Решение по делу № 3а-456/2016 от 21.03.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красногорск, Московская обл. 30 августа 2016 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре Петровой Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-456/16 по административному исковому заявлению Архипова А. А., Горохова Сергея Васильевича о признании незаконными действий по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков

установил:

Архипов А.А., Горохов С.В. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, устранении технической ошибки.

В обоснование требований административные истцы указали, что им на праве собственности принадлежат земельные участки, указанные в административном исковом заявлении, категория земель: земли сельскохозяйственного назначении, разрешенный вид использовании: для дачного строительства, место расположения: <данные изъяты>. Данные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Сведения о вновь образованных участках внесены в государственный кадастр объектов недвижимости (далее-ГКН). Как следует из кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 26 июля 2013 года, 01 января 2014 года и 01 января 2015 года исходя из распоряжения № 121-РМ Министерства экологии и природопользования от 23 декабря 2009 года, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.

Административные истцы полагают, что после утверждения результатов государственной кадастровой оценки Распоряжением №564-РМ кадастровая стоимость участков подлежала определению заново с даты внесения сведений об участках, то есть с 26 июля 2013 года исходя из расчета удельного показателя равного 264 рублям.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца по доверенности Феофанов К.А., требования уточнил путем изменения предмета иска и просил признать незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, адрес (местоположение) объекта: <данные изъяты>, исчисленной из среднего по Московской области удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб.59 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», и отказу в исправлении технической ошибки, обязании Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области аннулировать из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков, определенной с применением среднего по Московской области удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб.59 коп с 26 июля 2013г., обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исправить техническую ошибку и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на период времени с 26 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г., определенной с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Серебряно-Прудскому муниципальному району Московской области в размере 19 руб. 35 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005г. № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исправить техническую ошибку и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на период с 1 января 2014г. по 25 мая 2015г., определенной с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Серебряно-Прудскому муниципальному району Московской области в размере 264 руб.60 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013г. № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области». Просил о восстановлении срока на обращение с указанным административным иском.

Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по МО по доверенности Ластовская М.Е. не возражала в восстановлении срока, однако высказала возражения против заявленных требований по существу.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Заслушав мнение явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела, принадлежащие административным истцам на праве общей долевой собственности земельные участки с <данные изъяты> образованны путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Земельный участок <данные изъяты> поставлен на государственный кадастровый учет 08.08.2012 года с категорией земель: для сельскохозяйственного производства и видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования. Кадастровая стоимость административным ответчиком была рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4,89 рублей, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования от 30.11.2005 г. № 226-РМ.

На основании Постановления администрации сельского поселения Успенское Московской области № 210 от 07.12.2012 г. Решением отдела кадастрового учета от 11.01.2013 г. № МО-13/РКФ-4293 изменен вид разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на « для дачного строительства».

На дату образования земельных участков на территории Московской области действовали результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные распоряжения № 121-РМ для земель садоводческих, огороднических и дачных объединений МО Министерства экологии и природопользования от 23 декабря 2009 года.

Как установлено судом кадастровая стоимость земельных участков рассчитана административным ответчиком в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний (утвержденных приказом Минэкономразвития России №222 от 12.08.2006 года) по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенных для дачного строительства, утвержденного распоряжением № 121-РМ в размере 2402.59 рублей.

Вновь образованные земельные участки не были внесены в перечень земельных участков, в отношении которых проведены работы по государственной кадастровой оценке земель по состоянию на 01 января 2013 года в связи, с чем их кадастровая стоимость установлена не была.

Результаты очередной государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) Московской области утверждены распоряжением №564-РМ и вступили в силу с 26 ноября 2013 года, внесены в ГКН и подлежат применению с 01 января 2014 года.

В соответствии с положениями статей 24.11-24.17 Федерального закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки.

В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. № 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.

Таким образом, если земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, либо внесен в ГКН как ранее учтенный в период проведения государственной кадастровой оценки, при пересчете кадастровой стоимости в рамках Полномочий Учреждения в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний, датой определения будет являться дата внесения сведений о таком земельном участке в ГКН.

При этом Методические указания не содержат специальных норм, уточняющих дату определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, приведенных в пункте 2.4 Методических указаний, не вошедших в сформированный перечень.

Земельные участки с <данные изъяты> поставлены на государственный кадастровый учет 26.07.2013. Кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана исходя из удельного показателя 2 402,59 руб./кв.м., утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ, в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний.

27.11.2013 г. Распоряжением Минэкологии Московской области № 564- РМ утверждена новая государственная кадастровая оценка земель Московской области.

В отношении земельных участков <данные изъяты> кадастровая стоимость, исходя из удельного показателя в размере 264,60 рублей, утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области № 564- РМ была приведена в соответствие 26.05.2015 г.

