дело №2-275/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2015 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием помощника прокурора Троицко-Печорского района РК Чистюхиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Троицко-Печорского района РК в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о возложении обязанности обеспечения организации водоснабжения на территории сельского поселения Комсомольск-на-Печоре,
установил:
Прокурор Троицко-Печорского района РК (далее прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее ответчик, администрация) о возложении обязанности обеспечения организации водоснабжения на территории сельского поселения Комсомольск-на-Печоре. Требования мотивированны тем, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о водоснабжении, установлено, что на территории сельского поселения Комсомольск-на-Печоре отсутствует централизованное водоснабжение, подвоз воды не организован. По информации, предоставленной главой СП «Комсомольск-на-Печоре», расстояния от ряда жилых домов до водоразборных колонок составляет более километра. Бездействие ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение холодного водоснабжения. Прокурор просит возложить на ответчика обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать обеспечение водоснабжения на территории сельского поселения Комсомольск-на-Печоре.
С учетом возникшего спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация СП «Комсомольск-на-Печоре» и ОАО «коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала.
В судебном заседании помощник прокурора Троицко-Печорского района РК Чистюхинаа С.В. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в нем, просила заявленные требования удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, указав, что с исковыми требованиями прокурора согласен.
В судебное заседание третьи лица администрация СП «Комсомольск-на-Печоре» и ОАО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиал, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей в суд не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика, третьих лиц.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Троицко-Печорского района РК проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о водоснабжении.
По сообщению заместителя руководителя администрации МР «Троицко-Печорский» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ водоснабжение жителей пст. Комсомольск-на-Печоре производится через водоколонки, состоящие на балансе Троицко-Печорского филиала ОАО «Коми тепловая компания» в количестве 9 штук.
Главой СП «Комсомольск-на-Печоре» ФИО5 произведены замеры расстояний от жилых домов, расположенных на территории пст. Комсомольск-на-Печоре до водоколонок. Установлено, что от жилого дома, расположенного по <адрес> «а» до колонки № установленной на пересечении <адрес> расстояние составляет ** м.; от дома по <адрес> до колонки №, установленной на пересечении <адрес> расстояние составляет ** м.; от дома по <адрес> до колонки № установленной на пересечении <адрес> расстояние составляет ** м. и до колонки № установленной на пересечении <адрес> – ** м.; от дома по <адрес> до колонки № установленной на пересечении <адрес> расстояние составляет ** м. и до колонки №, установленной на пересечении <адрес> – ** м.; от дома по <адрес> «а» до колонки № установленной у дома по <адрес> «б» расстояние составляет ** м.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в реестр движимого имущества муниципальной казны МР «Троицко-Печорский» включена автоцистерна, 2015 г.в.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № решено провести открытый аукцион на право заключения договора аренды использования движимого муниципальной имущества – автоцистерны, установлены условия проведения аукциона, состав комиссии, регламент ее работы.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными суду доказательствами, сторонами не оспариваются.
Заявленные прокурором требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определение государственных гарантий его осуществления регламентированы Федеральным законом от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ).
В ст. 2 вышеуказанного закона раскрыто понятие муниципального района, под которым понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона №131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Регулирование отношений в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон №416-ФЗ).
Так, согласно ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Закона №416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.
Помимо этого, положениями ст. 6.1 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ч. 9 ст. 7 Закона №416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее Правила), согласно которым в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением №1 (пункты 71-74 Правил).
Согласно п. 8.1 и 11.19 Свода Правил 31.13330.2012 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», утвержденные приказом Минрегион России от 29 декабря 2011 г. №635/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.
Пунктом 3 части 11 статьи 196 Закона Республики Коми от 06.03.2006 г. № 13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми» установлено, что административными территориями на территории Троицко-Печорского района являются поселок сельского типа Комсомольск-на-Печоре с подчиненной ему территорией.
Представленные суду доказательства свидетельствуют, что ответчиком не выполняются обязательные требования в части организации водоснабжения сельского поселения Комсомольск-на-Печоре, поскольку в отсутствие централизованного водоснабжения жителей поселения, администрацией МР «Троицко-Печорский» не организован подвоз питьевой воды, а расстояние между жилыми домами и водоразборными колонками превышает допустимые п. 8.1 и 11.19 СП 31.13330.2012 показатели в несколько раз.
Стороной ответчика не представлено доказательств того, что на момент вынесения решения, возложенная на орган местного самоуправления обязанность по организации водоснабжения на соответствующей территории исполнена.
Представленные суду ответчиком документы, свидетельствующие о приобретении автоцистерны, включении ее в реестр движимого имущества и постановки на учет в муниципальной казне, равно как объявление аукциона на право заключения договора аренды движимого имущества – автоцистерны, не устраняют до настоящего времени нарушений со стороны администрации МР «Троицко-Печорский» как органа местного самоуправления по организации водоснабжения сельского поселения Комсомольск-на-Печоре.
Статьей 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита прав. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Указанный прокурором в исковом заявлении срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить установленную законом обязанность, признается судом достаточным и обоснованным, в т.ч. с учетом объема работ, проведенных ответчиком до настоящего времени. Возражений относительно продолжительности указанного прокурором срока ответчиком суду не представлено.
Суд не взыскивает с ответчика государственную пошлину, поскольку администрация муниципального образования муниципальный район «Троицко-Печорский», как орган местного самоуправления, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Троицко-Печорского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о возложении обязанности обеспечения организации водоснабжения на территории сельского поселения Комсомольск-на-Печоре удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение на территории сельского поселения Комсомольск-на-Печоре.
Решение изготовлено на компьютере и подписано судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Р.В. Чулков