ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2016 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре судебного заседания Ундоновой А.Л., с участием представителя истца Алсагаевой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Федорову А. С., Жигмитову А. В. о взыскании ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эхирит-Булагатского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Федорову А.С., Жигмитову А.В. о взыскании в бюджет муниципального образования «Эхирит-Булагатский район» ущерба, причиненного в результате незаконной рубки лесных насаждений и как следствия уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в <адрес> в размере 89 137,98 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что по приговору Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Федоров А.С., Жигмитов А.В. осуждены за <данные изъяты>. Федоров А.С. осужден по ч. 3 ст.260 УК РФ, ч. 3 ст. 260 УК РФ, в соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ последнему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года условно со штрафом в размере 400 тыс. руб., Жигмитов А.В. осужден по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 260 УК РФ, ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 260 УК РФ и в соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года условно со штрафом в размере 400 тыс. руб. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Согласно информации территориального Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ общий размер площади, в границах которой произошла незаконная рубка деревьев, составила 3 га. В ходе проведенной проверки установлено, что вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на указанных лесных участках ответчиками причинен вред охотничьим ресурсам в размере 89137,98 руб., что подтверждается расчетами оценки вреда, произведенными Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Алсагаева Е.К., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные содержанию иска.
В судебное заседание представители третьих лиц Территориального отдела по Усть-Ордынскому лесничеству Агентства лесного хозяйства Иркутской области, служба по охране и использованию животного мира Иркутской области не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела. Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Шурупова Н.В. представила суду письменный отзыв, в котором просит удовлетворить требования прокурора в полном объеме.
Ответчики Федоров А.С., Жигмитов А.В. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков, либо об отложении судебного заседания в суд не поступало. При таких обстоятельствах, судом с письменного согласия представителя истца определено о рассмотрении дела в порядке заочного производства на основании ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации, привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что приговором Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Федоров А.С., Жигмитов А.В. осуждены за совершение незаконной рубки 25 деревьев породы «сосна» в <адрес>
Федоров А.С. осужден по ч. 3 ст.260 УК РФ, ч. 3 ст. 260 УК РФ, в соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ последнему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года условно со штрафом в размере 400 тыс. руб., Жигмитов А.В. осужден по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 260 УК РФ, ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 260 УК РФ и в соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года условно со штрафом в размере 400 тыс. руб. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации территориального Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ общий размер площади, в границах которой произошла незаконная рубка деревьев, составила 3 га.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст.1 ФЗ № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые- в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи охотничьих ресурсов, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Положением о Службе по охране и использованию животного мира на территории Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, а также государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно п. 6 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).
Как следует из расчета оценки вреда, произведенными Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ., вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на указанных лесных участках ответчиками причинен вред охотничьим ресурсам в размере 89 137,98 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии со ст. 58 ФЗ № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно положениям ст. ст. 25, 42 ФЗ № 209-ФЗ для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 48 ФЗ № 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Тем самым, ответчики своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий нарушили интересы Российской Федерации как собственника лесных участков. В результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы и их генетический фонд являются объектом охраны окружающей среды, в частности, от уничтожения. Вместе с тем, в результате незаконных действий ответчика была уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих охоту в данном охотничьем угодье согласно нормам действующего законодательства, на защиту окружающей среды от негативного воздействия.
В этой связи суд находит заявленные исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района законными и обоснованными и считает возможным удовлетворить их в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этой связи подлежит взысканию с ответчиков Жигмитова А.В., Федорова А.С. госпошлина в доход муниципального образования г. Улан-Удэ в сумме 2 874,13 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Федорову А. С., Жигмитову А. В. о взыскании ущерба, причиненного вследствие незаконной рубки лесных насаждений удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Федорова А. С., Жигмитова А. В. причиненный вследствие незаконной рубки лесных насаждений в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий в ДД.ММ.ГГГГ в размере 89137,98 руб. с перечислением согласно следующих реквизитов: <данные изъяты>
Взыскать с Федорова А. С. и Жигмитова А. В. в доход муниципального образования «город Улан-Удэ» госпошлину в сумме 2 874,13 руб. по 1437,06 руб. с каждого ответчика.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии заочного решения.
Заочное решение также может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения.
Судья: А.Д. Бунаева