Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
<адрес> районный суд <адрес>
в составе:
Председательствующего судьи Феофановой В.Ю.
При секретаре Самойличеко О.В.
С участием пом. прокурора <адрес> Михневой Ю.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского совета <адрес> о возложении обязанностей
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского совета <адрес> о возложении обязанностей.
Согласно доводам прокурора, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В силу требований пункта 13 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 (далее по тексту Федеральный закон №-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона №-ФЗ в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «Об объектах культурного наследия» (далее по тексту Федеральный закон № №ФЗ) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным
законом.
Согласно статье 9.3. Федерального закона № №ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, государственная охрана объектов культурного наследия местного муниципального) значения.
Согласно вводной части Федерального закона № №-ФЗ государственная охрана памятников истории и культуры является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.
Статьей 6 Федерального закона № №ФЗ определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение из разрушения или причинения им вреда.
В ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что на территории <адрес> сельсовета <адрес> в <адрес> расположен обелиск ДД.ММ.ГГГГ года –братская могила борцов, погибших в борьбе с колыванским кулацким восстанием, в д.<адрес> расположен ДД.ММ.ГГГГ года - братская могила партизан Гражданской войны, которые не является муниципальной собственностью и не состоят в реестре муниципальной собственности администрации <адрес> сельсовета <адрес>, право собственности ни за кем не закреплено. Следовательно, указанные объекты не имеют собственника, то есть, являются бесхозными.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В части 3 статьи 44 Конституции РФ установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Бездействие органа местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> препятствует сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и не позволяет в полной мере реализовать конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям. Бездействием органа местного самоуправления нарушаются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № « О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации –единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены бездействием администрации муниципального образования, не может быть определен ввиду его нестабильности.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение прокурора в суд в сфере гражданских правоотношений - один из способов защиты гражданских прав в судебном порядке и поэтому его применение правомерно и основано как на требованиях Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», так и на положениях Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ.,В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах, для предупреждения причинения да неопределенному кругу лиц, имеющей важное общественное значение.
Обращение прокурора в суд в сфере гражданских правоотношений - один из способов защиты гражданских прав в судебном порядке.
Прокурор Михнева Ю.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных обелисков, расположенных в <адрес> и д.<адрес>, и по истечении года со дня постановки имущества на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное имущество.
Представитель администрации <адрес> сельсовета <адрес> – глава <адрес> сельсовета <адрес> Г.Г.Мигусов в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против исковых требований не представил.ь
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В силу требований п. 13 ч. 1 статьи 14, п.1 ч.1 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 (далее по тексту Федеральный закон №ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.В собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «Об объектах культурного наследия» (далее по тексту Федеральный №ФЗ) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным
законом. Согласно статье 9.3. Федерального закона № №ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, государственная охрана объектов культурного наследия местного муниципального) значения.
Статьей 6 Федерального закона № №-ФЗ определено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение из разрушения или причинения им вреда.
Согласно п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На территории <адрес> сельсовета <адрес> в <адрес> расположен обелиск ДД.ММ.ГГГГ года –братская могила борцов, погибших в борьбе с колыванским кулацким восстанием, в д<адрес> расположен обелиск ДД.ММ.ГГГГ года - братская могила партизан Гражданской войны, которые не является муниципальной собственностью и не состоят в реестре муниципальной собственности администрации <адрес> сельсовета <адрес>, право собственности ни за кем не закреплено.
Бездействие органа местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> препятствует сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и не позволяет в полной мере реализовать конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям. Бездействием органа местного самоуправления нарушаются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подтверждаются следующими письменными материалами дела: перечнем объектов культурного наследия; информацией администрации Сидоровского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; копией устава <адрес> сельсовета <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных обелисков, расположенных в <адрес> и <адрес>, и по истечении года со дня постановки имущества на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное имущество.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.Ю. Феофанова
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