Дело № 2-239/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Юрья Кировской области 10 июня 2015 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе:
председательствующей судьи Марушевской Н.В.
при секретаре Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой М.В. к администрации Великорецкого сельского поселения Юрьянского района Кировской области об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности постановки на учет,
УСТАНОВИЛ:
Казакова М.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь в его обоснование на то, что являясь ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны дважды обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако жилищной комиссией ей отказано в постановке на учет со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Данное решение полагает незаконным, поскольку на протяжении 25 лет она проживает в <адрес>. Заключением ХХХ от 15.01.2015 г. <№> жилой дом признан непригодным для проживания. До 10.11.2014 года она была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, где наряду с мужем и детьми имела 1/4 долю в праве собственности на квартиру, после смерти супруга 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру. Поскольку квартира находилась на 5 этаже панельного дома, истица по состоянию здоровья не может подниматься по лестницам, поэтому данная квартира была продана.
Просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Великорецкого сельского поселения от 16.04.2015 г. и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании истец Казакова М.В. и ее представитель Казакова Н.В. исковые требования поддержали по указанным основаниям. Истец суду пояснила, что в 1975 году ее супругу, являющемуся уволенным военнослужащим в порядке льготной очереди, по избранному месту жительства в <адрес> на всех членов семьи была предоставлена 3 комнатная благоустроенная квартира, которую они через неделю обменяли на 3 комнатную благоустроенную <адрес>. До 1990 года с супругом и дочерью проживали в данной квартире, в 1990 г. уехали и стали проживать в <адрес> В 2012 году ее супруг умер. Дочь и внук в квартире по адресу : <адрес> не проживали, сдавали ее в наем, а в октябре 2014 г. они ее продали. В ноябре 2014 года она зарегистрировалась по месту жительства в <адрес>, в доме непригодном для проживания по заключению межведомственной комиссии. После чего обратилась в администрацию Великорецкого сельского поселения за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано. Считает, что действий по ухудшению жилищных условий она не предпринимала, более 20 лет проживает в <адрес> имеет право на получение сертификата для приобретения квартиры в г. Кирове.
Представитель истца Казакова Н.В. суду пояснила, что с 2012 г. в <адрес> никто из членов семьи не проживал, квартира сдавалась в аренду, в связи с чем, в 2014 году была продана. Вырученные от продажи квартиры деньги были разделены между собственниками жилья.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском не согласны, поскольку выявлено намеренное ухудшение истицей своих жилищных условий.
Свидетели Ч.С.А., Ч.В.Н. суду показали, что им известно, что Казакова М.В. с 1990 года проживает в <адрес>
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий закреплено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В силу статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из материалов дела, Казакова М.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из пояснений истицы и ее представителя следует, что К.В.П. являющемуся уволенным военнослужащим, в 1975 году в порядке льготной очереди была предоставлена 3 комнатная благоустроенная квартира в <адрес>) на 4 членов семьи, которую они обменяли на квартиру по адресу: <адрес>
На основании договора передачи квартир в совместную собственность граждан <№> от 11.08.1997 года Казакова М.В. совместно с супругом, дочерью и внуком являлась собственником трехкомнатной благоустроенной квартиры, расположенной по адресу : <адрес> площадью 59,2 кв.м.( л.д. 39).
После смерти супруга К.В.П. на основании соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности на квартиру, свидетельства о праве на наследство по закону от 26.02.2014 г. Казакова М.В. являлась собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес>
Как следует из справки МУП «ХХХ участок <№> на 15.09.2014 г. в <адрес> были зарегистрированы 4 человека: Казакова М.В., дочь Казакова Н.В., внук У.М.С., правнук У.Д.М., то есть на каждого члена семьи приходилось по 14.8 кв.м. (59,2 :4=14,8).
На основании договора купли-продажи от 23.10.2014 г. Казакова М.В. продала 1/2 долю в праве общей долевой собственности на указанную выше квартиру Р.А.Е. Право собственности Рязановой зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 27.10.2014 г.(л.д. 45-46).
По договору дарения земельного участка с домом от 17.06.2014 г. Казакова М.В. подарила своей дочери Казаковой Н.В. жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>. 10.07.2014 г. право собственности Казаковой Н.В. на указанные объекты недвижимости было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области.( л.д. 47-49)
Судом установлено, что Казакова М.В. дважды обращалась в администрацию Великорецкого сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 24.11.2014 года (спустя месяц после совершения сделки купли-продажи квартиры), 06.04.2015 года.
Решениями жилищной комиссии от 16.12.2014 г., 16.04.2015 г. истцу отказано в постановке на учет на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением Казаковой М.В. своих жилищных условий.
Судом установлено, что на момент рассмотрения спора Казакова М.В. проживает в жилом доме в <адрес>, зарегистрирована по месту жительства в указанном доме с 10.11.2014 г.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Принимая во внимание, что до заключения договора купли-продажи квартиры площадью 59,2 кв.м., в которой из членов семьи истицы никто с 2012 года не проживал, Казакова М.В. была обеспечена жилой площадью более учетной нормы и нуждающейся в жилье не являлась (учетная норма площади жилого помещения в г. Кирове и в Великорецком сельском поселении 9 кв.м.), суд приходит к выводу, что действия Казаковой М.В. по отчуждению доли в жилом помещении и последующие обращения в течение короткого промежутка времени к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются намеренными с целью признания нуждающейся в предоставлении жилья.
При этом с момента отчуждения доли в жилом помещении по адресу: <адрес> пятилетний срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, не истек, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения администрации Великорецкого сельского поселения об отказе Казаковой М.В. в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынесенного в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Факт длительного проживания в д<адрес> в данном случае правового значения не имеет, поскольку судом установлено, что истицей совершены действия по отчуждению находящегося в собственности жилого помещения, и как следствие ухудшение жилищных условий, требующих участия со стороны органов государственной власти в обеспечении жильем.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Казаковой М.В. к администрации Великорецкого сельского поселения Юрьянского района Кировской области об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности постановки на учет, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Марушевская Н.В.