Дело № 2-2866/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2011 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре Жмыховой Е.Ю.,
с участием:
Истца Кузнецова С.В. и его представителя по доверенности – Ломановой А.Ю.,
представителя ответчика войсковая часть 3512 по доверенности – Зубова И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова С.В. к войсковой части 3512 о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий
У с т а н о в и л :
Истец Кузнецов С.В. обратился в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий; просит восстановить его на жилищном учете.
Свои требования истец мотивирует тем, что проходил службу во ВВ МВД РФ в период с <дата> по <дата>, является ветераном боевых действий. В настоящее время вышел на пенсию, находится в запасе. Во время прохождения службы в <дата> году, сразу после рождения сына, был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
<дата> истца известили о том, что <дата> состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512, на котором было принято решение об исключении истца из списков нуждающихся в жилье на основании ч.2, 6 п.1 ст.56 ЖК РФ.
Согласно протокола <номер> заседания жилищно-бытовой комиссии основанием для снятия истца с учета нуждающегося в жилье стал факт приватизации им однокомнатной квартиры, в которой он проживает с семьей из трех человек с <дата> года по адресу: <адрес>.
С указанным решением комиссии истец не согласен, считает, что нарушены его права на улучшение жилищных условий. В жилищном законодательстве, в том числе действовавшем до <дата>, отсутствует основание для снятия с учета нуждающихся в жилье – приватизация гражданином жилья. Ссылка ответчика на указанные в решении нормы ЖК РФ несостоятельна, поскольку никакие изменения в жилищном вопроса, за исключением его приватизации, не произошли.
Истец был принят на учет, когда проживал на основании договора социального найма в указанной <данные изъяты> квартире с семьей из трех человек: истец, его жена и сын, <дата> года рождения. Документы, которые были приняты у истца при постановке на учет по месту службы, соответствовали и соответствуют действительности.
О приватизации жилья истец поставил в известность сразу руководство войсковой части. В <дата> году решался вопрос о выдаче истцу сертификата на получение жилья. Всеми необходимыми документами и сведениями о приватизации жилья войсковая часть располагала.
Будучи поставленным на учет в <дата> году в установленном порядке по месту службы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец рассчитывал на то, что его жилищный вопрос будет разрешен. Однако в настоящее время он лишен этого права.
В судебном заседании истец Кузнецов С.В. и его представитель по доверенности Ломанова А.Ю. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что с <дата> года истец проходил службу в Вооруженных Силах. С <дата> года он проживает в квартире по адресу: <адрес>, в которую въехал после того, как разменяли две <данные изъяты> квартиры на <данные изъяты>. В <дата> году у истца родился сын, и тогда он написал рапорт на имя командира войсковой части о постановке на учет на улучшение жилищных условий. Рапорт был рассмотрен жилищно-бытовой комиссией и истца поставили на учет как нуждающегося в улучшение жилищных условий. Советом профсоюзов г. Протвино было принято решение, которое утверждено Президиумом Московского областного совета профессиональных союзов, установить для жителей г.Протвино норму обеспеченности жилой площади по 6,5 кв.м на одного человека. Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося, так как жилая площадь квартиры истца составляет 16,8 кв.м., в связи с чем на каждого члена семьи приходилось 5,6 кв.м. жилой площади. На данный момент истец проживает в той же квартире и с тем же составом семьи. В <дата> году данная квартира была приватизирована истцом и его сыном, жена не участвовала в приватизации. О приватизации квартиры истец поставил в известность командование войсковой части, предоставив все документы в жилищно-бытовую комиссию. Оставался в списках как нуждающийся в улучшении жилищных условий до <дата>. В <дата> году войсковой частью истцу предоставлялся ГЖС из расчета на получение субсидий по 18 кв.м. на каждого члена семьи, с общей площадью жилого помещения 54 кв.м. Истец с этим сертификатом пошел в агентство недвижимости, но там сказали, что рыночная стоимость жилищного помещения значительно выше, чем субсидия, которая выдавалась по ГЖС. Истцом было написано заявление о сдаче ГЖС и просьба дать сертификат на субсидию в размере разницы между площадью оставляемого жилого помещения и установленной нормой предоставления жилого помещения по ГЖС. Ответа на данное заявление не поступило, и сертификат не был получен. В <дата> году по окончанию срока контракта истцом был написан рапорт на увольнение, в котором он указал, что жильем не обеспечен, нуждается в улучшении жилищных условий. Но с данным рапортом истца уволить не могли, в связи с чем был написан другой рапорт, где указано о согласии с увольнением с оставлением в списках нуждающегося в улучшении жилищных условий, и на основании этих условий истец был уволен с военной службы. Истец является ветераном боевых действий, так как в период с апреля по август <дата> года принимал участие в <данные изъяты>, в связи с чем согласно ст. 23 прим. 2 ФЗ «О ветеранах» должен быть обеспечен жильем, исходя из общей площади жилья 18 кв.м. на ветерана и членов его семьи. В настоящее время истец просит восстановить его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как рассчитывает на получении субсидии.
