Гражданское дело № 2-714/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Нерчинский Завод 30 декабря 2013 года
Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Былковой В.А.,
при секретаре судебного заседания Олехник О.Н.,
с участием помощника прокурора Нерчинско-Заводского района Ярославцева Р.С.,
представителей ответчиков: МОУ «Аргунская СОШ» Шестаковой О.П., МОУ «Больше-Зерентуйская СОШ» Азаренок Е.Е., МОУ «Горно-Зерентуйская СОШ» Киргизовой Н.В., МОУ «Михайловская СОШ» Гагариной М.Н., МОУ «Уров-Ключевская СОШ» Бобылевой З.Т., МОУ «Ивановская ООШ» Петунина С.Ф., МОУ «Явленская СОШ» Апрелковой В.В., представителя администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» Терпуговой С.Ю., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальным общеобразовательным учреждениям: «Аргунская СОШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», «Горно-Зерентуйская СОШ», «Михайловская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Ивановская ООШ», «Явленская СОШ», «Ишагинская ООШ», Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» о признании бездействия муниципальных общеобразовательных учреждений «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа» в части непринятия мер по обеспечению организации питания для обучающихся детей в полном объеме незаконным, понуждении муниципальных общеобразовательных учреждений «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа» обеспечить организацию питания для обучающихся детей в полном объеме, а при недостаточности денежных средств, возложить обязанность по финансированию на Администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нерчинско-Заводского района обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванными исковыми заявлениями, мотивируя следующим.
В ходе проведенной прокуратурой проверки требований федерального законодательства об охране здоровья несовершеннолетних в Муниципальных общеобразовательных учреждениях: «Аргунская СОШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», «Горно-Зерентуйская СОШ», «Михайловская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Ивановская ООШ», «Явленская СОШ», «Ишагинская ООШ», выявлены нарушения в части непринятия мер по обеспечению организации двухразового горячего питания для обучающихся школы и соблюдения временного интервала между приемами пищи в связи с недостаточностью финансирования, что противоречит требованиям Федерального закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Просит признать бездействие муниципальных общеобразовательных учреждений: «Аргунская СОШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», «Горно-Зерентуйская СОШ», «Михайловская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Ивановская ООШ», «Явленская СОШ», «Ишагинская ООШ» в части непринятия мер по обеспечению организации питания для обучающихся детей в полном объеме незаконным, понудить обеспечить организацию питания для обучающихся детей в полном объеме, а при недостаточности денежных средств, возложить обязанность по финансированию на Администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район».
Определением от 17 декабря 2013 года гражданские дела с №2-707/2013 г. по №2-714/2013 года соединены, соединенному гражданскому делу присвоен №2-714/2013 года.
В судебном заседании помощник прокурора Ярославцев Р.С. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков муниципальных общеобразовательных учреждений «Аргунская СОШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», «Горно-Зерентуйская СОШ», «Михайловская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Ивановская ООШ», «Явленская СОШ», в судебном заседании, каждый в отдельности с заявленными исковыми требованиями прокурора согласились, просили предоставить срок для добровольного исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, так как в школах отсутствуют дополнительные единицы поваров, в связи с чем, необходимо внесение изменений в штатные расписания.
Представитель администрации МР «Нерчинско-Заводский район» Терпугова С.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласилась, суду пояснила, что для исполнения требований необходимы дополнительные денежные средства, которые в бюджете района не были предусмотрены. Для внесения изменений в бюджет муниципального района требуется время, поэтому просила дать срок для добровольного исполнения решения суда, до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель МОУ «Ишагинская ООШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившегося представителя МОУ «Ишагинская ООШ», суд с учетом мнения истца, счел возможным его рассмотреть при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (далее Закон) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. На основании ч.7 ст.51 Закона ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Частью 5 статьей 51 вышеназванного Закона определено, что расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
Из ст. 32 Закона следует, что создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.
Согласно ст. 28 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52- ФЗ от 30.03.1999г., в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно раздела 3 Указа Президента страны № 1351 от 09.10.07 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года», решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя организацию качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
В соответствии с п.п. 6.8, 6.34 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Проведенной проверкой установлено, что Муниципальными общеобразовательными учреждениями: «Аргунская СОШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», «Горно-Зерентуйская СОШ», «Михайловская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Ивановская ООШ», «Явленская СОШ», «Ишагинская ООШ» не соблюдаются требования федерального и санитарно-эпидемиологического законодательства по организации двухразового горячего питания и соблюдения временного интервала между приемами пищи, в связи с недостаточностью финансирования.
Учредителем вышеназванных образовательных, учреждений является администрация муниципального района «Нерчинско-Заводский район», в связи с чем, в случае недостаточности денежных средств у образовательных учреждений для организации питания учащихся, учредитель обязан профинансировать указанные мероприятия, так как в соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основанного общего среднего (полного) общего образования по основанным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В судебном заседании установлено, что в Муниципальных общеобразовательных учреждениях: «Аргунская СОШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», «Горно-Зерентуйская СОШ», «Михайловская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Ивановская ООШ», «Явленская СОШ», «Ишагинская ООШ» выявлены нарушения в части непринятия мер по обеспечению организации двухразового горячего питания для обучающихся школы и соблюдения временного интервала между приемами пищи в связи с недостаточностью финансирования.
В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется и прокурором.
Дети, обучающиеся в вышеназванных общеобразовательных учреждениях не достигли 18-летнего возраста, поэтому не обладают дееспособностью согласно ст. 21 ГК РФ и в соответствии с ч. 1 ст. 37 ГК РФ не способны своими действиями самостоятельно осуществлять процессуальные права в суде.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Бездействием муниципальных общеобразовательных учреждений: «Аргунская СОШ», «Больше-Зерентуйская СОШ», «Горно-Зерентуйская СОШ», «Михайловская СОШ», «Уров-Ключевская СОШ», «Ивановская ООШ», «Явленская СОШ», «Ишагинская ООШ» нарушаются права учащихся данных образовательных учреждений, иных лиц, круг которых не определён, недостаточное финансирование не может служить основанием для освобождения учреждения от обязанности организовать для учащихся двухразовое горячее питание, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Поскольку для исполнения решения суда ответчикам необходимо внесение коррективов в штатные расписания, в бюджет муниципального района с целью изыскания денежных средств на организацию дополнительного питания, суд счел обоснованным ходатайства ответчиков о предоставлении им срока для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По тем основаниям, что прокурором поданы иски в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а прокурор, также как и Администрация МР «Нерчинско-Заводский район» в соответствии со ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены, одновременно учитывая тот факт, что бюджет образовательных учреждений запланирован на календарный год и денежные средства на уплату государственных пошлин в него изначально не заложены, а ответчики от уплаты государственной пошлины не освобождены, суд с учетом мнения сторон, счел возможным снизить размер государственной пошлины до <данные изъяты>
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые заявления прокурора Нерчинско-Заводского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальным общеобразовательным учреждениям: «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Нерчинско-Заводский район» о признании бездействия муниципальных общеобразовательных учреждений «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа» в части непринятия мер по обеспечению организации питания для обучающихся детей в полном объеме незаконным, понуждении муниципальных общеобразовательных учреждений «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа» обеспечить организацию питания для обучающихся детей в полном объеме, а при недостаточности денежных средств возложить обязанность по финансированию на Администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципальных общеобразовательных учреждений: «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа» в части непринятия мер по обеспечению организации питания для обучающихся детей в полном объеме.
Понудить муниципальные общеобразовательные учреждения: «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа» обеспечить организацию питания для обучающихся детей в полном объеме, а при недостаточности денежных средств возложить обязанность по финансированию на Администрацию муниципального района «Нерчинско-Заводский район», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с муниципальных общеобразовательных учреждений: «Аргунская средняя общеобразовательная школа», «Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Горно-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа», «Михайловская средняя общеобразовательная школа», «Уров-Ключевская средняя общеобразовательная школа», «Ивановская основная общеобразовательная школа», «Явленская средняя общеобразовательная школа», «Ишагинская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в государственный доход в сумме по <данные изъяты> рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его оглашения посредством подачи апелляционной жалобы, представления через Нерчинско-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья - подпись
Копия верна: Председательствующий В.А. Былкова