Судья Орлова А.А. №33-3058/2012
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2012 г. г.Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Колбасовой Н.А., Степановой Т.Г.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 августа 2012 года по иску Журавлевой О.Ю. к Министерству внутренних дел по Республике Карелия о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Колбасовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавлева О.Ю. обратилась в суд к МВД по Республике Карелия с названным иском по тем мотивам, что решением жилищной комиссии от (...) ей было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением. Поскольку решение жилищной комиссии не соответствует требованиям Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец просила обязать ответчика принять ее с (...) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Петрозаводского городского суда РК в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что, поскольку в силу Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» родители членами семьи сотрудника органов внутренних дел не являются, и правоотношения, связанные с получением сотрудником единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в предмет регулирования жилищного законодательства не входят, выводы суда об обеспеченности истца жилым помещением являются необоснованными. Также истец указывает, что право на какое-либо жилое помещение за ней не зарегистрировано, и право на жилищное обеспечение за период службы в органах внутренних дел не реализовано.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МВД по Республике Карелия Черепанов Д.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поддержав в судебном заседании суда апелляционной инстанции изложенные в апелляционной жалобе доводы, истец считала, что с учетом требований действующего законодательства она имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Представитель ответчика Черепанов Д.В., действующий по доверенности, возражая по доводам апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Исходя из чч.1, 2 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище посредством использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно п.1 ст.44 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе посредством предоставления единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями и предоставлением им иных социальных гарантий урегулированы Федеральным законом от 19.07.2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст.4 упомянутого Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Данная выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник соответствует требованиям, перечисленным в пп.1-7 ч.2 этой статьи (согласно п.2 - является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров).
Как следует из ст.31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители.
Согласно установленным по делу обстоятельствам, состоя со (...) (...), Журавлева О.Ю. имеет стаж службы более (...) лет в календарном исчислении, звание (...), в настоящее время состоит в должности (...).
Истец ведет совместное хозяйство со своими родителями и проживает с ними в жилом помещении, расположенном по адресу: (...), в котором она зарегистрирована с (...). Право собственности на какое-либо жилое помещение за истцом не зарегистрировано.
Данное жилое помещение с (...) принадлежит отцу истца (...) на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, общая площадь жилого помещения составляет (...) кв.м., жилая площадь - (...) кв.м.
Также по делу установлено, что (...) Журавлева О.Ю. обратилась на имя министра внутренних дел по Республике Карелия с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По результатам данного обращения решением жилищной комиссии от (...) в удовлетворении заявления было отказано ввиду обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Подвергнув анализу приведенные положения законодательства и установленные по данному делу обстоятельства, свидетельствующие об обеспеченности истца как члена семьи собственника жилого помещения жилым помещением на одного члена семьи более 15 кв.м. общей площади, суд принял законное решение об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности применения при разрешении спора норм жилищного законодательства являются несостоятельными, так как судом первой инстанции правильно применены положения ст.31 Жилищного кодекса РФ для определения круга лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения.
Право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возникает при наличии условий, содержащихся в ст.4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно положениям ч.2 данной статьи одним из основных критериев возникновения права на получение указанной выплаты является нуждаемость сотрудника органов внутренних дел в улучшении жилищных условий, которая определена законодателем.
Исходя из системного толкования названных правовых норм и требований ст.2 Жилищного кодекса РФ, обеспечение сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями с использованием различных правовых механизмов является ничем иным как реализацией положений ст.40 Конституции РФ, которая не может быть произведена государством без учета норм Жилищного кодекса РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы истца сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и поэтому не могут служить поводом к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании судом норм материального права, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 августа 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
.
.
.
.
.
.