Дело № 2-1249/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сортавала в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Хаапалампинского сельского поселения, Администрации Сортавальского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
иск подан по тем основаниям, что прокуратурой города Сортавала проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что на территории Хаапалампинского сельского поселения пос. Вуорио в границах кадастрового квартала <Номер обезличен> расположены земельные участки, представленные администрацией Сортавальского муниципального района в собственность гражданам для осуществления индивидуальной жилой застройки. В данный момент гражданам представлено более 10 земельных участков. При формировании указанных земельных участков для комплексной жилой застройки были предусмотрены планируемые проезды к земельным участкам по периметру комплекса жилой застройки.
В ходе произведенного сотрудниками ОГИБДД обследования существующего подъезда к указанным земельным участкам установлено, что на автомобильной дороге А-121 «Сортавала» в районе пос. Вуорио на отметке 257 км 995 м (слева) имеется несанкционированный необустроенный съезд, после съезда имеется проезд, ведущий к земельным участкам комплексной жилой застройки, протяженностью 270 м, шириной от 2 м до 3 м. Установлено, что данный проезд устроен в отсутствие разрешительной документации, не отвечает требованиям Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
В нарушение ст.ст. 13, 14, 16 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» на указанном проезде не обеспечены требования к безопасности дорожного движения. Органами местного самоуправления до настоящего времени не приняты меры для организации дорожной деятельности в части обеспечения проезда к указанным земельным участкам соответствующего требованиям безопасности дорожного движения.
Бездействие администрации Хаапалампинского сельского поселения нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в жилых домах на указанной территории пос. Вуорио. Перечисленные нарушения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории пос. Вуорио, поскольку нарушаются их права в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В связи с чем, ссылаясь на положения ст.ст. 13, 14, 16 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор просит обязать Администрацию Хаапалампинского сельского поселения в срок до 01 декабря 2023 года обеспечить отвечающий требованиям безопасности проезд к жилым домам, расположенным в пос.Вуорио в кадастровом квартале <Номер обезличен>
В судебном заседании помощник прокурора г. Сортавала Витухин В.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Глава Администрации Хаапалампинского сельского поселения Ильин В.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель соответчика (процессуальный статус изменен 03 октября 2018 года) Администрации Сортавальского муниципального района Грацианова Т.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указала, что при предоставлении земельных участков гражданам не принималось никаких решений по комплексному развитию территории в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>. С каждым землепользователем заключался отдельный договор аренды или купли-продажи. При формировании земельных участков сформировано единое землеустроительное дело (межевое) с целью определения фактической площади территории, с которой можно будет наиболее рационально сформировать земельные участки с учетом подъездных путей к каждому из них и размещения инженерных коммуникаций. Организация проезда к земельным участкам относится к полномочиям Хаапалампинского сельского поселения.
В судебное заседание представитель Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кола») не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Пашков А.Е., действующий на основании доверенности, с доводами иска согласился. Пояснил, что в установленном порядке съезд автомобильной дороги согласован с Росавтодор, выданы технические условия, но они не выполняются.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
В данном случае определить конкретный круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются, не представляется возможным, прокурор города Сортавала, установив нарушения, реализует предоставленные ему полномочия по защите прав, в частности, лиц, проживающих на территории пос. Вуорио, поскольку нарушаются их права в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи) (ч. 3 ст. 14 указанного закона).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 названного закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 указанного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законом Республики Карелия от 22 декабря 2014 года № 1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» предусмотрены полномочия сельских поселений по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них… осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3., ч. 3 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года (ред. от 03 августа 2018 года) № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 34 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно ст. 14 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В силу ч. 3, ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа содержит карту планируемого размещения объектов местного значения, на которой отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Согласно ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Территориальное планирование осуществляется органом местного самоуправления с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, России, субъектов РФ, муниципальных образований; при планировании дорожной деятельности должны обеспечиваться наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети.
Судом установлено, что прокуратурой города Сортавала проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
По результатам данной проверки установлен факт нарушения со стороны органов местного самоуправления положений ст.ст. 13, 14, 16 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».
Проверкой установлено, что в пос. Вуорио, в границах кадастрового квартала <Номер обезличен>, относящихся к территории Хаапалампинского сельского поселения, расположены земельные участки, представленные администрацией Сортавальского муниципального района в собственность гражданам для осуществления индивидуальной жилой застройки.
На данный момент гражданам представлено более 10 земельных участков, <Данные изъяты>
Решением Совета Хаапалампинского сельского поселения № 8 от 16 ноября 2012 года утверждены генеральный план и Правила землепользования и застройки. Распоряжениями Администрации Сортавальского муниципального района утверждены градостроительные планы каждого из предоставленных земельных участков.
Однако вопрос о подъездных путях ответчиками не был своевременно разрешен. В настоящее время на месте планируемого проезда находятся хозяйственные постройки (гаражи, сараи) граждан.
Администрация Сортавальского муниципального района ссылается на то обстоятельство, что решений по комплексному развитию территории в границах кадастрового квартала не принималось. Все предоставления участков происходили в индивидуальном порядке. При формировании указанных земельных участков сформировано единое землеустроительное дело с целью определения реальной фактической площади территории, из которой возможно формирование наиболее рационального количества земельных участков с учетом будущих подъездных путей к каждому из участков.
В ходе обследования, произведенного сотрудниками ОГИБДД, существующего подъезда к указанным земельным участкам установлено, что на автомобильной дороге А-121 «Сортавала» в районе пос. Вуорио на отметке 257 км 995 м (слева) имеется несанкционированный необустроенный съезд. Съезд не обозначен соответствующими дорожными знаками. После съезда имеется проезд, ведущий к земельным участкам комплексной жилой застройки, протяженностью 270 м, шириной от 2 м до 3 м.
Установлено, что данный проезд устроен собственниками жилых участков, в отсутствие разрешительной документации, задействовав проезд, ранее укатанный. Данный проезд не отвечает требованиям Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, в т.ч. и по размещению пересечения и примыкания к федеральной дороге.
Между тем, в случае ликвидации используемого в настоящее время съезда полностью исключается возможность проезда собственников к своим участкам. Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в Протоколе заседания выездной Комиссии ФКУ Упрдор «Кола» № 1 от 26 сентября 2017 года.
Из представленных материалов следует, что в реестре муниципального имущества такого объекта недвижимости, как съезд на автомобильной дороге А-121 «Сортавала» на 257 км 995 м (слева), не находится, Администрация Хаапалампинского сельского поселения не содержит и не обсуживает его.
Во исполнение протокола и в целях ликвидации несанкционированного съезда ФКУ Упрдор «Кола» письмом от 27 февраля 2018 года № И-587 выданы технические требования и условия на проектирование и строительство съезда.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что подъезд к земельным участкам отсутствует, что сторонами не оспаривается. Участки находятся на территории Хаапалампинского сельского поселения Сортавальского муниципального района, и проезда (дороги общего пользования), располагающегося на территории п. Вуорио, кадастровый квартал <Номер обезличен>, и ведущего к указанным земельным участкам, не имеется.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно п.п. 4 п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочиванию существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеется капитальное строение или право на их возведение, обеспечивается проездом.
Кроме того, в силу п. 9 ч. 1 ст. 143 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года (ред. 29 июля 2017 года) № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). На основании п. 8.17 СП 4.13130.2013, утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
Согласно ст. 34 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п. 1). Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (п. 2). Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (п. 3).
С учетом расположения на данных земельных участках строений капитального характера, анализ вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о наличии у администрации Хаапалампинского сельского поселения обязанности обеспечить проезд к земельным участкам в кадастровом квартале <Номер обезличен>
Таким образом, Администрация Сортавальского муниципального района не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Таким образом, принимая во внимание, что земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале <Номер обезличен>, на территории пос. Вуорио Хаапалампинского сельского поселения, предназначены для индивидуального жилищного строительства, на части из них расположены жилые дома и хозяйственные постройки, однако подъезд к данным земельным участкам отсутствует, что нарушает права и создает угрозу пожарной безопасности, жизни и здоровью людей, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, мер, направленных на обеспечение подъезда к земельным участкам, не предпринимают, суд приходит к выводу, что заявленное требование является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
При этом подъезд к земельным участкам должен отвечать требованиям, предъявляемым к его оборудованию, и соответствовать СНиП 2.07.01-89*, СП 4.13130.2013.
Ссылка представителей ответчиков на отсутствие фактической возможности обустройства подъезда к земельным участкам не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить подъезд к земельным участкам, расположенным в границах поселения.
Неисполнение обязанности по соблюдению требований безопасности дорожного движения и дорожной деятельности влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, пользующихся проездом (дорогой, съездом и т.п.) не может быть определен только лицами, проживающими на территории данного кадастрового квартала либо пос. Вуорио.
Таким образом, администрация Хаапалампинского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, должным образом полномочия, возложенные на неё в силу закона, не выполняет.
Указанное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку нарушаются их права в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурором заявлено требование об установлении срока выполнения указанных действий в срок до 01 декабря 2023 года. Суд полагает возможным установить обозначенный срок исполнения, поскольку такой срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Сортавала удовлетворить.
Обязать администрацию Хаапалампинского сельского поселения в срок до 01 декабря 2023 года обеспечить отвечающий требованиям безопасности проезд к жилым домам, расположенным в поселке Вуорио города Сортавала, в кадастровом квартале <Номер обезличен>
В иске к Администрации Сортавальского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Кустова
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2018 года.