Решение по делу № 2а-415/2018 ~ М-423/2018 от 18.09.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2018 года                                

г. Нефтегорск

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Баймишев М.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № 2а-415/2018 по административному иску Алексеева Николая Александровича, Климова Владимира Николаевича и Молякова Сергея Александровича к Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области об оспаривании решений органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Алексеев Н.А., Климов В.Н. и Моляков С.А. обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконными решения ответчика – отказы в согласовании главой городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области Р. от 7 сентября 2018 года заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязать ответчика согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В обоснование иска указано, что 6 сентября 2018 года главе городского поселения Нефтегорск поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: 1) пикетирования в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте с целью выступления в поддержку политики Совета Европы в лице Парламентской Ассамблеи, Комитета Министров и Европейского Суда по правам человека по вопросу геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на европейском континенте, которое должно состояться 13 сентября 2018 года с 19 до 20 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек; 2) пикетирования с призывом к российским правоохранительным органам начать ведение статистики по преступлениям ненависти в отношении сексуальных и гендерных меньшинств с целью призыва к правоохранительным органам РФ начать ведение статистики, касающейся преступлений ненависти, совершенных по причине неприязни к сексуальной ориентации или гендерной идентичности жертв, которое должно состояться 13 сентября 2018 года с 21 до 22 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек; 3) шествия Нефтегорского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии, которое должно состояться 20 сентября 2018 года с 16 до 18 часов по <адрес> с количеством участников до 300 человек. Глава городского поселения 7 сентября 2018 года уведомил их об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий без предложения альтернативного места либо времени, в связи с тем, что цель запланированных публичных мероприятий нарушает запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Действия администрации, по мнению истцов, повлекли нарушение их прав на проведение публичных мероприятий.

На основании ч.7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что административный иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ) одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции РФ, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ на организатора публичного мероприятия возлагается ряд соответствующих обязанностей, в том числе подать в орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 4 данной статьи, организатор публичного мероприятия обязан в пределах своей компетенции обеспечить общественный порядок и безопасность граждан при его проведении, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел.

Указанные нормативные положения в системной связи с пунктом 6 части 3 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, обязывают организатора уведомить уполномоченный орган о форме и методе обеспечения общественного порядка при проведении публичного мероприятия.

Предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка.

Как следует из материалов дела, 6 сентября 2018 года административными истцами главе городского поселения Нефтегорск поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий: 1) пикетирования в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте, которое должно состояться 13 сентября 2018 года с 19 до 20 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек; 2) пикетирования с призывом к российским правоохранительным органам начать ведение статистики по преступлениям ненависти в отношении сексуальных и гендерных меньшинств, которое должно состояться 13 сентября 2018 года с 21 до 22 часов на <адрес> с количеством участников до 300 человек; 3) шествия Нефтегорского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, которое должно состояться 20 сентября 2018 года с 16 до 18 часов по <адрес> с количеством участников до 300 человек.

В ответ на указанные уведомления Администрацией городского поселения Нефтегорск истцам направлены письма от 7 сентября 2018 года, согласно которым им отказано в согласовании проведения указанных публичных мероприятий, по мотиву того, что цели их проведения нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", поскольку направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.

Суд считает, что не имеется оснований для признания незаконными решений органа местного самоуправления об отказе в согласовании проведения указанных публичных мероприятий.

Указанные в уведомлениях административных истцов места проведения публичных мероприятий расположены непосредственно в общественных местах, доступных несовершеннолетним лицам, в непосредственной близости от детских образовательных учреждений.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с этим в п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация.

В силу п. 7 ч. 2, п. 5 ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона распространение указанной информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Положения ч. 3 ст. 16 того же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 24-П часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.

Как указал Конституционный Суд РФ в названном постановлении, цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребенка не является безусловно доказанной. Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.

Положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

Исходя из указанного, суд считает, что оспариваемые решения администрации городского поселения Нефтегорск являются законными и обоснованными, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

Доводы истцов о неисполнении органом местного самоуправления обязанности о предложении альтернативного места для проведения публичных мероприятий является несостоятельной, поскольку административному истцу отказано в согласовании проведения публичных мероприятий по тому основанию, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Алексеева Николая Александровича, Климова Владимира Николаевича и Молякова Сергея Александровича к Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области об оспаривании решений органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения его копии через Нефтегорский районный суд.

Судья М.С. Баймишев

2а-415/2018 ~ М-423/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Моляков С.А.
Алексеев Н.А.
Климов В.Н.
Ответчики
Администрация городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области
Суд
Нефтегорский районный суд
Судья
Баймишев М.С.
18.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
18.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2018[Адм.] Судебное заседание
19.09.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
19.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2019[Адм.] Дело оформлено
18.10.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее