Решение по делу № 33-1564/2011 от 18.05.2011

<SPAN class="FIO14">ФИО14</span> Черонко Е

Судья Черонко Е.В.                                                                                            № 33-1564/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2011 года г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Сильченко Р.П.

 судей Переплесниной Е.М., Колбасовой Н.А.

при секретаре Золотовской Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 апреля 2011 года по иску Дятловой Г.Г., Ивановой Т.В., Благовещенской В.И., Лопаткиной Л.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения истцов, возражавших по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Дятлова Г.Г., Иванова Т.В., Благовещенская В.И., Лопаткина Л.Н. обратились в суд с требованиями о признании действий Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению выплаты им ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы незаконными, обязании возместить причиненный им вред в виде ежемесячной недоплаты надбавки к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, обязать возобновить такую выплату. Также Дятлова Г.Г., Лопаткина Л.Н., Благовещенская В.И. просили взыскать компенсацию морального вреда в размере ХХ руб.

Истцы в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве на иск ответчик исковые требования не признал, указал, что действующей редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены.

Решением суда иск удовлетворен частично.

Суд признал действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению с сентября 2010 года выплаты Дятловой Г.Г., Ивановой Т.В., Благовещенской В.И., Лопаткиной Л.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы незаконными.

Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Дятловой Г.Г. ХХ руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно.

Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. производить выплату Дятловой Г.Г. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ХХ % должностного оклада по соответствующей должности муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Ивановой Т.В. ХХ руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно.

Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. производить выплату Ивановой Т.В. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ХХ %  должностного оклада по соответствующей должности муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Благовещенской В.И. ХХ руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно.

Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. производить выплату Благовещенской В.И. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ХХ % должностного оклада по соответствующей должности муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскал с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Лопаткиной Л.Н. ХХ руб. недополученной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. включительно.

Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа с ХХ.ХХ.ХХ. производить выплату Лопаткиной Л.Н. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в размере ХХ %  должностного оклада по соответствующей должности муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В остальной части исковых требований суд отказал.

С таким решением не согласен ответчик. Администрация Петрозаводского городского округа в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность. В кассационной жалобе указал, что удовлетворение исковых требований по ежемесячной доплате к пенсии в размере 80 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки, без учета суммы пенсии, противоречит нормам Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», который не предусматривает конкретного порядка определения размера доплаты. Кроме того, полагает, что решение суда ограничивает права Петросовета на осуществление самостоятельного правового регулирования данного вопроса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда по существу правильным и не подлежащим отмене.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.

Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель субъекта Российской Федерации в ст. 11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 года № 1107- ЗРК (в редакции Закона РК от 28.05.2010 № 1388-3PK) «О муниципальной службе в Республике Карелия» предусмотрел, что муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) (далее также - ежемесячная доплата). Размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты. Уставом муниципального образования может быть предусмотрено установление ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета лицам, занимавшим должности в местных органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления до 1 января 1997 года и проживающим на территории Республики Карелия. Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Дятлова Г.Г., Иванова Т.В., Благовещенская В.И., Лопаткина Л.Н. являлись муниципальными служащими, после выхода в отставку получают трудовую пенсию по старости. Администрацией Петрозаводского городского округа на основании распоряжений главы самоуправления города Петрозаводска им была назначена и производилась ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Законом РК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996 г. № 160-ЗРК (в ранее действовавшей редакции): Дятловой Г.Г. до ХХ % (выплата прекращена ХХ.ХХ.ХХ.); Ивановой Т.В. – до ХХ % (выплата прекращена ХХ.ХХ.ХХ..);Благовещенской В.И. – до ХХ % (выплата прекращенаХХ.ХХ.ХХ..); Лопаткиной Л.Н. - до ХХ % (выплата прекращена ХХ.ХХ.ХХ..) месячного должностного оклада по должности, которую они занимали на момент выхода на пенсию, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В настоящее время указанные доплаты не выплачиваются в связи с достижением размера трудовой пенсии по старости, указанного в процентном отношении к размеру должностных окладов по муниципальным должностям, занимаемым истцами на момент выхода на пенсию.

После принятия 28.05.2010 г. действующей в настоящее время редакции ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым при сохранении права на получение доплаты порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Отказ от выплаты такой доплаты истцам на новых условиях администрация Петрозаводского городского округа мотивировала отсутствием специальных муниципальных правовых актов, обосновывающих расходные обязательства округа.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания в пользу истцов сумм ежемесячной доплаты за период действия новой редакции ст. 11 Закона РК «О муниципальной службе в РК» и п. 56 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правомерно исходил из гарантированного права истцов на получение данной доплаты и аналогии права. Такое право вытекает из действующего в системной связи законодательства Российской Федерации и субъекта РФ - Республики Карелия.

Суд подробно проанализировал подлежащее применению к спорным правовым отношениям законодательство о муниципальной службе, соотнеся его с законодательством, регулирующим сходные правоотношения по государственной службе. О необходимости единообразного подхода к рассмотрению данных вопросов неоднократно говорил Конституционный Суд РФ в своих решениях, на что также указано в решении суда.

В частности, суд правильно указал, что, имея в виду закрепленный п. 1 ст. 3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ» в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 1 декабря 1999 г. № 189-0 по жалобе гражданина В.Т.Клинцова на нарушение его конституционных прав положениями ч. 1 ст. 1 и ст. 2 Закона Республики Коми «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми», предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Таким образом, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.

Приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 года по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 года по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).

Учитывая вышеприведенные нормы материального права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, истцы не могут быть лишены данного права в полном объеме, в связи с чем суд правомерно удовлетворил их требования в данной части.

Суд правильно обязал ответчика возобновить выплату доплаты с момента установления нового законодательного регулирования данного вида социальной гарантии, обосновав в решении расчет взыскиваемых сумм.

 Ввиду отстутствия на момент рассмотрения дела судом надлежащего правового регулирования по порядку расчета размера доплаты с учетом стажа работы по муниципальной должности ежемесячная доплата истца рассчитана судом по аналогии закона.

Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Вместе с тем после рассмотрения дела в суде первой инстанции, но до вступления решения суда в законную силу, Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39 был принят новый Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, который вступил в силу ХХ.ХХ.ХХ.

Настоящим Порядком устанавливаются правила назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа. Право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности имеют лица, проходившие муниципальную службу в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вышедшие на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и имеющие стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин. Ежемесячная доплата устанавливается в размере 20 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При превышении указанного в пункте 2 настоящего Порядка стажа муниципальной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 и 29 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая право органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, Конституционный Суд Российской Федерации признает не нарушающим право граждан на социальное и пенсионное обеспечение (определения от 13.10.2009  № 1190-О-О; от 11 мая 2006 года, от 3 апреля 2007 года, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).

Указанный Порядок является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению.

В соответствии с названным Порядком, с учетом стажа муниципальной службы, который подтверждается копиями трудовых книжек истцов, имеющимися в материалах дела справками ответчика, размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Дятловой Г.Г. при стаже муниципальной и приравненный к ней службы ХХ полных лет составляет ХХ%; Ивановой Т.В. при стаже муниципальной и приравненный к ней службы ХХ полных лет составляет ХХ%; Благовещенской В.И. при стаже муниципальной и приравненный к ней службы ХХ полных лет составляет ХХ%;  Лопаткиной Л.Н. при стаже муниципальной и приравненный к ней службы ХХ полных лет составляет ХХ% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая указанные обстоятельства, с момента вступления в законную силу вышеназванного Порядка – с ХХ.ХХ.ХХ. – ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости истцам должна производиться в соответствии с новым Порядком, о чем следует дополнить второй абзац резолютивной части решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 апреля 2011 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дополнить абзац четвертый резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания:

«С ХХ.ХХ.ХХ. такую доплату Дятловой Г.Г.Г.Г. производить в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39 в размере ХХ%».

Дополнить абзац шестой резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания:

«С ХХ.ХХ.ХХ. такую доплату Ивановой Т.В.Т.В. производить в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39 в размере ХХ%».

Дополнить абзац восьмой резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания:

«С ХХ.ХХ.ХХ. такую доплату Благовещенской В.И.В.И. производить в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39 в размере ХХ%».

Дополнить абзац десятый резолютивной части решения вторым предложением следующего содержания:

«С ХХ.ХХ.ХХ. такую доплату Лопаткиной Л.Н.Л.Н. производить в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета 27.04.2011 г. № 27/02-39 в размере ХХ%».

                                            

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

 ____________________ (Саврук Ю.Л.), _____ _________________ 2011г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Переплеснина Е.М.), _____ _________________ 2011г.

«Разместить на сайте» Председательствующий судья Верховного суда РК

____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2011 г.

33-1564/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дятлова Г.Г., Иванова Т.В., Благовещенская В.И., Лопаткина Л.Н.
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Переплеснина Елена Михайловна
31.05.2011[Гр.] Судебное заседание
07.06.2011[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2011[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее