Дело № 2- 9 /2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 января 2015года г.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Колеговой Н.А.
при секретаре Самариной Е.А.,
с участием представителя истца Морозовой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика Осокиной О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
третьего лица Субботина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Соловарова С. Б. к Управлению имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района Пермского края об установлении границ земельного участка
У С Т А Н О В И Л :
Соловаров С.Б. обратился в суд с иском к УИЗОиГ Кунгурского муниципального района Пермского края об установлении границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным кадастровым инженером Юнусовой Л.В., в связи с чем исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №
В судебном заседании уточнены исковые требования : установить границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным кадастровым инженером Юнусовой Л.В. по координатам характерных точек границ : № в связи с чем исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № ( л.д.107-108).
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением № администрации Ильичевского сельсовета <адрес> Соловарову С.Б. был предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу : <адрес> ; ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности на землю. Местонахождение земельного участка определено выкопировкой на земельный участок в <адрес> под строительство жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации Ильичевского сельсовета истцу разрешено строительство жилого дома. Истцом построен фундамент жилого дома на выделенном ему земельном участке. В ДД.ММ.ГГГГ году Соловарову С.Б. стало известно, что администрацией Кунгурского муниципального района путем проведения открытого аукциона по продаже муниципального имущества выставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу : <адрес> данного земельного участка находятся в границах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу на праве собственности. Истец обратился в ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» для проведения землеустроительных работ по определению границ принадлежащего ему земельного участка. Кадастровым инженером Юнусовой Л.В. был изготовлен межевой план. В согласовании акта местоположения границ земельного участка истца ответчиком отказано. Считает, что для установления границ земельного участка с кадастровым номером № необходимо аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, что отражено в заключении кадастрового инженера. Определение границ земельного участка с кадастровым номером № было произведено без учета интересов собственника земельного участка с кадастровым номером №, с нарушением правил межевания. Определение границ земельного участка с кадастровым номером № осуществлено на месте земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, что нарушает его права и интересы.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивает.
В судебном заседании представитель истца Морозова Е.А. на уточненных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Осокина О.В. иск не признала, пояснила, что права и интересы Соловарова С.Б. ответчиком не нарушены.
Третье лицо Субботин А.В. с исковыми требованиями не согласен, указал, что спорный земельный участок, принадлежащий Соловарову С.Б., находится в другом месте в <адрес>.
Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю с иском не согласно, представило возражения относительно заявленных исковых требований, просило рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста Кудымовой Т.А., исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело № №, считает заявленные исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено:
Соловаров С.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу : <адрес> (л.д.121-123). Земельный участок состоит на государственном кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ года, является ранее учтенным, площадь земельного участка является декларативной, границы участка не установлены ( л.д. 34,44 гражданского дела № 2№).
Подготовленный кадастровым инженером Юнусовой Л.В. межевой план по межеванию принадлежащего истцу земельного участка направлен истцом в УИЗО иГ Кунгурского муниципального района Пермского края для согласования, однако в акте согласования границ земельного участка с кадастровым номером № ответчиком истцу отказано.
Отказ в согласовании границ земельного участка ответчика УИЗОиГ Кунгурского муниципального района мотивирует тем, что земельный участок с кадастровым номером № накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером № ( л.д.7).
По мнению истца при проведении кадастровых работ по межеванию принадлежащего ему земельного участка установлено, что произошло наложение земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности, на земельный участок истца с кадастровым номером №. Считает, что границы принадлежащего ему земельного участка были установлены еще при предоставлении этого земельного участка в собственность и даче разрешения на строительство жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ году, подтверждаются выкопировкой и планом к свидетельству о праве собственности на землю ( л.д. 121-123,125,126). Подготовленный кадастровым инженером Юнусовой Л.В. межевой план подтверждает и устанавливает границы принадлежащего истцу земельного участка ( л.д.111-145). Земельный участок с кадастровым номером № образован и поставлен на государственный кадастровый учет ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ году, при этом границы данного земельного участка находятся в границах земельного участка с кадастровым номером №
Доводы истца суд признает необоснованными.
Из пояснений специалиста Кудымовой Т.А. следует, что истец обратился в филиал ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес>, заказав кадастровые работы по межеванию земельного участка, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №. Кадастровые работы проводила кадастровый инженер Юнусова Л.В. При проведении кадастровых работ заказчик Соловаров С.Б. на местности (<адрес>) показал место, где находится принадлежащий ему земельный участок, указав его границы. Кадастровый инженер по предоставленным заказчиком документам, в том числе выкопировкой и планом (л.д.125-126) составила схему принадлежащего истцу земельного участка, по конфигурации он оказался не прямоугольником, как указано в плане ( л.д.125), а многоугольником, в связи с тем, что кадастровый инженер «подгонял» площадь данного земельного участка в соответствии со свидетельством о праве собственности на землю (до <данные изъяты> кв.м). Сравнив представленные заказчиком документы с картографическим материалом, кадастровый инженер пришел к выводу, что спорный земельный участок находится именно в том месте, где его указал заказчик. При этом выяснилось, что на земельном участке Соловарова С.Б. сформирован земельный участок с кадастровым номером №.
Из пояснений представителя ответчика Осокиной О.В. и третьего лица Субботина А.В. следует, что фактически земельный участок истца находится в ином месте и не является смежным с земельным участком с кадастровым номером №. В обоснование своих доводов представитель ответчика представила выкопировку из плана земель Насадского сельского поселения ( <адрес>), земельное дело по межеванию земель <адрес>, планы, карты <адрес>, из которых следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № смежными не являются. ( л.д.146-150).
Из пояснений представителя ответчика Осокиной О.В. следует, что выкопировка земельного участка, на основании которой подготовлен межевой план спорного земельного участка, не является надлежащим документом. Данных о том, кто составил данную выкопировку, дату ее изготовления выкопировка не содержит. Сведения, содержащиеся в выкопировке относительно спорного земельного участка, не соответствуют действительности, поскольку в документах по инвентаризации, планах и схемах <адрес> такой земельный участок ( обозначенный на выкопировке истца ) не обозначен ( л.д.147-150,152).
С доводами представителя ответчика суду следует согласиться.
Из анализа представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу, что выкопировка, являющаяся основой проведения кадастровых работ по межеванию земельного участка Соловарова С.Б. с достоверностью не подтверждает установление границ земельного участка истца на местности.
Кроме того, в выкопировке, на основании которой подготовлен межевой план, указан номер земельного участка №, в то время как номер земельного участка, принадлежащего Соловарову С.Б., – № ( л.д.8, 34 гражданское дело № №, л.д.147 об, 126). В межевом плане кадастровый инженер указывает номер спорного земельного участка – № ( л.д.119). Причины изменения номера земельного участка межевой план не содержит ( л.д.111-145).
В соответствии с п.7,9 ст.38 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержаться в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из межевого плана, составленного в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Соловарову С.Б., следует, что измерения кадастровым инженером проводились по указанию заказчика кадастровых работ – Соловарова С.Б. и на основании выкопировки ( л.д.11-145, 126). В межевом плане отсутствуют сведения о площади наложения земельных участков; в заключении кадастрового инженера указано о пересечении уточняемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером №
Материалы дела не содержат данных о местоположении исторически сложившихся границ, существующих на местности более 15 лет, в отношении земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего Соловарову С.Б. Доказательств того, что границы земельного участка истца должны быть определены таким образом, как это указано в межевом плане, составленным кадастровым инженером Юнусовой Л.В., в материалах дела не имеется.
Из представленных доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером № состоит на государственном кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ как временный, имеет площадь <данные изъяты> кв. м. Границы участка установлены в соответствии с земельным законодательством ( л.д.35 гражданское дело № №).
Материалы дела не содержат сведений о том, что при проведении кадастровых работ границы земельного участка с кадастровым номером № пересекались (накладывались) с иными земельными участками, в том числе земельным участком Соловарова С.Б. ( л.д.85-95 гражданское дело № №).
Решением Кунгурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № в исковых требованиях Соловарова С.Б. к УИЗОиГ Кунгурского муниципального района Пермского края о признании недействительным приказ начальника УИЗОиГ Кунгурского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении схемы расположения и образовании земельного участка» (в дальнейшем земельного участка с кадастровым номером № ) и утвержденную этим приказом схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории отказано. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.115-120 гражданское дело № №). Данным решением суда установлено, что действия УИЗОиГ Кунгурского муниципального района Пермского края по формированию и образованию земельного участка с кадастровым номером № не нарушает права и интересы Соловарова С.Б. ; нарушений законодательства при межевании указанного земельного участка не допущено.
При этом довод истца о том, что на земельном участке с кадастровым номером № располагаются принадлежащие истцу постройки ( фундамент), безусловно не свидетельствуют о несоответствии фактических границ земельного участка с кадастровым номером №. В государственном кадастре недвижимости данных о границах земельного участка, принадлежащего истцу, его местоположение ( описание и координаты характерных точек) не имеется.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств наложения (пересечения, наслоения) земельных участков с кадастровыми номерами № суду не представлено.
Из представленных фотографий не представляется возможным установить местоположение границ, исторически сложившихся в отношении земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего истцу ( л.д.145).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что правомерность заявленных требований об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 59 24 0770101 139 в тех координатах, которые указаны в межевом плане, составленном кадастровым инженером Юнусовой Л.В., истцом не доказана.
Законодательством не установлена возможность произвольного снятия земельных участков с кадастрового учета либо изменения сведений в государственном кадастре недвижимости. Внесение изменений об объекте недвижимости в государственном кадастровом учете возможно только с соблюдением порядка, установленного ст.23 и другими статьями Федерального закона о кадастре недвижимости.
В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него ( либо в указанном в ч.3 ст.24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч.5 ст.24 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, законодательством о кадастре недвижимости предусмотрена возможность снятия с кадастрового учета земельных участков (аннулировании сведений в государственном кадастре недвижимости) при наличии у земельного участка статуса « временный» при определенных законом условиях.
Из документов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № имеет статус « временный» ( л.д.35 гражданское дело № №). Вследствие чего исковые требования об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ данного земельного участка противоречат действующему законодательству и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В исковых требованиях Соловарова С. Б. к Управлению имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района Пермского края об установлении границы земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с межевым планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным кадастровым инженером Юнусовой Л. В. по координатам характерных точек границ : № и исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № отказать
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Колегова