РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-2253/2015
г. Тюмень 07 апреля 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Башировой А.Х.,
с участием истца Избицкого А.Н.,
представителей истца Горбунова В.В., Белослудцевой И.В., Батлер Л.С., действующих на основании устного ходатайства,
представителя ответчика Жукова В.Ф., действующего на основании доверенности б/н, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2253/2015 по иску ФИО12, действующего от своего имени, а также в интересах несовершеннолетних ФИО13 ФИО14 к Тюменской городской Думе о признании за ним и за его несовершеннолетними детьми права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Избицкий А.Н., действующий от своего имени, а также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1 обратился с требованием признании права собственности за ним, и за несовершеннолетними ФИО3, ФИО1 на совместное имущество, а именно: бюджет муниципального образования города Тюмени (местный бюджет). Требования мотивировал тем, что в его владении находится имущество – бюджет местного образования города Тюмени, совместно с другими гражданами. Указанное имущество перешло в его владение ДД.ММ.ГГГГ на основании Конституции РФ, которая является общественным договором. Имущество из совместного владения никогда не выбывало, так как владеет имуществом как его собственник. Тем не менее, возник спор о праве распоряжаться данным совместным имуществом. Владеет указанным имуществом, совместно с другими гражданами, на основании статьи 130 Конституции РФ, а также землей и природными ресурсами, совместно с другими гражданами на основании статьи 9 Конституции РФ. Кроме того, он является налогоплательщиком – это то, из чего складывается местный бюджет, который является совместным имуществом. В течение всего срока владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к нему не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования имуществом не заявлялось. Поскольку владеет имуществом длительное время (участвовала в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу), приобрел право собственности и в силу приобретательной давности. Своего права на совместное имущество владеть, пользоваться и распоряжаться не передавал.
Впоследствии требования уточнил: просил признать за ним и за его несовершеннолетними детьми право владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, данного статьей 130 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании истец Избицкий А.Н., действующий от своего имени, а также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1, исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель Горбунов В.В. в судебном заседании требование истца о признании права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом г.Тюмени для самостоятельного решения вопросов местного значения, совместно с другими гражданами, поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме. Пояснил, что поскольку Избицкий является жителем города Тюмени, постоянно, преимущественно проживает на территории города Тюмени, является гражданином города Тюмени, является первичным субъектом местного самоуправления, осуществляющий местное самоуправление на основании статьи 13 КРФ, которая в части первой указывает право населения владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальной собственностью. Право собственности закреплено законодательно. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом. Поскольку в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат. Отказ Тюменской городской Думы, в лице Еремеева Д.В., и возражения представителя ответчика Тюменской городской Думы не может считаться основанием к ограничению конституционного права гражданина Избицкого владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом. Согласно общеизвестному факту, закрепленному в ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, из чего следует, что население, жители, каждый гражданин города Тюмени имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью.
Представитель истца Белослудцева И.В. требования истца с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить, поскольку муниципальная собственность - это собственность муниципального образования, в данном случае, собственность муниципального образования - город Тюмень. Соответственно, нормой конституционной закреплено право владеть, пользоваться и распоряжаться именно населением этим имуществом. Право распоряжения - это возможность изменять, отчуждать обременять вещь залогами и т.д. Субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти непосредственно через органы местного самоуправления выступает население РФ. Статья 130 и статья 12 Конституции РФ закрепляет право на местное самоуправление. В Конституции РФ перечислены все права человека, которые являются высшей ценностью в государстве, так же в точности перечислены все вопросы местного значения Решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью, и тем самым удовлетворения основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, как субъектов права, на самостоятельное осуществление непосредственно через органы местного самоуправления муниципальной власти по своей природе являющиеся властью местного сообщества. В силу ч. 1 ст. 130 население муниципального образования, граждан муниципальных образований, как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ имеют право на осуществление местного самоуправления, в целях решения вопросов местного значения, самостоятельно владеть, пользоваться, распоряжаться. То есть все граждане муниципального образования, в экономической и юридической категории права собственности, являются прямыми, непосредственными собственниками совместного имущества - казны города Тюмени. Органы местного самоуправления не являются собственниками муниципального имущества. Субъектом права на самостоятельное осуществлению муниципальной власти, непосредственно через органы местного самоуправления выступает население муниципального образования. Оно вправе защищать свои права и свободы, реализуемые на уровне муниципального самоуправления. Неоднократные обращения истца в Тюменскую городскую Думу привели к нарушению его конституционных прав. Контроль населения за их деятельностью, устанавливает посылки соответствующего воздействия, составляет одно из средств самоорганизации населения. Основная цель местного самоуправления, как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 часть 2 и 130 часть 2 - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление - непосредственно и через органы местного самоуправления - муниципальной власти, по своей природе являющейся властью местного сообщества. Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности - исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом - должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач. Сам факт не признания конституционного права, по сути, является попыткой изменить конституционный строй РФ.
