Решение по делу № А50-16200/2010 от 23.08.2010

Арбитражный суд Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3

                                 Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 августа 2010 года                                                 Дело № А50-16200/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2010г.

В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2010г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.Н. Саксоновой

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению административного органа – Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Пермскому краю) к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, - индивидуальному предпринимателю Золотареву Дмитрию Анатольевичу о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании принял участие представитель административного органа Потапов А.В. (доверенность от 19.08.2010г., удостоверение).  

Предприниматель, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда, в  заседание суда не явился, возражения не представил. В порядке ч. 3 ст. 205 АПК РФ неявка лица, привлекаемого к административной ответственности, не препятствует  рассмотрению дела в его отсутствие.

УГАДН по Пермскому краю (далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Золотарева Д.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что в ходе контрольных мероприятий деятельности предпринимателя по осуществлению автотранспортных перевозок пассажиров установлены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель административного органа настаивает на требованиях по доводам заявления.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного органа, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

Золотарев Д.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией г.Березники 23.09.2003, ОГРН 304591135100192,  ИНН 591105906003.

На основании лицензии Министерства транспорта РФ № АСС-59-300058 от 25.01.2010 предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (л.д.64).

По распоряжению № 178 от 28.06.2010 (л.д.12-13) должностным лицом Березниковского отдела УГАДН по Пермскому краю  проведена плановая проверка деятельности предпринимателя Золотарева Д.А. на предмет соблюдения обязательных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации, предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан. По результатам мероприятий по контролю составлен  Акт проверки № 178  от 14.07.2010 (л.д.16-22).

В ходе проверки установлено, что при осуществлении перевозки пассажиров предпринимателем не выполняются лицензионные требования и условия в части организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, а также соблюдения установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей.

По фактам выявленных нарушений 14.07.2010 должностным лицом УГАДН по Пермскому краю в отношении  предпринимателя составлен протокол № 214 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д.8-11). Протокол составлен полномочным лицом в силу правила, закрепленного  ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, и Приказа Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

При составлении протокола присутствовал Золотарев Д.А., которому были разъяснены права, проведено ознакомление с протоколом и вручена его копия.  В представленных объяснениях предприниматель указал, что с выявленными нарушениями согласен.

На основании ч. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Согласно п.п. 62 п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат лицензированию.

Лицензионные требования и условия при осуществлении пассажирских перевозок установлены в «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637.

В силу п.п. «б» и «в» п. 4 указанного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относятся:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

- наличие у лицензиата водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) основными требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, являются:

организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдение установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей;

создание условий для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализ и устранение причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допущение транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В ходе проверки деятельности предпринимателя должностным лицом административного органа были установлены следующие факты нарушений лицензионных требований и условий.

Как следует из материалов дела, предприниматель осуществляет перевозку пассажиров по междугороднему маршруту № 805 «Березники – Кизел» и по трем городским муниципальным регулярным автобусным маршрутам: № 10 «Околица – Околица», № 11 «Околица – пл.Решетова» и № 13 «п.Абрамово – пл.Решетова».

Пунктом 4.15 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (далее – ПОБППА), определено, что с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов (п. 4.17 ПОБППА). Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов (п. 4.18 ПОБППА).

При проверке выявлено, что у Золотарева Д.А. отсутствуют копии актов обследования всех автобусных маршрутов.

Их представленных в материалы дела копий путевых листов видно, что предпринимателем не соблюдаются требования по их оформлению, установленные приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Так, путевые листы не содержат обязательные реквизиты, а именно: неверно указан почтовый адрес предпринимателя; не указаны имя и отчество водителя; показания спидометра (одометра) при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверяются штампами и подписями уполномоченных лиц, назначенных предпринимателем, или самим индивидуальным предпринимателем; отсутствуют дата и время послерейсового медицинского осмотра.

В силу п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее - ПОБДД) одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49, предпринимателем по фактам ДТП не проведены служебные расследования с целью выявления обстоятельств, причин и условий совершения ДТП, виновных лиц в нарушении установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, направленных на предупреждение аварийности.

Согласно п. 3.1.2 ПОБДД организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.

В силу п. 2.2 ПОБППА к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, в частности, относится проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.

Данные положения предпринимателем не соблюдаются, поскольку учет медицинского освидетельствования водителей не ведется. К перевозке пассажиров допущены водители (Эминов А.М., Сайидов Х.Х., Холматов Х.С., Фахридинов М.С.), не имеющие медицинской справки, подтверждающей прохождение обязательного медицинского освидетельствования и определяющей их профессиональную пригодность. У водителя Чекмарева С.В. срок действия медицинской справки истек 03.07.2010 (л.д.36).

Кроме того, установлено, что предпринимателем к перевозке пассажиров по междугороднему маршруту № 805 «Березники – Кизел» допущен водитель Чекмарев С.В., не имеющий непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет, что подтверждается копиями трудовой книжки и путевых листов (л.д.37-41). Данный факт свидетельствует о несоблюдении предпринимателем положений п. 2.3.1 ПОБППА.

Организация стажировки водителей является одним из основных требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности (п. 2.2  ПОБППА)

Согласно п. 3.2.2 ПОБДД стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (п. 3.2.4 ПОБДД).

Как установлено в ходе проверки, Золотарев Д.А. стажировку водителей проводит самостоятельно на основании свидетельства «водителя-наставника» №0014 от 28.12.2006.

В акте проверки зафиксировано, что водителю Чекмареву С.В. при приеме на работу не проведена стажировка в количестве 24 часов как водителю, не управляющему автобусом более полугода, чем нарушен п. 6.4 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). Анализ стажировочных и путевых листов показал, что при переводе водителей на другой маршрут предпринимателем не проводится маршрутная стажировка в количестве 4 часов (п. 6.8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей).

В нарушение п. 3.4.1 ПОБДД предпринимателем не проводится предрейсовый инструктаж водителям, направляющимся в междугородние рейсы. По данным книги учета инструктажей в мае 2010г. не проведен периодический инструктаж водителю Холматову Х.С., а в июне 2010г. – водителю Пидоненко Н.М. (л.д.49-51).

Таким образом, ИП Золотарев Д.А. не обеспечил надежность водителей при осуществлении ими перевозок пассажиров.

В соответствии со ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, п. 2.3.2  ПОБППА и п. 3.3.3 ПОБДД владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. ИП Золотаревым Д.А. данное положение не соблюдено, поскольку ни один водитель не проходит послерейсовый медосмотр (л.д.25-28).

Согласно п. 3.3.2 ПОБДД режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Положение).

Пунктом 8 Положения определено, что продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Проверка путевой документации и табеля учета рабочего времени за июнь 2010г. показала, что 8-ми водителям из 10-ти продолжительность рабочего времени за учетный период (июнь месяц) превысила нормальное количество часов. При норме 168 часов продолжительность рабочего времени у водителей составила: Фахридинова М.С. - 308 часов (превышено на 140 час.), Эминова А.М. и Холматова Х.С. – по 299 часов (превышено на 131 час.), Сайидова Х.Х. – 273 часа (превышено на 105 час.).  

В соответствии с п. 20 Положения состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Золотарев Д.А. не установил продолжительность проведения медосмотров водителей.

Из представленных в материалы дела копий путевых листов видно, что продолжительность междусменного отдыха водителей составляет менее 12 час. (л.д.56-59), что является нарушением п. 25 Положения.

В нарушение п. 29 Положения Золотарев Д.А. привлекает к работе водителей в их выходной день, установленный графиком работы (сменности), без письменного распоряжения и письменного согласия водителей.

Данные факты свидетельствуют о несоблюдении ИП Золотаревым Д.А. режима труда и отдыха водителей.

Из материалов дела судом установлено, что предпринимателем не соблюдаются нормы трудового законодательства. Так, в нарушение ст.ст. 66, 309 Трудового кодекса РФ Золотаревым Д.А. не ведутся трудовые книжки на привлеченных к работе водителей Эминова А.М., Сайидова Х.Х., Одинаева Ф.Х., Холматова Х.С., Фахридинова М.С. Трудовые договоры на указанных лиц также не представлены. 

При изложенных обстоятельствах суд считает обоснованным вывод административного органа о наличии в действиях Золотарева Д.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться трехмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным ст. 4.5 КоАП РФ. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ, а также нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

В силу позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 № 349-О, в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, при установлении в ходе рассмотрения дела обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии направленности действий на совершение административного правонарушения и, следовательно, о малозначительности угрозы охраняемым общественным интересам, суд может в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. 

Между тем, таковых обстоятельств судом не установлено.

Согласно п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. В соответствии с ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех  до четырех тысяч рублей.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенных нарушений, а также то, что ранее Золотарев Д.А. не привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения, и считает обоснованным привлечение предпринимателя к ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд  Пермского края

РЕШИЛ:

Привлечь Золотарева Дмитрия Анатольевича, 27.09.1975 года рождения, уроженца г.Березники Пермской области, проживающего по адресу: Пермский край, г.Березники, ул.Парижской Коммуны, д.40 кв.38, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией г.Березники 23.09.2003, ОГРН 304591135100192,  ИНН 591105906003, к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Реквизиты для зачисления административного штрафа: получатель - Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 5902290040, КПП 590201001, БИК 045773001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 57408000000,  расчетный счет 40101810700000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г.Пермь. 

Исполнительный лист на взыскание штрафа направить судебному приставу-исполнителю по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья                                                                         А.Н. Саксонова

А50-16200/2010

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Привлечь к административной ответственности
Ответчики
Золотарев Дмитрий Анатольевич
Суд
АС Пермского края
Судья
Саксонова Алла Николаевна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее