Дело №2-228/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Мухиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Шатровского района Курганской области КоноваловаА.А.,
при секретаре Кандаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «23» июля 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шатровского района Курганской области в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО7, <дата> года рождения, к администрации Шатровского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Шатровского района обратился в Шатровский районный суд Курганской области с исковым заявлением в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО9 о возложении обязанности на администрацию Шатровского района Курганской области предоставить ФИО8 по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Шатровского района Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м., на Правительство Курганской области – профинансировать расходы администрации Шатровского района Курганской области на предоставление жилого помещения ФИО10. (л.д. 2-3).
В обоснование иска указано, что мать и отец ФИО16. лишены родительских прав в отношении ФИО11
Постановлением администрации Шатровского района Курганской области от 19.03.2009 №136 ФИО12. назначена попечителем ФИО13.
В соответствии с постановлением администрации Шатровского района от 31.01.2012 №19 ФИО14. поставлен на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилья, и на основании заключения сектора опеки и попечительства включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма.
Основанием для возникновения права на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений у ФИО15. является достижение им возраста 18 лет.
В возражениях на иск представитель ответчика - Правительства Курганской области (л.д.32) указал, что федеральным законодательством с 1 января 2013 года определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилого фонда.
Кроме того, исключено право указанных лиц на внеочередное предоставление жилых помещений. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области.
Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий денежные средства предусмотрены в бюджете Курганской области на 2015 год. Истцом не представлены доказательства невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий.
На основании заявок муниципальных образований Главное управление образования Курганской области перечисляет субвенции в бюджеты муниципальных образований.
Считает, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагает, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указана сумма финансирования, что приведет к неисполнению решения суда. Просят отказать в удовлетворении требований, предъявленных в Правительству Курганской области (л.д.42-44).
В судебное заседание представитель ответчика Правительства Курганской области, представители третьих лиц: сектора по опеке и попечительству администрации Шатровского района, Главного управления образования Курганской области, не явились. О времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении без их участия.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца пом. прокурора Шатровского района Коновалов А.А., ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске. ФИО1 просил предоставить жилое помещение в <адрес>.
Представитель ответчика администрации Шатровского района Курганской области Ядрышникова О.А., действующая по доверенности (л.д.53), суду пояснила, что требования признает, представила соответствующее заявление, также пояснила, что поступившие в этом году 8 млн.рублей из областного бюджете уже реализованы для приобретения жилья
сиротам.(л.д. 65)
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что ФИО1 родился <дата> в <адрес> (паспорт - л.д.9-10, свидетельство о рождении л.д.8).
Родители ФИО1, лишены родительских прав в отношении ФИО1 (решения Шатровского районного суда от <дата> и <дата> года, постановление администрации <адрес> от <дата> № л.д. 13-14, 62-64).
Постановлением администрации <адрес> от <дата> № ФИО1 назначен попечитель ФИО3 (л.д.15).
Постановлением администрации <адрес> № от <дата> ФИО1 поставлен на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилья (л.д. 17).
Заключением сектора по опеке и попечительству администрации <адрес> № от <дата> года, в связи с тем, что ФИО1 проходит службу в рядах ВС РФ, последний включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (л.д.22).
Собственное жилое помещение либо жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, у ФИО1 отсутствует, что подтверждается справкой ГУП «Кургантехинвентаризация» от 25.05.2015 года (л.д.26), справками администрации Шатровского района и от 22.02.2013 года №51, администрации Шатровского сельсовета от 23.02.2013, сектора по опеке и попечительству администрации Шатровского района №35 от 26.12.2012 года (л.д.18,20,21), уведомлением Шатровского отдела Управления Росреестра по Курганской области от 30.05.2015 года (л.д.23), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.05.2015 (л.д. 25).
Согласно объяснениям ФИО1 от <дата> года, он зарегистрирован по <адрес> в квартире, принадлежащей его опекуну, ФИО3 В собственности жилых помещений он не имеет. После окончания ПУ № в <адрес> в мае 2013 года был призван на срочную службу, в мае 2013 года им подписан контракт на прохождение службы в ВС РФ в войсковой части, дислоцированной в <адрес>. С января 2015 года проживает в <адрес> на съемной квартире. Срок контракта 3 года, по истечении которого он планирует вернуться в <адрес> и устроиться на работу в полиции либо в органы МЧС (л.д. 6-7).
Прохождение ФИО1 службы по контракту на день рассмотрения дела в суде подтверждается выпиской из приказа № от <дата> (л.д. 29).
ФИО1 имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (справка л.д.19).
В соответствии с решением Шатровской сельской Думы от 2 июня 2006 №131 в муниципальном образовании Шатровского района утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м на одного человека (л.д.61 ).
Согласно справке администрации Шатровского района Курганской области от 26 декабря 2012 года №35 жилое помещение по договору социального найма ФИО1 не предоставлялось (л.д. 18).
По информации из финансового отдела администрации Шатровского района от 23 июля 2015 года в с января по июнь 2015 года из областного бюджета поступали средства на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в сумме 8095296 рублей. (л.д.54).
ФИО1 в настоящее время проходит службу по контракту в войсковой части №. Ульяновска. Срок контракта заканчивается <дата> (л.д.28, 29).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40).
Согласно п.п. «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 указанного Закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании письменных материалов дела судом установлена принадлежность ФИО1 к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 года №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье».
По смыслу вышеприведенных норм закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
ФИО1 является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан администрацией Шатровского района Курганской области при включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированным жильем, где ФИО1 в 2014 году значился под номером 35, на <дата> значится под номером 11 (л.д. 55-60).Указанные списки ежеквартально направляются в Главное управление образования Курганской области.
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав ФИО1 в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
С 1 января 2013 года граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 № 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
С учетом наличия у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями № 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о предоставлении жилого помещения ФИО1
В соответствии с п. 8 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Администрация Шатровского района Курганской области не профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому также подлежат удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению суда, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья ФИО1 Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
С учетом наличия у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями № 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, суд считает исковые требования прокурора, заявленные в интересах ФИО1 о предоставлении ему жилого помещения, законными, предъявленными к надлежащим ответчикам, в связи с этим, и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░