В отношении земельных участков <данные изъяты> кадастровая стоимость, исходя из удельного показателя в размере 264,60 рублей, утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области № 564- РМ была приведена в соответствие 17.03.2015 г.

В отношении земельных участков <данные изъяты> кадастровая стоимость, исходя из удельного показателя в размере 264,60 рублей, утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области № 564- РМ была приведена в соответствие 19.03.2014 г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик при определении кадастровой стоимости участков на момент их образования действовал в соответствии с законодательством и определил кадастровую стоимость земельных участков истца исходя из удельного показателя утвержденного распоряжением №121-РМ.

Учитывая, что действующим законодательством не определен срок для осуществления действий органом кадастрового учета по актуализации результатов кадастровой оценки земель Московской области суд не усматривает со стороны филиала бездействия.

Административным истцом заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанность по исключению сведений из ГКН о кадастровой стоимости с даты внесения сведений о земельных участках и внесение в ГКН с даты внесения сведений о земельных участках, кадастровую стоимость участков исходя из значения среднего удельного показателя утвержденного распоряжением Минэкологии МО №564-РМ.

Однако из приведенного выше, а также материалов дела установлено, что стоимость земельных участков истцов определена исходя из распоряжения 564-РМ.

Относительно земельных участков <данные изъяты> кадастровая стоимость определялась 26.07.2013, исходя из удельного показателя 2 402,59 рублей, утвержденного Распоряжением Минэкологии Московской области от 23.12.2009 г. № 121-РМ и пересчитана не была. На дату обращения административных истцов с указанным иском, указанным земельным участкам присвоен статус «архивный».

В соответствии с пунктом 53 приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения государственного кадастра недвижимости о вышеуказанном земельном участке присвоен статус «архивный».

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 7 названного Федерального закона определен перечень подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, а именно о его уникальных характеристиках и дополнительных сведений, к которым пунктами 11 и 24 части 2 отнесены сведения о кадастровой стоимости и прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 поименованного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ).

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» судам разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, с момента снятия участка с государственного учета данный земельный участок перестал быть объектом недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету, следовательно, у филиала не имеется законных оснований для осуществления действий по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости. На момент обращения с данными требованиями (18 февраля 2016 года) право у административного истца на применение результатов кадастровой стоимости не сохранилось.

Федеральным законом от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» пункт 1 статьи 391 НК РФ дополнен абзацами 4, 5 и 6, которые ввели новые правила в порядке определения налоговой базы по земельному налогу.

Согласно абзацу 4 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ.

Таким образом, если изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости в течение года, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.

Абзац 5 пункта 1 данной статьи ввел новое правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Судом на момент рассмотрения дела не установлено наличие технической ошибки допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости по внесению сведений об актуальной стоимости земельного участка административного истца.

С учетом изложенного в настоящем решении отсутствуют основания для удовлетворения административного иска Архипова А. А., Горохова Сергея Васильевича о признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, адрес (местоположение) объекта: <данные изъяты>, исчисленной из среднего по Московской области удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб.59 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», и отказу в исправлении технической ошибки, обязании Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области аннулировать из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков, определенной с применением среднего по Московской области удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб.59 коп с 26 июля 2013г., обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исправить техническую ошибку и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на период времени с 26 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г., определенной с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Серебряно-Прудскому муниципальному району Московской области в размере 19 руб. 35 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005г. № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исправить техническую ошибку и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на период с 1 января 2014г. по 25 мая 2015г., определенной с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Серебряно-Прудскому муниципальному району Московской области в размере 264 руб.60 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013г. № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области»

руководствуясь статьями 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Архипова А. А., Горохова Сергея Васильевича о признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, адрес (местоположение) объекта: <данные изъяты>, исчисленной из среднего по Московской области удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб.59 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», и отказу в исправлении технической ошибки, обязании Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области аннулировать из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков, определенной с применением среднего по Московской области удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 руб.59 коп с 26 июля 2013г., обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исправить техническую ошибку и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на период времени с 26 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г., определенной с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Серебряно-Прудскому муниципальному району Московской области в размере 19 руб. 35 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005г. № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», обязании филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области исправить техническую ошибку и внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на период с 1 января 2014г. по 25 мая 2015г., определенной с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Серебряно-Прудскому муниципальному району Московской области в размере 264 руб.60 коп., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013г. № 564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.И. Ракунова.

Мотивированное решение составлено 9 сентября 2016 года.



3а-456/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Горохов С.В.
Архипов А.А.
Ответчики
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по МО
Другие
Феофанов К.А.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
21.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
28.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
27.04.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.05.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
25.05.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
19.07.2016[Адм.] Судебное заседание
19.07.2016[Адм.] Судебное заседание
04.08.2016[Адм.] Судебное заседание
30.08.2016[Адм.] Судебное заседание
09.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее