№ 2-236/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 м а я 2015 г. гор. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Цветковой М.Л.,
с участием представителя Департамента культуры и туризма Ивановской области по доверенности Травина А.В.,
ответчика Епифанова М.Б.,
при секретаре Головиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента культуры и туризма Ивановской области к Епифанову М.Б. о признании действий по строительству объекта недвижимости, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плёс, <адрес>, находящегося на территории Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, незаконными и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области обратился в суд с иском к Епифанову М.Б. о признании действий по строительству объекта недвижимости, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плёс, <адрес>, находящегося на территории Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, незаконными и понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что Епифанову М.Б. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок (доля в праве – ?), с расположенным на нем объектом недвижимости - жилым домом, по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плёс, <адрес>, кадастровый номер №. Указанный жилой дом находится в границах территории Плёсского государственного архитектурного и художественного музея-заповедника (Решение Ивановского областного Совета народных депутатов от 11.06.1993г. № 138 «Об утверждении границ Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, заповедной территории, зоны охраняемого ландшафта и установлении режимов их охраны и содержания»). Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995г. № 176 Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник является объектом культурного наследия федерального значения. В ДД.ММ.ГГГГ года было установлено, что Епифановым М.Б. на земельном участке, в границах которого располагается указанный объект недвижимости, произведены строительные работы: монтаж элементов конструкции из заранее приготовленных материалов, что подтверждается актом осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года и фотоматериалом. Установлено, что строительные работы ответчиком произведены без согласования с Департаментом культуры и туризма Ивановской области. Строительная и хозяйственная деятельность, проводимая Епифановым М.Б. по адресу: г. Плёс, <адрес>, нарушает требования по охране объектов культурного наследия, режимов использования земель в границах территории Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и зонах его охраны. Сведения о режимах использования земель в границах территории Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и зонах его охраны внесены в государственный кадастр недвижимости 26.11.2013 г. В соответствии с решением Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 11.06.199 г. № 138 строительные и земельные работы в границах территории Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и зонах его охраны подлежат согласованию с уполномоченным государственным органом охраны объектов культурного наследия. В настоящее время уполномоченным государственным органом в сфере охраны объектов культурного наследия Ивановской области является Департамент культуры и туризма Ивановской области (постановление Правительства Ивановской области от 04.12.2014 г. № 507-п). Департаментом культуры и туризма Ивановской области принят Административный регламент предоставления государственной услуги Ивановской области «Согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ, выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (утвержден приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 30.11.2012 г. № 249), который устанавливает порядок выдачи разрешения на проведение работ на территории Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. За согласованием документации на проведение строительных работ и выдачей разрешения на проведение таких работ по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плёс, <адрес>, ответчик Епифанов М.Б. не обращался. Истец просит признать строительство объекта недвижимости - жилого дома, расположенного на территории Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, <адрес>, незаконным; обязать Епифанова М.Б. согласовать с Департаментом культуры и туризма Ивановской области эскизный проект указанного объекта недвижимости; обязать Епифанова М.Б. привести жилой дом, расположенный по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, <адрес>, кадастровый номер № в соответствие с согласованным эскизным проектом.
В судебном заседании представитель Департамента культуры и туризма Ивановской области по доверенности Травин А.В. исковые требования поддержал, при этом уточнил их, просил признать строительство объекта недвижимости незаконным, обязать ответчика в срок до 01.09.2015 года согласовать с Департаментом культуры и туризма Ивановской области эскизный проект указанного объекта недвижимости, а также обязать ответчика в срок до 01.09.2016 года привести жилой дом, расположенный по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, <адрес>, кадастровый номер № в соответствие с согласованным эскизным проектом.
Ответчик Епифанов М.Б. исковые требования Департамента культуры и туризма Ивановской области не признал и пояснил, что строительные работы на спорном объекте недвижимости не ведутся, потому что все уже давно построено и сделано. В настоящее время лесов нет, они были возведены временно, чтобы сделать на втором этаже на окнах наличники. Когда истец предъявил к нему свои претензии, то дом уже стоял под крышей, с отделкой. В свое время, когда он приобретал спорную недвижимость, она ничем не была обременена, отсутствовала информация о том, что это объект культурного наследия. В администрации района он получил разрешение на строительство жилого дома в тех границах, в которых дом и построен, при этом никаких запретов на строительство не было. У него нет каких-либо договоров с истцом, ни в каких отношениях он с ним не состоит. Принадлежащий ему спорный жилой дом прекрасно вписывается в Заречье, сделан он в традициях города Плеса. Ответчик считает, что требовать предоставления эскизов, проектов и чертежей истцу следовало в процессе согласования строительства, а не после того, как дом построен. Требования истца считает незаконными, просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года ответчик по договору купли-продажи приобрел в собственность ? долю земельного участка общей площадью 1668,0 кв.м, с кадастровым номером №, категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г.Плес, <адрес>; с ? долей расположенного на указанном земельном участке жилого дома общей площадью 121,40 кв.м, в т.ч. площадь жилая – 84,50 кв.м, с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ года право собственности ответчика на долю данного земельного участка и долю жилого дома было зарегистрировано в установленном Законом порядке: свидетельства о государственной регистрации права №
В 2010 году ответчик обратился в администрацию Приволжского муниципального района Ивановской области с заявлением с просьбой разрешить ему реконструкцию индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности вышеуказанном земельном участке, что подтверждается градостроительным планом земельного участка и постановлением Главы администрации Приволжского муниципального района «Об утверждении градостроительного плана земельного участка для реконструкции индивидуального жилого дома в г.Плесе Приволжского района» от 07.04.2010 г. № 241.
Судом установлено, что на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке ответчик в период с 2010 по 2014 г.г. выстроил жилой 2-этажный дом, общей площадью 162,3 кв.м, с кадастровым номером №, и 20 октября 2014 года зарегистрировал свое право собственности на спорное домовладение, расположенное по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г.Плес, <адрес>, в установленном Законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.
Судом также установлено, что строительство указанного объекта недвижимости ответчик произвел без согласования проектной документации, необходимой для проведения работ, с Департаментом культуры и туризма Ивановской области.
Суд полагает, что то обстоятельство, что ответчиком получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на возведенное им строение при условии, что в соответствии с п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 марта 2015 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства, свидетельствует, о принятии им возможных мер по легализации спорного объекта недвижимости.
Вместе с тем, суд считает, что исковые требования Департамента культуры и туризма Ивановской области являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
Город Плес Ивановской области включен в перечень исторических поселений приказом Министерства культуры РФ № 418 и Министерства регионального развития РФ № 339 от 29 июля 2010 г. «Об утверждении перечня исторических поселений».
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2001 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации; государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п.8 части 2 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Частью 10 ст.85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
В силу ч.4 ст.99 Земельного кодекса РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности признается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Согласно п.5 ст.63 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР (Закон РСФСР от 15.12.1978г., Постановление Совмина от 16.09.1982г. № 865) и законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26.04.2008г. № 315, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ) вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 года N315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Решением исполнительного комитета Ивановского областного Совета депутатов трудящихся от 23.12.1974 № 835 был утвержден проект охранных зон и зон регулирования застройки на памятники истории и культуры г. Плеса (протокол № 27), приложением к которому являлся список проектов охранных зон памятников истории и культуры и зон регулирования застройки г. Плеса, согласованных с Министерств культуры РСФСР; составлены и согласованы с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры карта-схема проекта охранных зон памятников градостроительного искусства, архитектуры, истории, зон регулирования застройки и охраны ландшафта, на которой отображены территории памятников истории и культуры, перечень и границы всех установленных зон в масштабе 1:5000, и пояснительная записка с обозначением принятых в проекте решений, описанием границ зон охраны и указанием режима использования территории зон охраны в соответствии с конкретными условиями каждой зоны.
Решением Приволжского районного Совета Ивановской области от 06.09.2006 года № 58 утвержден проект «Город Плес Приволжского района Ивановской области. Генеральный план». В состав проекта входят Правила землепользования и застройки города Плеса, включающие в себя план города, совмещенный с проектом планировки, с отображением регламентного зонирования территории города.
Согласно указанным Правилам функциональное зонирование городских территорий направлено, в частности, на охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов. Зональные градостроительные регламенты устанавливаются для каждой выделенной функциональной и комплексной территориальной зоны и содержат разрешительные, ограничительные и запретительные условия развития и обустройства ее территории.
Земельный участок, принадлежащий Епифанову М.Б., на котором он выстроил спорный объект недвижимости, согласно градостроительному регламенту расположен в III зоне, подзоне а – зона охраняемого ландшафта, Ж-1 зона индивидуальной усадебной жилой застройки. В указанной зоне допускается только реконструкция существующих домов под жилое назначение с восстановлением исторических фасадов.
Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия федерального значения осуществляются по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 данного Федерального закона.
В соответствии с п. 1.2 Положения о Департаменте культуры и туризма Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 04.12.2014 № 507-п «Об утверждении Положения о Департаменте культуры и туризма Ивановской области», Департамент является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, осуществляющим меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области.
10.09.2014 г. государственным инспектором отдела государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения управления государственной охраны объектов культурного значения Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области и специалистом-экспертом этого же отдела установлен факт проведения несанкционированных строительных работ на территории Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, о чем был составлен акт осмотра.
Согласно акту осмотра земельного участка, расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г.Плес, <адрес>кадастровый номер №), от 10 сентября 2014 года, составленному сотрудниками Департамента культуры и туризма Ивановской области, в ходе осмотра установлен факт проведения несанкционированных строительных работ (монтаж элементов конструкции объекта недвижимости из заранее заготовленных материалов) на территории Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, утвержденной решением Малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов от 11.06.1993 г. № 138, в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Департамента культуры и туризма Ивановской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░, <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №), ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░, <░░░░░>(░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░, <░░░░░>(░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 03 ░░░░ 2015 ░░░░.