Дело № 11-211/43 (14)
Мотивировочная часть изготовлена 27.05.2014 года.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 22 мая 2014 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре Зорихиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес обезличен> к КТГ о взыскании недоимки по страховым взносам, по апелляционной жалобе представителя ответчика КТГ - ТИВ на решение Мирового судьи судебного участка № 7 Кировского судебного района г. Екатеринбурга от <дата обезличена> года,
УСТАНОВИЛ:
ГУ Управление Пенсионного Фонда России в <адрес обезличен> обратилось к мировому судье с иском к КТГ о взыскании задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.В обоснование исковых требований истец указал, что КТГ с <дата обезличена> по <дата обезличена> являлась индивидуальным предпринимателем. Истец выявил у КТГ за период с <дата обезличена> по <дата обезличена> задолженность по страховым взносам в сумме 19 902 рубля 85 копеек. На основании ст.ст. 13, 16, 57 ч. 1,4 Федерального закона от <дата обезличена> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», плательщик страховых взносов обязан уплатить:на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 11 066 рублей 40 копеек, по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3319 рублей 92 копейки;пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 1693 рубля 39 копеек, на накопительную часть - 591 рубль 07 копеек;на обязательное медицинское страхование по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования недоимку по страховым взносам в размере 2821 рубль 93 копейки;пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 225 рублей 60 копеек;пени в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 184 рубля 54 копейки.Ответчик не исполнил обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в связи с чем ответчику было направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам в размере 19 902 рубля 85 копеек, которое до настоящего времени не исполнено. Просил указанную сумму задолженности взыскать с ответчика.
Решением мирового судьи Судебного участка № 7 Кировского судебного района г. Екатеринбурга от <дата обезличена> исковые требования ГУ - Управление Пенсионного Фонда России в <адрес обезличен> к КТГ о взыскании недоимки по страховым взносам и пени удовлетворены в полном объеме, с КТГ за 2012 год взыскана в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сумма долга в размере 19 902 рубля 85 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины - 796 рублей 11 копеек.
Считая решение мирового судьи необоснованным, ответчик КТГ обратилась в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обосновании апелляционной жалобы указано, что в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 12.05.2005 №211-О уплата предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа ставится в зависимость от факта ведения предпринимателями предпринимательской деятельности и получения дохода. В случае, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от указанного статуса, он не лишен возможности защитить свои права при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Предписания ст. 28 Закона №137-ФЗ не препятствуют при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять им решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующие период.
Ответчик КТГ, представитель истца ГУ - Управление Пенсионного Фонда России в <адрес обезличен> в заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, и, поскольку в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения мировым судьей норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 указанного Федерального закона предусмотрены, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. В случае непредставления плательщиком страховых взносов в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам срок уплаты страховых взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что <дата обезличена> в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации КТГ в качестве индивидуального предпринимателя, дата постановки на учет - 21.11.2007, дата снятия с учета - <дата обезличена> (л.д. 7,8).
Как следует из справки о выявлении недоимки у плательщика страховым взносов от <дата обезличена>, у КТГ выявлена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации: на страховую часть трудовой пенсии 11 066 рублей 40 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии 3319 рублей 92 копейки; на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2821 рубль 93 копейки (л.д. 13,14).
Кроме того, ответчику начислены пени за период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а также доначислены пени на взысканную ранее задолженность за 2010-2011 годы с <дата обезличена> по <дата обезличена>: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 1693 рубля 39 копеек, на накопительную часть трудовой пенсии 591 рубль 07 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 225 рублей 60 копеек, пени в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 184 рубля 54 копейки (л.д. 9,10).
В связи с выявлением задолженности ответчику было выставлено требование <номер обезличен> от <дата обезличена> об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в размере 19 902 рубля 85 копеек в срок до <дата обезличена> (л.д. 9,10). Требование направлено ответчику почтой <дата обезличена> (л.д. 22,23).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом положений Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обоснованно пришел к выводу о том, что с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя у ответчика возникла обязанность по уплате страховых взносов.
Поскольку факт неуплаты страховых взносов КТГ в ходе рассмотрения дела мировым судьей не отрицала, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов вынесено уполномоченным органом и ответчиком в установленном законом порядке не оспорено, мировой судья правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом мировым судьей обоснованно были отклонены доводы ответчика о том, что КТГ фактически предпринимательскую деятельность не вела, поскольку доказательств этому суду представлено не было. Кроме того, положения Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» устанавливают обязанность уплаты страховых взносов для индивидуальных предпринимателей только лишь исходя из наличия статуса индивидуального предпринимателя, а не от фактического осуществления деятельности.
Доводы апелляционной жалобы, согласно которым у индивидуальных предпринимателей, фактически не осуществляющих предпринимательскую деятельность, отсутствует обязанность выплачивать страховые взносы, основаны на неверном толковании норм права.
В частности, как неоднократно отмечал в своих разъяснениях Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в срок не более пяти дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; заявление может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте, и не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации заявителю обязаны выдать или направить в его адрес почтовым отправлением документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (статьи 8, 9, 11 и 22.3). При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Однако поскольку в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обращения с заявлением в уполномоченный орган о снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя, как и доказательств невозможности сняться с регистрационного учета, вызванной исключительными (экстраординарными) обстоятельствами, ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы, признавая принятое мировым судьей решение законным и обоснованным.
Таким образом, разрешая спор, мировой судья верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, которым в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку, правильно применил нормы материального права. Выводы мирового судьи соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения мирового судьи суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 7 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░