Представитель ответчика войсковая часть 3512 по доверенности – Зубов И.В. возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что граждане снимаются в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещении по договору социального найма. Одним из таких условий является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма либо находящихся в их собственности. Согласно п.п. «Г», п.26 Постановления правительства РФ от 6 сентября 1998г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решении жилищной проблемы. Следовательно, лицо, имеющее в собственности жилое помещение соответствующих размеров, подлежит исключению из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.2 Закона Московской области от 26.07.2006г. № 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» даже при наличии оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, гражданину может быть отказано в постановке на учет в случае, если ранее гражданину предоставлялись в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления бюджетные средства на приобретение, строительство жилья или земельный участок для строительства жилого дома, в то время как истец <дата> получал государственный жилищный сертификат, однако впоследствии отказался от его использования.
Общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи, составляет 30,8 кв.м., в том числе жилая – 16,8 кв.м. Согласно решения Совета депутатов муниципального образования «Город Протвино» от 03.10.2005г. № 67/9, учетная норма площади жилого помещения составляет 9,5 кв.м., норма предоставления – от 15 до 20 кв.м. Следовательно, истец проживает в квартире с превышением учетной нормы (30,8 : 3 = 10,267), в то время как минимальный размер площади жилого помещения, необходимый для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, составляет 9,5 кв.м. на человека.
Размер учетной нормы дает гражданину право встать на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий, а норма предоставления дает гражданину, уже стоящему на указанном учете и имеющему квартиру общей площадью менее учетной нормы, право на получение другой жилой площади по нормам предоставления.
Поскольку истец, имея в собственности квартиру, теоретически не подлежал принятию вновь на учет как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, так как имел квартиру общей площадью более учетной нормы, решением жилищно-бытовой комиссии к нему обоснованно была применена норма, предусмотренная п.2 ч.1 ст.56 Ж РФ, так как он, имея в собственности указанную квартиру, утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещении по договору социального найма. А состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ, имеют право граждане, условия проживания которых позволяют признать их нуждающимися в жилых помещениях.
Из смысла п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ следует, что граждане, не нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются таковыми если они являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Ссылка истца на то обстоятельство, что при снятии с учета принимаются во внимание не учетная норма площади жилого помещения, а норма предоставления несостоятельна. Истец, получив по договору социального найма квартиру, с момента принятия решения Советом депутатов муниципального образования «Город Протвино» от 03.10.2005г. № 67/9 об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения, подлежал немедленному снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, начиная с <дата> года по <дата> год жилищно-бытовой комиссией войсковой части указанное обстоятельство не проверялось и вопрос об исключении Кузнецова С.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых вопросов не ставился.
<дата> жилищно-бытовая комиссия, проверив обоснованность нахождения истца на учете нуждающихся в обеспечении жильем, приняла обоснованное решение об исключении Кузнецова С.В. из указанны списков. Ссылка истца о том, что он был исключен из указанных списков по основаниям приватизации им жилого помещения является несостоятельной, поскольку из решения жилищно-бытовой комиссии следует, что, принимая такое решение, комиссия руководствовалась нормами жилищного законодательства РФ, в частности, положениями, предусмотренными п.п.2,6 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов гражданского дела усматривается, что с <дата> по <дата> год Кузнецов С.В. проходил службу по контракту в войсковой части 3512 внутренних войск МВД России (л.д.6-7).
<дата> Кузнецов С.В. подал рапорт командиру войсковой части 3512 о постановке на учет для получения жилого помещения в связи с проживанием в квартире по адресу: <адрес> площадью 16.8 кв.м. с семьей в составе: жена – Д., сын – Л.. В рапорте имеется отметка о том, что <дата> истец в соответствии с протоколом <номер> поставлен на учет по основаниям – 2 (л.д.18).
Ответчиком представлена справка от <дата> <номер> за подписью командира войсковой части 3512 о том, что протокол жилищно-бытовой комиссии от <дата> <номер> в делах, числящихся за службой тыла по обеспечению военнослужащих войсковой части 3512 по обеспечению жильем, отсутствует (л.д.71).
Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, в указанной квартире зарегистрированы: истец Кузнецов С.В., Д. Д.Д. – жена истца, Л. – сын истца. Жилая площадь данного жилья указана 16,8 кв.м. (л.д. 9).
Указанная квартира была предоставлена истцу по ордеру на жилое помещение <номер>.<дата>., на основании решения Протвинского Горсовета от <дата> <номер> (л.д.65).
Из копии технического паспорта на квартиру по адресу: <адрес> усматривается, что общая площадь данного жилого помещения составляет <данные изъяты>, в т.ч. жилая – <данные изъяты> (л.д. 66-70).
В материалы дела представлены свидетельство о регистрации брака с Х.., после заключения брака которой присвоена фамилия Д. (л.д. 46); а также свидетельство о рождении Л., в котором отцом указан Кузнецов С.В. (л.д. 42).
На основании Договора передачи жилого помещения в собственность граждан от <дата>, учтенного Протвинским филиалом ГУП МО «МОБТИ» <дата> за <номер> Кузнецову С.В. и Л. принадлежит на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2 <данные изъяты> квартира, общей площадью <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> года сделаны записи регистрации и выданы Свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 47,48).
Согласно справке <номер> МВД РФ Кузнецов С.В. в период с <дата> по <дата> находился в служебной командировке в <данные изъяты> и принимал участие в <данные изъяты> (л.д.187).
Кузнецову С.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий, в соответствии с которым ему предоставляются права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.7).
В материалы дела представлены копии жилищного дела прапорщика Кузнецова С.В. на получение Государственного жилищного сертификата, из которых видно, что Кузнецов С.В. <дата> на имя командира войсковой части 3512 подал заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Московской области в составе семьи 3 человека, с согласием на исключение из очереди на улучшение жилищных условий (получения жилых помещений) после приобретения жилого помещения с использованием средств субсидии. Одновременно поступило обязательство от Кузнецова С.В., подписанное также женой Д., об освобождении в 2-месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата со всеми совместно проживающими с ним членами семьи сдать жилое помещение по адресу: <адрес>, в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Кузнецов С.В. в соответствии с протоколом <номер> от <дата> включен в «Сводный список», желающих участвовать в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты». <дата> ему выдан Государственный жилищный сертификат серии <номер>, удостоверяющий, что Кузнецов С.В. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» в 2002-2010 года. В соответствии с условиями подпрограммы истцу предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения на территории Московской области, рассчитанная с учетом 2 совместно проживающих с ним членов семьи: супруга – Д., сын – Л. Показатель общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м. Сертификат действителен до <дата> (л.д. 109-152).
<дата> командиру войсковой части 3512 поступило заявление от Кузнецова С.В. о замене Государственного жилищного сертификата серии <номер> (согласно п.46 Правил) на сертификат, где размер общей площади жилого помещения, принимаемой для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам и общей площадью жилого помещения, оставленного для проживания. Обязательство о сдаче и безвозмездном отчуждении жилого помещения просит считать недействительным (л.д. 17).
Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 от <дата> Кузнецов С.В. (состав семьи 3 человека) исключен из списков нуждающихся в жилье на основании ч.2,6 п.1 ст. 56 ЖК в связи с тем, что в <дата> году приватизировал однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 30,8 кв.м (л.д. 10).
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд находит заявленные Кузнецовым С.В. требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец Кузнецов С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в в/ч 3512 <дата>, то есть в период действия ЖК РСФСР, п.1 ч.1 ст.29 которого предусматривал, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР. Пунктом 7 данных Правил был установлен ряд оснований признания граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме ого, согласно абз.2 п.7, с учетом местных условий могли быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Во исполнение данного Постановления Совета министров РСФСР решением Мособлисполкома и президиума Московского областного совета профсоюзов от 29 декабря 1984 года № 1728/24 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области.
Постановлением Президиума Московского областного Совета профессиональных союзов № 31 от 22.03.89г. «О повышении уровня обеспеченности жилой площадью по г.Протвино» поддержано в порядке исключения ходатайство предприятий и организаций г.Протвино о дальнейшем использовании уровня обеспеченности жилой площадью на одного человека не более 6,5 кв.м. и применять это правило дл всех категорий граждан, постоянно проживающих на территории г. Протвино (л.д. 183).
1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 12 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договора социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Аналогичная норма включена и в региональное законодательство. Согласно статье 6 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» за гражданами, принятыми на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение предоставлялось гражданам в пределах нормы жилой площади, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статьей 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливалась в размере 12 квадратных метров на одного человека.
Статья 50 ЖК РФ закрепляет, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решение Совета депутатов г.Протвино МО от 03.10.2005 N 67/9 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения" в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены учетная норма площади и норма предоставления жилого помещении, а именно: при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установить учетную норму площади жилого помещения в размере 9,5 кв. м общей площади жилья на одного человека (п.1); норма предоставления общей площади жилого помещения а установлена в размере от 15 кв. м до 20 кв. м на одного человека (п.1.2). Настоящее решение вступило в силу с 1 марта 2005 года (л.д.85).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как установлено материалами дела истец Кузнецов С.В. с <дата> года по договору социального найма занимал жилое помещение по адресу: <адрес>, размером 16,8 кв.м. жилой площади, предоставленное ему на семью из одного человека на основании решения Протвинского горсовета от <дата> Проживая в данном жилом помещении с семьей в составе 3 человек истец был поставлен в <дата> году на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как был обеспечен жилой площадью в размере 5,6 кв.м. (16,8 кв.м. : 3) на одного человека, то есть ниже установленного Постановлением Президиума Московского областного Совета профессиональных союзов № 31 от 22.03.89г. «О повышении уровня обеспеченности жилой площадью по г.Протвино» уровня обеспеченности жилой площадью на одного человека в размере 6,5 кв.м.
Указанное жилое помещение было передано в собственность истцу и его сыну в <дата> году в общую долевую собственность. Истец с семьей продолжает проживать в указанном жилом помещении. При этом на каждого члена семьи приходится жилого помещения площадью 10,26 кв.м. (30,8 кв.м. : 3).
