Дело №а-2752/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2019 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
в составе: председательствующего судьи Князевой Д.А.,
при секретаре Любимовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Максимова Евгения Юрьевича о признании незаконным решения Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Южно-Сахалинска от 28 ноября 2018 года № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности на Администрацию г. Южно-Сахалинска предоставить земельный участок в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Максимов Е.Ю. обратился в суд с данным административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта капитального строительства - жилого дома, расположенного по <адрес>.
Земельный участок, на котором расположено строение, был предоставлен в 2012 году в аренду Максимову Е.Ю. для строительства объекта, в соответствии с полученными разрешениями. В 2017 году Максимов Е.Ю. закончил строительство дома, произвел ввод его в эксплуатацию и оформил все права не него. В 2018 году Максимов Е.Ю. обратился в Администрацию г. Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого строением, в собственность за плату. Однако, в предоставлении земли было отказано, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне территорий, покрытых лесом и кустарниками, которая входит в территориальную зону природного ландшафта, а также в границах санитарно-защитной зоны от объектов транспортной инфраструктуры, где не допускается размещение жилой застройки.
По мнению административного истца, такой отказ является незаконным и нарушает его права.
В связи с этим, в своем иске он просит суд: признать незаконным отказ Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Южно-Сахалинска в предоставлении Максимову Е.Ю. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № площадью 1139 кв.м., расположенного по <адрес>; обязать Департамент предоставить административному истцу в собственность данный земельный участок.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Рябко Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации г. Южно- Сахалинска Капкаун В.В. в судебное заседание явилась, возражала против административных исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 названного кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.2017 года, Максимов Е.Ю. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по <адрес>.
Указанный объект был возведен Максимовым Е.Ю. на основании разрешения на строительство объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом, выданного Администрацией г. Южно-Сахалинска 22.05.2013 года,
В 2018 года Максимов Е.Ю. обратился в Администрацию города Южно-Сахалинска с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, занятого объектом капитального строительства в собственность за плату для использования под индивидуальный жилой дом.
28 ноября 2018 года письмом Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города Южно-Сахалинска № в предоставлении Максимову Е.Ю. земельного участка было отказано.
Отказ в предоставлении испрашиваемого участка уполномоченный орган мотивировал тем, что земельный участок находится в зоне территорий, покрытых лесом и кустарниками, которая входит в территориальную зону природного ландшафта, в силу пункта 8 статьи 11 и части 5 статьи 18 Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года №, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, а также в границах санитарно-защитной зоны от объектов транспортной инфраструктуры, где не допускается размещение жилой застройки в силу пункта 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Так, Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 30.01.2013 г. № утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – Правила землепользования и застройки), включающие в себя градостроительные регламенты, в состав которых входит перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны и карта градостроительного зонирования (подп.2 п.2 ст.3 Правил землепользования).
Из фрагмента указанной карты градостроительного зонирования, утвержденной подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Правил землепользования, усматривается, что спорный земельный участок находится в пределах территориальной зоны – зона территорий, покрытых лесом и кустарником (ПТ-1).
В силу пункта 8 статьи 11 Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденных решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30.01.2013 года № на карте градостроительного зонирования городского округа отображены следующие виды территориальных зон: зона территорий, покрытых лесом и кустарником (ПТ-1).
Часть 5 статьи 18 Правил землепользования и застройки устанавливает, что к озелененным территориям общего пользования относятся парки, сады, скверы, бульвары, аллеи, озелененные набережные и береговые полосы водных объектов общего пользования, а также леса или природные ландшафты, преобразованные в городские лесопарки.
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что разрешенное использование земельного участка, находящегося в территориальной зоне «ПТ-1», в силу статьи 18 Правил землепользования и застройки, не содержит указания на жилую застройку в своем перечне видов разрешенного использования, в то время, как истец заявлением испрашивает спорный земельный участок площадью 1139 кв.м. в собственность с целью использования под здание индивидуального жилого дома.
Поскольку, как установлено судом, разрешенное использование спорного земельного участка: зона территорий, покрытых лесом и кустарником (ПТ-1), не соответствуют целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о его предоставлении (под жилой дом), постольку отказ административного ответчика в предоставлении спорного земельного участка в собственность, по существу, соответствует основанию для отказа, установленному в пункте 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из возражения на административное исковое заявление административного ответчика следует, что Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 24 октября 2018 года № в статью 37 «Карта градостроительного зонирования территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» Правил землепользования и застройки на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» внесены изменения в части исключения отображения границы санитарно-защитной зоны от проектируемой железной дороги в западной части города Южно-Сахалинска.
Таким образом, испрашиваемый заявителем земельный участок не располагается в санитарно-защитной зоне от железной дороге, в связи с внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки.
При таких данных, суд признает административные исковые требования Максиова Е.Ю. несостоятельными и отказывает в их удовлетворении.
Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Максимова Евгения Юрьевича о признании незаконным решения Департамента по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Южно-Сахалинска от 28 ноября 2018 года № об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности на Администрацию г. Южно-Сахалинска предоставить земельный участок в собственность, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Князева
Решение в окончательной форме принято 07 мая 2019 года.
Председательствующий судья Д.А. Князева