Решение по делу № 2-4363/2015 от 01.04.2015

Дело № 2-4357/15

     Р Е Ш Е Н И Е

     Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

с участием прокурора Органовой Т.В.,

представителя управления опеки и попечительства Костиной О.В.,

представителя Министерства труда и социальной защиты РК Косныревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 июня 2015 года дело по заявлению Прокурора г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетних К.Е., С.П., Е.А., Д.Я.к., И.С., А.А., В.В., Т.В., И.В., М.С. к Управлению опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить предусмотренные законом требования

    у с т а н о в и л:

    Прокурор города Сыктывкара обратился в Сыктывкарский городской суд РК с иском в интересах несовершеннолетних К.Е., И.В., Е.А., М.С., В.В., Д.Я.к., С.П., И.С., А.А., Т.В., находящихся в ГБУ РК «...», к Управлению опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», по проведению проверок жилищно-бытовых условий, оценки соответствия содержания, воспитания и образования, контроля за получением мер социальной поддержки и дополнительных социальных гарантий, обеспечения сохранности имущества; возложении обязанности обеспечить надлежащее исполнение требований закона.

В обоснование исковых требований указано, что по поручению прокуратуры Республики Коми проведена проверка соблюдения прав детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в Государственном бюджетном учреждении Республики Коми «Кочпонский психоневрологический интернат». При проверке личных дел несовершеннолетних установлено, что К.Е., С.П., Е.А., Д.Я. к., И.С., А.А., В.В., Т.В., И.В., М.С., являются детьми-сиротами, и детьми, оставшимися без попечения родителей, со стороны опеки контроль и надзор, предусмотренный законом, не осуществляется.

В судебном заседании прокурор требования поддержала.

Представители Управления опеки и попечительства, Министерства труда и социальной защиты РК с заявленными требованиями не согласились.

ГБУ РК «...», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, представителя не направил, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела и оценив все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Несовершеннолетние К.Е., С.П., Е.А., Д.Я., И.С., А.А., В.В., Т.В., И.В., М.С., являются детьми-сиротами, и детьми, оставшимися без попечения родителей. Кроме того, в силу имеющихся у них.. ., нуждаются в постоянном постороннем уходе, в связи с чем, помещены в специализированное медико-социальное учреждение, где за ними осуществляется постоянных уход.

Так, К.Е., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать - О.Е., решением.. . городского суда от ** ** **. лишена родительских прав в отношении К.Е., сведения об отце отсутствуют. С О.Е. взысканы алименты на содержание К. в размере.. . части всех видов заработка.

К.Е. был помещен в ГУ РК «...», имеет заболевание -.. .

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетнему рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

В соответствии с распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару от ** ** **. №... принято решение об устройстве К.Е. в интернат для.. ..

** ** **. Управлением опеки дано согласие об устройстве К.Е., являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в Интернат.

Несовершеннолетний направлен на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. №....

Е.А., ** ** ** г.р. также является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители Н.Г., Е.А. отказались от ребенка и дали согласие на его усыновление.

Несовершеннолетний имеет заболевание -.. .

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой рекомендовано содержание и воспитание Е. в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Несовершеннолетний направлен на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. №....

И.С., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей-сирот, мать - Н.В. умерла, сведения об отце отсутствуют.

В соответствии с распоряжением заведующей сектором опеки и попечительства по.. . району Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. №... Т.Б. назначена опекуном И.С.

** ** **. Т.Б. написала заявление директору IГБУ РК «...» о принятии на постоянное проживание в интернат И.С. по состоянию здоровья.

И.С. имеет заболевание -.. .

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетнему рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Несовершеннолетний направлен на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** **. №...

Т.В., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать - К.В. решением Сыктывкарского городского суда РК от ** ** **. лишена родительских прав, решением от ** ** **. с нее взысканы алименты на содержание сына, сведения об отце отсутствуют.

В соответствии с распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Агентства по социальному развитию Республики Коми по городу Сыктывкару от ** ** ** г. принято решение направить ходатайство в Министерство образования Республики Коми об устройстве Т.В. в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цвиченко Т.В. имеет заболевание -.. .

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетнему рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Несовершеннолетний направлен на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** **. №....

А.А., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать - М.В. ** ** ** г. решением Сыктывкарского городского суда от ** ** **. лишена родительских прав, с нее взысканы алименты, сведения об отце отсутствуют.

В соответствии с распоряжением и.о. начальника Управления опеки и попечительства Агентства по социальному развитию Республики Коми по городу Сыктывкару от ** ** ** г. принято решение направить ходатайство в Министерство образования Республики Коми об устройстве А.А. в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

** ** ** г. директором ГБОУ «...» с... . написано заявление директору ГБУ РК «...» о принятии на постоянное проживание в дом-интернат А.А. по состоянию здоровья.

А.А. имеет заболевание -.. ..

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетнему рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Несовершеннолетний направлен на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. №...

С.П., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, родители Ю.А., П.В. отказались от ребенка в родильном доме, дали согласие на его усыновление.

Несовершеннолетний был помещен в ГУ РК «...».

С.П. имеет заболевание -.. .

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетней рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

В соответствии с распоряжением и.о. начальника Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару (далее — Управление опеки) от ** ** ** г. №... принято решение о направлении ходатайства об устройстве С.П. в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несовершеннолетний направлен на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. №...

М.С., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, родители М.Н., С.Н. отказались от ребенка в родильном доме, дали согласие на ее удочерение.

М.С. была помещена в ГУ РК.. . имеет заболевание -.. .

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетней рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

В соответствии с распоряжением начальника Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару от ** ** ** г. №... принято решение об устройстве М.С. в детский дом-интернат для.. .

** ** ** г. Управлением опеки дано согласие об устройстве М.С., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Интернат.

Несовершеннолетняя направлена на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** **. №...

В.В., ** ** ** г.р., решением Сыктывкарского городского суда от ** ** **. признана лицом, оставшимся без попечения родителей, ** ** ** г. была помещена в ГУ РК «...».

В.В. имеет заболевание -.. ..

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетней рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Несовершеннолетняя направлена на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** **. №...

И.В., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением.. . городского суда от ** ** **. родители лишены родительских прав, на содержание сына взысканы алименты.

И.В. имеет заболевание -.. ..

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетнему рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

И.В. направлен на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** **. №...

Д.Я.к., ** ** ** г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, родители К.А.к., Я.М.о. отказались от ребенка в лечебном учреждении, дали согласие на ее удочерение.

Исмаилова Д.Я.к. была помещена в ГУ РК «...», имеет заболевание -.. ..

** ** **. проведена республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия, по результатам которой несовершеннолетней рекомендовано содержание и воспитание в учреждении Агентства Республики Коми по социальному развитию.

В соответствии с распоряжением и.о. начальника Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару (далее — Управление опеки) от ** ** ** №... принято решение о направлении ходатайства об устройстве Д.Я.к. в Интернат.

** ** **. Управлением опеки дано согласие об устройстве Д.Я.к., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Интернат.

Несовершеннолетняя направлена на содержание и воспитание в ГБУ РК «...» в соответствии с путевкой Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** ** г. №...

Согласно ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную (патронатную) семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Согласно ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В соответствии со ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности организаций в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны и попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства, причитающиеся им алименты, пособия и другие социальные выплаты, сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. (ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены дополнительные гарантии на:

-образование (ст. 6),

- медицинское обеспечение (ст. 7), в том числе: бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также высокотехнологичную медицинскую помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения; путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;

- имущество и жилое помещение (ст. 8), при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;

- на труд (ст. 9).

Постановлением Правительства Республики Коми от 28.10.2013 № 414, Постановлением Правительства Республики Коми от 07.12.2006 № 299 предусмотрены нормативы обеспечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также право на отдых и оздоровление.

Согласно Положению о территориальном органе Министерства труда и социальной защиты Республики Коми – Управлении опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару, утвержденному приказом №... от ** ** **. Агентства РК по социальному развитию Управление опеки и попечительства Министерства труда о социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару является территориальным органом исполнительной власти Республики Коми – Министерства труда и социальной защиты Республики Коми, осуществляющим функции в области опеки и попечительства, включая надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

Основными задачами Управления являются:

- реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования Республики Коми;

- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и граждан, находящихся под опекой и попечительством;

- содействие в создании необходимых условий для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Именно на Управление возложены функции осуществления защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, оказании содействия в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществления надзора за действиями опекунов и попечителей, принятие мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждений отчетов опекунов (попечителей) о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного, ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, что полностью соответствует требованиям ст. 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24 апреля 2008г.

Согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24 апреля 2008г. положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (несовершеннолетний гражданин или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ), в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации. Опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Согласно ст. 24 надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей

Опекун и попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного и расходах.

Отчет утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Отчет хранится в личном деле подопечного, правила ведения личных дел, форма отчета устанавливаются Правительством РФ (ст. 25).

Согласно ст. 31 суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 года утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Так, в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества. Плановые проверки проводятся 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; 1 раз в течение 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания. По результатам проверки составляет акт, в котором указывается оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества; оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

Постановлением Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009г. также утверждены Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, где помимо прочего должны храниться акты проверок условий жизни подопечного, договоры об открытии на имя подопечного счетов в кредитных организациях, документы, подтверждающие расходование денежных средств на нужды подопечного, и отчет об использовании денежных средств, ежегодные отчеты опекуна о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом. В отчете указываются сведения о доходах, полученных подопечным за год, с указанием сумм доходов, даты их получения и источника; сведения о расходах.

Согласно ч. 1 ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которые подопечный вправе распоряжаться вправе самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещение вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с Главой 45 ГК РФ, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляют отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленным Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998г. № 10 алименты должны перечисляться на личный счет ребенка, открытый в отделении Сберегательного банка.

Несовершеннолетние К.Е., И.В., Е.А., М.С., В.В., Д.Я.к., С.П., И.С., А.А., Т.В. помещены ГБУ РК «...», который является специализированным медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного и пятидневного проживания нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании инвалидов старше 18 лет, страдающих.. . заболеваниями и детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет с.. ., а также для обеспечения соответствующих возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг.

Согласно ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам (несовершеннолетний гражданин или гражданин, ограниченный судом в дееспособности), помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны и попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные учреждения.

Аналогичные положения содержатся в части 5 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также в статье 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации, в ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 02 июля 1992г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Таким образом, если над несовершеннолетним до его помещения в специализированное учреждение опека не была установлена, функции опекуна осуществляет это учреждение.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане.

По состоянию на ** ** **. в ГБУ РК «...» из 396 воспитанников 89 являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

В ходе проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверки установлено, что до ** ** **. Управлением опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару не проводилась проверка условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - К.Е., И.В., Е.А., М.С., В.В., Д.Я.к., С.П., И.С., А.А., Т.В., находящихся ГБУ РК «...» - в личных делах несовершеннолетних отсутствуют акты проверки жизни и условий, оценки содержания, воспитания и образования; не осуществлялся контроль за получением мер социальной поддержки, отсутствуют отчеты о хранении, использовании имущества, о доходах, полученных несовершеннолетними за год, с указанием сумм доходов, даты их получения и источника; сведения о расходах. Контроль за состоянием закрепленных за детьми-сиротами жилья не осуществлялся. Денежные средства несовершеннолетних находятся на депозитном счете интерната, Управлением опеки и попечительства мер, направленных на устранение нарушений, не предпринято, что свидетельствует о незаконном бездействии Управления опеки и попечительства, выразившемся в ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Федеральным законом от 21 декабря 1996г. № 159 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом приведенной правовой нормы, на Управление опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару следует возложить обязанность по надлежащему исполнению предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанностей в части проведения проверок жилищно-бытовых условий, оценки содержания, воспитания и образования, контроля за получением мер социальной поддержки и дополнительных гарантий и обеспечения сохранности имущества в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - К.Е., И.В., Е.А., М.С., В.В., Д.Я.к., С.П., И.С., А.А., Т.В., находящихся в ГБУ РК «...».

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным бездействие Управления опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару, допущенное в отношении несовершеннолетних К.Е., С.П., Е.А., Д.Я.к., И.С., А.А., В.В., Т.В., И.В., М.С., находящихся в ГБУ РК «...» и выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части проведения проверок жилищно-бытовых условий, оценки содержания, воспитания и образования, контроля за получением мер социальной поддержки и дополнительных гарантий и обеспечения сохранности имущества.

Обязать Управление опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми по г. Сыктывкару обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части проведения проверок жилищно-бытовых условий, оценки содержания, воспитания и образования, контроля за получением мер социальной поддержки и дополнительных гарантий и обеспечения сохранности имущества в отношении несовершеннолетних К.Е., С.П., Е.А., Д.Я.к., И.С., А.А., В.В., Т.В., И.В., М.С., находящихся в ГБУ РК «...».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                     Т.А. Попова

        

2-4363/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сыктывкара в инт. Шуртуповой Марианны Сергеевны, 07.05.2009 г.р.
Ответчики
Управление опеки и попечительства по г. Сыктывкару Министерства труда и социальной звщиты РК
Другие
Министерство труда и социальной защиты РК
ГБУ "Кочпонский психоневрологический интернат"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
01.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2015Предварительное судебное заседание
19.05.2015Судебное заседание
22.06.2015Судебное заседание
20.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее