Дело № 2-407/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Почеп Брянской области 21 июля 2016 года
Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Брянской области Разнатовской И. А., при секретаре Юденковой Т. В., с участием представителя истца Белошова С. Л. по доверенности Рубис В. М., ответчика представителя ГКУ по Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района» по доверенности Курмановой В. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белошова С. Л. к Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района» о взыскании денежной компенсации по оплате ежегодного дополнительного отпуска и ежегодной компенсации на оздоровление гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы незаконным и возложению обязанности по назначению выплаты,
у с т а н о в и л:
Белошов С. Л. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что он в ДД.ММ.ГГГГ, будучи в состоянии внутриутробного развития, выехал из <адрес>, который распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р по степени загрязненности отнесен к зоне отселения. На основании данного распоряжения ему было выдано удостоверение, согласно которому установлены льготы и компенсации в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13. При обращении к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ, ему было отказано в выплате компенсации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона, поскольку не доказан момент эвакуации.
Представитель истца Белошова С. Л. по доверенности Рубис В. М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик представитель ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района» по доверенности Курманова В. В. иск не признала со ссылкой на доводы письменного отзыва, поданного суду.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что семья Белошова С. Л. проживала в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ добровольно выехала из зоны отселения, когда истец находился в состоянии внутриутробного развития. Данное обстоятельство подтверждается выданным истцу ДД.ММ.ГГГГ удостоверением №, в котором указано, что он выехал из зоны отселения и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно паспорту истца, он зарегистрирован и проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
При обращении в ДД.ММ.ГГГГ к ответчику, получил отказ в выплате денежной компенсации на оплату дополнительного отпуска и ежегодное оздоровление, поскольку его семья в ДД.ММ.ГГГГ, когда истец находился в состоянии внутриутробного развития, добровольно выехала из <адрес>, отнесенного к зоне отселения, тогда как п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона предусматривает предоставления льгот только лицам, находящимся в состоянии внутриутробного развития, которые были эвакуированы из зоны отчуждения.
В суде представитель ответчика Курманова В. В. не смогла пояснить, получателем каких льгот является Белошов С. Л., имеющий удостоверение лица переселенного из зоны отселения, находившемуся в состоянии внутриутробного развития. Пояснила, что эвакуация проживающих в зоне загрязнения (зоне отчуждения) проходила ДД.ММ.ГГГГ из населенных пунктов <адрес> и <адрес>. Эвакуация из <адрес>, отнесенного к зоне отселения, не проводилась.
Представитель истца Рубис В. М. суду пояснил, что мать истца ФИО1 также имеет удостоверение лица переселенного из зоны отселения серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что она выехала из населенного пункта <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно истец, на дату добровольного выезда его матери из зоны отселения, находился в состоянии внутриутробного развития, поэтому ему также было выдано удостоверение, как лицу, переселенному из зоны отселения, и он имеет право на получение льгот и компенсаций, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, и которые имеют право на получение денежной выплаты на оплату дополнительного отпуска и оздоровление, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в ДД.ММ.ГГГГ из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в ДД.ММ.ГГГГ и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Между тем, признание права граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения, на возмещение вреда здоровью не может быть поставлено в зависимость от времени выезда (эвакуации) из зоны отчуждения, поскольку основанием для возмещения вреда в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является проживание в зоне отселения и воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства.
Факт признания государством права граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения позже ДД.ММ.ГГГГ, на равный объем возмещения вреда с гражданами, эвакуированными (в том числе выехавшими добровольно) из зоны отселения в ДД.ММ.ГГГГ подтверждается тем, что выдаваемое таким гражданам удостоверение имело отметку о праве на возмещение вреда и на меры социальной поддержки (ранее льготы и компенсации) в таком же объеме (статья 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1).
Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование приравнивало эту категорию граждан к гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) из зоны отселения в ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 мер социальной защиты.
Учитывая изложенное, положения вышеназванных норм Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не исключают для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения в ДД.ММ.ГГГГ, право на получение денежной выплаты, которое имеют граждане, указанные в пункте 6 части 1 статьи 13 данного Закона из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения в ДД.ММ.ГГГГ находящиеся в состоянии внутриутробного развития.
Иное означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, нарушение стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и тем самым - нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение.
Согласно справке войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ Белошову С. Л. предоставлен ежегодный дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 14 календарных дней, причитающаяся к выплате сумма за дополнительный отпуск составляет 26 007,52 рублей.
Как пояснила представитель ответчика Курманова В. В. расчет денежной компенсации по оплате за дополнительный отпуск производит работодатель, он же несет ответственность за данный расчет. Отдел соцзащиты лишь производит выплату денежной компенсации.
Согласно Федеральному закону № 349-ФЗ от 02.12.2013 года «О федеральном бюджете на 2014 года и на плановый период 2015 и 2016 годов» ежемесячная денежная компенсация на оздоровление с 01.01.2014 года составляет 260 рублей 48 копеек.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Белошова С. Л. удовлетворить.
Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Почепского района» включить Белошова С. Л. в список лиц на получение компенсации на оплату ежегодного дополнительного отпуска в размере 26 007 (двадцать шесть тысяч семь) рублей 52 копейки и ежегодной денежной компенсации на оздоровление в сумме 260 (двести шестьдесят) рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд в течение месяца.
Председательствующий - И. А. Разнатовская
Мотивированное решение суда изготовлено 26 июля 2016 года