Дело №2-АМ-247/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Село Амга 17 сентября 2018 года
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.М., единолично, при секретаре судебного заседания Ивановой Н.Н., с участием истца Артемьева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьева А.Д., Артемьева А.Д. к администрации МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ) об установлении факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ), признании права на получение компенсационных выплат и обязании ответчика включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи,
установил:
Истцы Артемьев А.А., Артемьев А.Д. обратились в суд с иском к администрации МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус (район)» об установлении факта их постоянного проживания ( фактического и преимущественного) на момент начала возникновения чрезвычайной ситуации 08 мая 2018 года по адресу: <адрес> признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка 08 мая 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег», признании права на получение компенсационных выплат за счет бюджетных ассигнований из резервных фондов Российской Федерации и Республики Саха(Якутия), обязании включения их в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, мотивируя тем, что жилой дом, в котором они проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, оказался в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка на территории МО «Чапчылганский наслег», однако они не признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и не включены в списки на получение выплат, поскольку в момент начала паводка не были зарегистрированы по месту проживания, хотя фактически проживали и проживают по адресу: <адрес>.
Истец Артемьев А.Д., представитель ответчика - администрации МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ), третьего лица-ГКУ Республики Саха (Якутия) «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия) » в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства. Истец Артемьев А.Д., представитель ответчика – администрации МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха (Якутия ) просили о рассмотрении дела без их участия. Суд на основании статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика, третьего лица.
Истец Артемьев А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме и пояснил, что весной 2018 перед началом паводка и объявлением чрезвычайной ситуации, они с отцом – истцом Артемьевым А.Д. жили в селе <адрес> где у них находится усадьба. На земельном участке расположены два жилых дома, они жили в маленьком доме, работали по ремонту большого дома. На участке находятся также огород, ведут хозяйство. В результате паводка обшивка и оклад дома пострадали, забор унесло водой, мебель в доме, посуда все уничтожено, поэтому выброшены, строительные инструменты также пострадали, но их отремонтировали. Просит удовлетворить исковое заявление. В настоящее время отец- истец Артемьев А.Д. находится в Анабарском районе, где работает на сезонных работах в ООО «Алмазы Анабара»..
Свидетель Никитин Н.Д. показал, что они проживают по соседству с истцами, во время паводка истцы жили в маленьком доме, большой дом строился.
Свидетель Софронов С.С. показал, что земельный участок истцов находится напротив его участка в селе Промкомбинат, истцы проживают <адрес>, весной этого года перед паводком истцы проживали в своем доме.
Свидетель Заборовская С.Д. показала, что во время паводка дом истцов затопило, забор, теплицу унесло водой, с апреля месяца истцы проживали в Промкомбинате, сажали картошку, огород, и как раз во время паводка они жили на своем участке <адрес>, работали по строительству большого дома и должны были въехать в него, во время паводка вода дошла до окон большого дома, а маленький дом почти был затоплен, окон не было видно, вся мебель, посуда находились в маленьком доме.
Представитель ответчика – администрации МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ) в отзыве на исковое заявление указал, что истцы Артемьев А.Д., Артемьев А.А. действительно проживали в селе Промкомбинат, переулок Заречный 6.
Выслушав объяснения истца, показания свидетелей, изучив доводы представителя ответчика и иные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов по следующим основаниям.
Как установлено судом, истцы Артемьев А.А., Артемьев А.Д. являются гражданами Российской Федерации, на момент паводка они проживали в доме по адресу: <адрес> <адрес>, но не были зарегистрированы по указанному адресу. Факт постоянного ( фактического и преимущественного ) проживания Артемьева А.А., Артемьева А.Д. в доме <адрес> <адрес> кроме показаний свидетелей, подтверждается справкой МО «Чапчылганский наслег» от 07.08.2018 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, копиями паспортов истцов, распоряжением главы МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ) № 100 от 06.06.2018 года « О признании граждан постоянно проживающими на территории МО «Чапчылганский наслег»», актом обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, объяснением истца в суде. Согласно отметкам в паспорте истец Артемьев А.А. зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ.
Актом обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка р. Амга с 08 мая 2018 года в Амгинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате паводка поврежден жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> где проживают Артемьев А.Д., Артемьев А.А., а также утрачено находящееся в нем имущество первой необходимости. Заключением комиссии признано, что имущество семьи утрачено полностью. Согласно письму главы администрации МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ) исх. № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Артемьева А.Д. о включении его и членов его семьи в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от весеннего паводка 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ), на получение единовременной материальной и финансовой помощи отказано в связи с отсутствием у них регистрации в жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ).
Согласно распоряжению главы МО «Чапчылганский наслег» от 08 мая 2018 года №54-о.д. на территории Муниципального образования «Чапчылганский наслег» с 08 мая 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На момент возникновения чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110. Согласно указанным Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (пункт 2), в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека(подпункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека)(подпункт «д»).
При оформлении документов и выделении пострадавшим материальной помощи органы власти руководствуются методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденными МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7. Согласно главе II указанных Методических рекомендаций, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) регулируется Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642. Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) бюджетные ассигнования резервного фонда используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера следующих непредвиденных мероприятий, включая, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. рублей на человека(пункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 10 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тыс. рублей на человека)(пункт «д»).
Согласно пункту 6 Положения в рамках мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения, бюджетные ассигнования из резервного фонда, для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 03 апредя 2017 года) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Представленные истцами доказательства постоянного проживания Артемьева А.А., Артемьева А.Д. в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Чапчылганский наслег» до 08 мая 2018 года, а также утраты имущества первой необходимости, ответчиком не оспорены, поэтому у суда нет оснований сомневаться в их достоверности. Установление факта постоянного проживания лица по определенному адресу имеет юридическое значение, поскольку от него зависит возникновение права на получение денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении факта постоянного проживания Артемьева А.А., Артемьева А.Д. на момент начала возникновения чрезвычайной ситуации в жилом доме по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории МО«Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха ( Якутия ), признании за ними права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 и из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642, обязании ответчика включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение компенсационных выплат, предусмотренных решениями Правительства Республики Саха(Якутия) и Правительства Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделяемых из Резервных фондов Республики Саха(Якутия) и Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 264 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Установить факт постоянного проживания Артемьева А.Д., Артемьева А.Д. момент начала возникновения чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес>
Признать Артемьева А.Д., Артемьева А.Д. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка в мае месяце 2018 года на территории МО «Чапчылганский наслег» Амгинского района Республики Саха (Якутия).
Признать за Артемьевым А.Д., Артемьевым А.Д. право на получение единовременной материальной помощи в результате весеннего паводка и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 и из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642.
Обязать администрацию МО «Чапчылганский наслег» МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) включить Артемьева А.Д., Артемьева А.Д. в список граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, предусмотренных решениями Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации за счет средств бюджета, выделяемых из Резервных фондов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня провозглашения.
Судья Афанасьева Т.М.