Статья 56 ЖК РФ, на которую ссылается ответчик при принятии решения об исключении истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, закрепляет, основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ответчик ссылается на ч.2,6 п.1 ст.56 ЖК РФ при принятии решения об исключении Кузнецова С.В. из списков нуждающихся в жилье, которые предусматривают следующие основания:
2) утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
6) выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела представитель ответчика пояснил, что основанием для снятия Кузнецова С.В. с учета в качестве нуждающегося в жилье явилось наличие у истца жилого помещения общей площадью 30,8 кв.м., то есть на момент принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец был обеспечен жильем по норме, превышающей установленную в 2005 году. Однако, истец был поставлен на учет в <дата> году, когда основанием для постановки на учет граждан, проживающих в г.Протвино московской области являлась учетная норма обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи в размере не более 6,5 кв.м. приватизация им жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. Поскольку истец и члены его семьи были обеспечены жилой площадью в размере 5,6 кв.м на одного человека, то у ответчика имелись все основания для включения истца в списки нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Суд не соглашается с позицией ответчика в том, что приобретение истцом в собственность занимаемого им жилого помещения общей площадью 30,8 кв.м. в общую долевую собственность с сыном, является основанием для исключения истца из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. Установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере от 15 кв. м до 20 кв. м на одного человека. Приобретая в собственность жилое помещение общей площадью 30,8 кв.м. истец не может считаться обеспеченным жилым помещением. Действовавший в период приватизации истцом жилого помещения ЖК РСФСР также устанавливал норму жилой площади в размере 12 квадратных метров на одного человека.
При этом судом учитывается, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) граждан, имеющих жилое помещение, принадлежащее участнику подпрограммы и (или) членам его семьи на праве собственности.
Согласно п.16.2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Доводы истца о том, что после приватизации им и сыном занимаемой по договору социального найма однокомнатной квартиры он был оставлен в списке очередников, так как не был обеспечен жилым помещением в соответствии с составом семьи, ответчиком не опровергнуты, и нашли свое подтверждение в представленных в материалы дела доказательствах.
При этом, право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанного Постановления норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере: по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Поскольку семья истца Кузнецова С.В. состоит из 3 человек, то норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 18 кв. м на каждого члена семьи и должен составлять 54 кв.м., данная норма предоставления площади жилого помещения закреплена также в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», действовавшем на момент увольнения истца с военной службы.
При решении вопроса об обеспеченности истца жилым помещением суд необходимо учитывать, что истец является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 ФЗ РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 21 вышеуказанного закона установлены меры социальной поддержки для ветеранов боевых действий. Указанным лицам предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, предусматривающей жильем данную категорию граждан, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при решении вопроса об обеспеченности истца жилым помещением и принятии решения об исключении Кузнецова С.В. из список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо было учитывать его право на обеспечение жилым помещением, исходя из положений законов РФ «О статусе военнослужащих» и ФЗ «О ветеранах», закрепляющих норму предоставления истцу жилого помещения из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Истец Кузнецов С.В. обращался с заявлением к ответчику о замене государственного жилищного сертификата, предоставляющего за счет средств федерального бюджета социальную выплата в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения на территории Московской области, на жилищный сертификат, по которому размер социальной выплаты определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания, что соответствовало положению п.16.2 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, однако данный сертификат истцу не оформлялся, социальная выплата не производилась.
При таких обстоятельствах у ответчика не было оснований для снятия истца с очереди в <дата> году как намеренно ухудшившего свои жилищные условия, так как его жилищные условия не соответствовали нормам предоставления жилого помещения.
Истец Кузнецов С.В. просит взыскать с ответчиков оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, перечисленные платежным поручением по квитанции <номер> от <дата> ООО «Т.», с которым у истца заключен договор на оказание юридических услуг (л.д.178).
Положениями ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, если такие расходы суд признает чрезмерными в силу конкретных обстоятельств. При этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого состоялось решение суда по гражданскому делу, суд вправе взыскать с другой стороны по гражданскому делу в разумных пределах, что является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, с соблюдением при этом требований ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
С учетом обстоятельств данного дела, а именно: сложности, затрат времени, двух судебных заседаний, в которых участвовал представитель истца, их продолжительности, ориентируясь на средний уровень оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах, суд считает разумным взыскать расходы истца на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей с ответчика в/ч 3512.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецова С.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 3512 от <дата> (протокол <номер>) об исключении Кузнецова С.В. (состав семьи – 3 человека) из списков нуждающихся в жилье.
Обязать командира войсковой части 3512 восстановить Кузнецова С.В. (состав семьи – 3 человека) в списках военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с войсковой части 3512 в пользу Кузнецова С.В. расходы на представителя в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Серпуховский суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.С.Фетисова