Представитель истца Батлер Л.С. поддержала доводы представителей истца Горбунова В.В. и Белослудцевой И.В.
Представитель ответчика Жуков В.Ф. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, поскольку право решения вопросов местного значения предоставлено истцам Конституцией РФ. Ст. 130 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, но для этого имеются определенные пути, которые предусмотрены частью второй указанной статьи. Кроме того в ст. 132 Конституции РФ говорится о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Не согласен с мнением представителей истца, которые утверждают, что органы местное самоуправление и население городского образования это идентичное и тождественное понятие, так как понятие органов местного самоуправления дается в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Эти понятия тождественными быть не могут. Кроме того, из исковых требований не понятно, в каком именно из перечисленных путей органами местного самоуправления истцу созданы препятствия в осуществлении своих прав: у него нет права выбора? Нет права участия в референдуме? В публичных слушаниях? Учитывая все вышеизложенное, прошу в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения истца Избицкого А.Н., действующего от своего имени, а также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1, представителей истцов Горбунова В.В., Белослудцевой И.В., Батлер Л.С., представителя ответчика Жукова В.Ф., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.ст. 3, 12, 130 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статьи 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Местное самоуправление в Российской Федерации реализует право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, а также осуществлять владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Неразрывное единство правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом представляет собой право собственности (ст. 209 ГК РФ). Право муниципальной собственности наряду с государственной, частной и иными формами признается и защищается в РФ (ст. 8 Конституции РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч.1 ст. 125 ГК РФ).
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Из указанного следует, что население имеет право на самостоятельное решение вопросов местного значения на всей территории Российской Федерации и не может быть лишено этого права по решению органа государственной власти или по своей воле.
Российское законодательство признает основным субъектом местного самоуправления население, которое осуществляет решение вопросов местного значения либо самостоятельно, путем проведения выборов, референдумов и иных форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, либо через выборные органы и иные органы местного самоуправления.
Согласно ст.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ).
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами (ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ).
Исходя из положений статьи 55 Конституции РФ, право населения на осуществление местного самоуправления может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, из указанного следует, что население осуществляет местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и референдумах, обращаясь в органы местного самоуправления с заявлениями, жалобами и предложениями, исполняя обязанности по замещаемым должностям муниципальной службы, а также в иных формах прямого волеизъявления.
Главой 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления. В частности это: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания, собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.
Доводы представителей истца о том, что Конституцией РФ право решения вопросов местного значения предоставлено населению, т.е. отдельному гражданину, проживающему на территории муниципального образования, суд находит ошибочными, поскольку из смысла указанной статьи следует, что право на осуществление местного самоуправления принадлежит всему населению муниципального образования.
Кроме того, согласно словаря специальных терминов (В.Касьянов, В. Нечипуренко «Социология права») население - это совокупность людей, проживающих на данной территории или в пределах данного государства.
Таким образом, право на осуществление местного самоуправления не является правом человека и гражданина, гарантированным главой 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ. В данном случае речь идет о специфическом праве, принадлежащем всему населению муниципального образования, а не отдельным его представителям.
Также суд не соглашается с доводами представителей истца о том, что право гражданина на личное участие в осуществлении местного самоуправления предусмотрено ст. 33 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, поскольку под иными формами участия в осуществлении местного самоуправления, не противоречащими Конституции РФ, предусмотрено право граждан, закрепленное статьей 31 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Поскольку доказательств того, что права истца на осуществление местного самоуправления были нарушены ответчиком, либо доказательств лишения истца на указанное право суду не представлено, а также учитывая, что право истца на осуществление местного самоуправления установлено Конституций РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним и за его несовершеннолетними детьми права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения.
На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Избицкого А.Н., действующего от своего имени, а также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО1 к Тюменской городской Думе о признании за ним и за его несовершеннолетними детьми права владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом публичного образования город Тюмень для самостоятельного решения вопросов местного значения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2015 года.
Судья Е.А. Гарипова