путевки в размере 54000 рублей, медицинских процедур в размере 21380 рублей, стоимости проезда в размере 11207 рублей 20 копеек; в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки в размере 54000 рублей, медицинских процедур в размере 30 240 рублей, стоимости проезда в размере 11109 рублей.

В обоснование иска указал, что является инвалидом 2 группы, участвовавшим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет право на ежегодное предоставление санаторно-курортного лечения. Для реализации права на бесплатное санаторно-курортное лечение он своевременно в 2012 и 2013 годах обращался в органы социальной защиты населения в установленном порядке за представлением путевки в санатории. Однако, Шатурским управлением соцзащиты ему было отказано, ссылаясь на ограничение количества путевок и очередность обеспечения путевками. Он за собственные денежные средства приобрел путевки в 2012 году и 2013 году, а также понес затраты на приобретение медицинских процедур и расходы на проезд к месту лечения и обратно.

Решением суда иск удовлетворен частично. Взыскана с Министерства социальной защиты населения Московском области в пользу Кацала Н.М. за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки 54 000 рублей и расходы на проезд на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно в размере 11 189 рублей. В части взыскания с Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу истца возмещения расходов на санаторно- курортное лечение в размере стоимости путевки, медицинских услуг, проезда на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно за 2012 год, возмещения стоимости дополнительных медицинских услуг в 2013 году отказано. Взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца компенсация морального вреда в размере 5000 рублей. В иске к ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.

Министерство социальной защиты населения Московской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просили решение суда отменить, поскольку Федеральным законом «О государственной социальной помощи», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства Московской области от 26.01.2011 года №61/2, выплата компенсации за самостоятельно приобретенную санаторно-курортную путевку и проездные билеты не предусмотрена. Истец может отказаться от права получения набора социальных услуг в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда, обратившись в ГУ-Управление Пенсионного фонда с последующим получением ежемесячной денежной компенсации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части взыскания с Министерства социальной защиты населения Московском области в пользу Кацала Н.М. за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки в размере 54 000 рублей и расходов на проезд на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно в размере 11 189 рублей, а также в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции в отменяемой части указанным требованиям закона не соответствует.

В суде первой инстанции установлено, что истец является инвалидом 2 группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет право на ежегодное предоставление санаторно-курортного лечения. Для реализации права на бесплатное санаторно-курортное лечение он своевременно в 2012 и 2013 годах обращался в органы социальной защиты населения в установленном порядке за представлением путевки в санатории. Однако, Шатурским управлением соцзащиты ему было отказано, ссылаясь на ограничение количества путевок и очередность обеспечения путевками. С учетом того, что ему было отказано в предоставлении путевок, истец за собственные денежные средства приобрел путевки, также понес расходы по оказанным ему медицинским процедурам и приобретенным билетам к месту лечения и обратно.

Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства социальной защиты населения Московском области в пользу истца за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки в размере 54 000 рублей и расходов на проезд на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно в размере 11 189 рублей, суд первой инстанции, исходил из того, что истец в установленном законом порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, он сохраняет право на её предоставление, следовательно, требование о компенсации расходов на самостоятельное приобретение путевки за 2013 год и стоимости проезда к месту лечения и обратно являются законными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним категории граждан (статья 6.7 настоящего Федерального закона).

Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии с п. 3.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. 3.3 настоящего Приказа организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно Правительством Московской области Постановлением от 26.01.2011 года N 61/2 утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, при этом на Министерство финансов Московской области возложено финансирование переданных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно за счет субвенций, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

В соответствии с п. 1.1 Порядка настоящий Порядок предоставления отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определяет условия оказания отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно п. 1.2 настоящего Порядка реализация на территории Московской области полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется по мере поступления бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Московской области в форме субвенций, в пределах объема указанных бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 1.3 Порядка право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имеют указанные в данном пункте категории граждан при наличии медицинских показаний.

Согласно п. 2.1 настоящего порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления территориальным структурным подразделением Министерства гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.10.2010 N 873н "Об утверждении перечня санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи". Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении устанавливается федеральным законодательством.

В соответствии с п. п. 2.3 и 2.4 настоящего Порядка периодом предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно является календарный год.

Днем обращения за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение считается день приема Уполномоченным подразделением документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.

Как усматривается из материалов дела, истец своевременно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки на 2013 год, представив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Однако, 16.12.2013 года ему было отказано в обеспечении путевкой на 2013 год в виду ограниченности количества путевок.

Следовательно, с учетом вышеуказанных нормативных актов, истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

Вместе с тем, ни Федеральным законом «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни Постановлением Правительства Московской области от 26.01.2011 года №61/2, выплата компенсации за самостоятельно приобретенные санаторно-курортную путевку не предусмотрена. Данным постановлением Правительства Московской области предусмотрена компенсация стоимости проездных билетов до места лечения и обратно, в случае когда путевка была предоставлена в установленном порядке.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, введенным в действие с 1 января 2005 года, внесены существенные изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", которые повлияли на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.

Указанные выше нормы закона уже не предусматривают возможность получения денежной компенсации в случае непредоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" была введена глава 2 "Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг", которой такой категории граждан, как истец, предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг (путевку на санаторно-курортное лечение, др.) или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты. Возможность денежной компенсации за необеспеченные в течение календарного года санаторно-курортные путевки в случае получения набора социальных услуг данным законом также не предусмотрена.

Не предусмотрена такая возможность и Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 862.

Предоставление санаторно-курортной путевки входит в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, представляет по существу меру социальной поддержки, является правом федерального законодателя.

Поскольку законодателем в настоящее время, так же как и по состоянию на 2013 год, не установлена соответствующая денежная компенсация для граждан, которые в течение календарного года не были обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение, то, по мнению судебной коллегии, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в части взыскания Министерства социальной защиты населения Московском области в пользу истца за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки в размере 54 000 рублей и расходов на проезд на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно в размере 11 189 рублей.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным также отменить решение суда в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, как постановленное с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части взыскания Министерства социальной защиты населения Московском области в пользу истца за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки в размере 54 000 рублей и расходов на проезд на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно в размере 11 189 рублей, то оснований для взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шатурского городского суда Московской области от 30 июня 2014 года в части взыскания с Министерства социальной защиты населения Московском области в пользу Кацала Н.М. за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки в размере 54 000 рублей и расходов на проезд на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно в размере 11 189 рублей, а также в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей отменить.

Постановить в отмененной части по делу новое решение.

В удовлетворении иска Кацалу Николаю Михайловичу о взыскании с Министерства социальной защиты населения Московском области в пользу Кацала Н.М. за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на санаторно-курортное лечение за 2013 год стоимость путевки в размере 54 000 рублей и расходов на проезд на железно-дорожном транспорте к месту лечения и обратно в размере 11 189 рублей, а также в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московском области удовлетворить.

Председательствующий

судьи

33-21176/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Кацал Н.М.
Ответчики
министерство социальной защиты населения
Министерства Ф.Р.
ГУ-Московское областное региональное отделение фонда социального страхования РФ
Суд
Московский областной суд
Судья
Мизюлин Е.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
24.09.2014Судебное заседание
06.10.2014Дело сдано в канцелярию
07.10.2014Передано в экспедицию
24.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее