Дело № 2-2617/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2010 года Королевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.В.,
с участием прокурора Лукьяновой М.Ю.,
при секретаре Меркуловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов города Королева Московской области по пятимандатному избирательному округу Номер обезличен FIO4 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Королева о регистрации кандидата FIO3, выдвинутого Московским областным отделением ЛДПР,
УСТАНОВИЛ:
FIO4 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии г. Королева № 74/749 от 23.08.2010 года о регистрации FIO3 кандидатом в депутаты Совета депутатов г.Королёва Московской области по пятимандатному избирательному округу №3, выдвинутого Московским областным отделением ЛДПР.
По мнению заявителя, оспариваемое решение избирательная комиссия вынесла неправомерно, так как документы от МОО «ЛДПР» в Территориальную избирательную комиссию были поданы ненадлежащим лицом, что является нарушением требований ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2010 года, Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» и ФЗ «О политических партиях», поскольку, при подаче документов в избирательную комиссию лицо, обратившееся в ТИК, представило свое согласие о назначении уполномоченным представителем партии и решение партии о его назначении, заверенное не координатором партии, а FIO5. Также FIO4 полагает, что регистрация кандидата FIO3 подлежит отмене, поскольку последний представил в избирательную комиссию документы, оформленные ненадлежащим образом, в частности, в протоколе конференции политической партии о выдвижении кандидатов не указано число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; выписка из протокола подписана не координатором регионального отделения партии, не содержит итогов по выдвижению кандидатов; в выписках число поданных голосов - 58, не соответствует количеству проголосовавших кандидатов – 56.
Также, заявитель, оспаривая регистрацию FIO3 кандидатом в депутаты Совета депутатов г.Королёва Московской области, ссылается на то, что избирательным объединением не были представлены все документы, необходимые для регистрации кандидатов, а именно, в нарушение ч.6 ст.26 Закона МО № 101/2006-ОЗ не представлено решение конференции о выдвижении кандидата, списка кандидатов; в нарушение ч.7 ст.26 Закона Московской области не представлен список уполномоченных представителей и согласие каждого из них на назначение уполномоченным представителем на предстоящих выборах; в нарушение ч.1 ст.28 и ч.1 ст.54 Закона Московской области не представлены финансовый отчет в электронном виде и банковская справка.
По мнению FIO4, все выше перечисленные нарушения избирательного законодательства являются основанием в соответствии с п.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» для отмены решения избирательной комиссии о регистрации FIO3 кандидатом.
Представитель заявителя FIO6 в суде настаивала на удовлетворении заявления.
Представители ТИК – FIO9, FIO8 и представитель FIO3 – адвокат FIO7 возражали против удовлетворения заявления, пояснив, что при выдвижении кандидата в депутаты FIO3 и при подаче документов Московским областным объединением «ЛДПР» и самим кандидатом FIO3 нарушений Устава партии, а равно как и действующего законодательства о выборах, допущено не было; поданные документы оформлены надлежащим образом и представлены в полном объеме.
Суд, рассмотрев дело, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит отклонению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что ФИО13, выдвинутый кандидатом в депутаты политической партией ЛДПР, 13 августа 2010 года представил в Территориальную избирательную комиссию: заявление о согласии баллотироваться на выборах депутатов Совета депутатов города Королева Московской области по пятимандатному избирательному округу № 3; сведения об имуществе и доходах, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; заявление об открытии специального избирательного счета; первый финансовый отчет; справку с места работы, о занимаемой должности; справку о членстве в политической партии ЛДПР; выписку из протокола внеочередной 47-ой партийной конференции МОО ЛДПР; копию свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ; копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации; копию устава политической партии ЛДПР; заявление FIO10 о назначении уполномоченным представителем партии; список уполномоченных представителей МОО ЛДПР; уведомление образца печати МОО ЛДПР; уведомление о полном наименовании партии; уведомление об эмблеме партии.
12.08.2010 года МОО «ЛДПР» в ТИК города Королева Московской области были представлены документы: нотариально удостоверенные копии Устава избирательного объединения на 25 листах – 17 экземпляров; нотариально удостоверенная копия свидетельства о внесении записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц на 2 листах – 17 экземпляров; выписка из протокола 47-ой партийной конференции Московского областного отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» от 07.08.2010 год на 17 кандидатов; списки уполномоченных представителей – 17 экземпляров.
Указанные документы 20.08.2010 года были заменены по ходатайству, представленному Координатором МОО «ЛДПР» FIO11.
Также 20.08.2010 года в ТИК от политического объединения были представлены: уведомление о проведении конференции; список уполномоченных представителей; заявление FIO10 о согласии на назначение ее уполномоченным представителем партии; выписка из протокола внеочередной 47-ой партийной конференции Московского областного отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» от 07.08.2010 года; копия Устава ЛДПР; уведомление образца печати ЛДПР; уведомление о полном наименовании партии; уведомление об эмблеме партии.
Решением территориальной избирательной комиссии города Королев от 23 августа 2010 года № 74/749 FIO3 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Королев Московской области по пятимандатному избирательному округу № 3.
FIO4, оспаривая указанное выше решение избирательной комиссии, ссылается на то, что FIO3 представил в избирательную комиссию документы, оформленные ненадлежащим образом, в частности, в протоколе конференции политической партии о выдвижении кандидатов не указано число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; выписка из протокола подписана не координатором регионального отделения партии, не содержит итогов по выдвижению кандидатов; в выписках число поданных голосов - 58, не соответствует количеству проголосовавших кандидатов – 56.
Так, согласно подп. «б», «в.1» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии с п.2 ст.35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи в референдуме граждан Российской Федерации», выдвижение кандидатов, списка кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с ФЗ «О политических партиях».
Согласно ч.ч. 2, 6 ст. 25 ФЗ «О политических партиях», решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списка кандидатов) в депутаты принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции её регионального отделения делегатов, участников общего собрания регионального отделения.
В соответствии с п.п.6.3, 6.4 Устава ЛДПР, выдвижение тайным голосованием кандидатов (списка кандидатов) в депутаты Совета депутатов муниципальных образования Российской Федерации осуществляется конференцией (общим собранием) регионального отделения партии. Партийная конференция правомочна, если в её работе принимают участие делегаты от более половины местных партийных отделений, входящих в состав регионального отделения.
Судом установлено, что в состав Московского областного отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» входит 68 местных партийных отделений. Число участников, необходимое для обеспечения правомочности принятия решения партийной конференции составляет не менее 35 делегатов, представляющих не менее 35 местных партийных отделений.
07 августа 2010 года состоялась 47-ая партийная конференция Московского областного отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», на которой присутствовало 58 делегатов, которые представляли 46 местных партийных отделений.
Голосование по выдвижению кандидатом на выборах депутатов г.Королева FIO3 проводилось тайно, по результатам тайного голосования при результатах 58 голосов – «за», «против» - 0 и «воздержались» - 0, FIO3 был выдвинут кандидатом на выборы депутатов Совета депутатов города Королева по пятимандатному избирательному округу № 3.
Данный Протокол конференции подписан Координатором МОО «ЛДПР» FIO11, полномочия которого в судебном заседании подтверждены Протоколом заседания координационного Совета МОО ЛДПР от 01 июня 2010 года об избрании FIO11 Координатором МОО «ЛДПР» и выпиской из ЕГРЮЛ от 02.07.2010 года.
Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что выдвижение FIO3 кандидатом в депутаты Совета депутатов города Королёва было произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства о выборах и Устава политической партии. Доводы заявителя о составлении с нарушением закона протокола конференции от 07.08.2010 года, подписании данного протокола неуполномоченным лицом и об отсутствии в протоколе данных об итогах голосования, являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене регистрации FIO3 кандидатом в депутаты.
Доводы заявителя о том, что документы в избирательную комиссию поданы неуполномоченным представителем, являются необоснованными, поскольку действующим законодательством о выборах не предусмотрено такого основания для отмены решения избирательной комиссии, как подача документов от избирательного объединения неуполномоченным лицом.
Следующим основанием для отмены регистрации FIO3 кандидатом, по мнению заявителя FIO4, является отсутствие полного пакета документов, представленных для регистрации кандидатов, в частности, политической партией и FIO3 не были представлены: решение конференции о выдвижении кандидата, списка кандидатов; список уполномоченных представителей и согласие каждого из них на назначение уполномоченным представителем на предстоящих выборах; финансовый отчет в электронном виде и банковская справка.
Согласно ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.
В силу подп. «в» п.24 ст.38 указанного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
FIO4, оспаривая решение избирательной комиссии о регистрации FIO3 кандидатом, указала, что избирательным объединением не были представлены список всех уполномоченных представителей ЛДПР и их согласия на осуществление данной деятельности.
В соответствии с пп. 1 - 3 ст. 32 названного Федерального закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами двумя способами: непосредственно либо в составе списка кандидатов.
При этом непосредственное выдвижение кандидатов, то есть вне списка, может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Указанные положения полностью согласуются и с положениями ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствии с пунктом первым которой, избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.
Из содержания приведенных норм следует, что избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам непосредственно и список кандидатов по единому избирательному округу. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам Федеральный закон не предусматривает.
Подобное толкование вытекает и из п. 9 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому, одно и то же избирательное объединение на одних и тех же выборах вправе одновременно выдвинуть (непосредственно) кандидата по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов, а также из иных норм Закона, устанавливающих для каждого способа выдвижения кандидатов (непосредственно или списком) свой порядок выдвижения, уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, регистрации кандидатов (списка кандидатов), отказа в такой регистрации и т.д.
Принимая во внимание, что в данном случае выдвижение кандидатов в депутаты от МОО «ЛДПР» производилось не в составе списка, а непосредственно, представление таких документов для регистрации FIO3 кандидатом, как список всех уполномоченных представителей ЛДПР и их согласия на осуществление данной деятельности, не требовалось.
Отсутствие же среди документов, представленных на регистрацию кандидатом FIO3, банковской справки, учета поступления и расходования денежных средств, а также финансового отчета в электронном виде, не является основанием для отмены регистрации FIO3 кандидатом, поскольку ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Законом Московской области «О муниципальных выборах» не предусмотрена обязанность кандидата представлять вместе с финансовым отчетом перечисленные выше документы, а, равно как и финансовый отчет в электронном виде. Кроме того, п.24 ст.38 названного Федерального закона не предусмотрено такого основания для отмены решения избирательной комиссии, как непредставление банковской справки, учета поступления и расходования денежных средств, а также финансового отчета в электронном виде.
Ссылка заявителя, как на основание для отмены регистрации кандидата, на то, что уполномоченным представителем МОО «ЛДПР» 20.08.2010 года были заменены ранее поданные (12.08.2010 года) в избирательную комиссию документы на новые, о чем избирательная комиссия не извещала партию и не просила представить какие-либо дополнительные документы, судом признана несостоятельной.
Так, в судебном заседании стороны пояснили, что первоначально 12.08.2010 года были представлены документы не на МОО «ЛДПР», а на другое структурное подразделение политической партии «Либерально-демократическая пария России». 20.08.2010 года уполномоченным представителем МОО «ЛДПР» FIO10 были представлены документы на Московское областное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России».
Суд считает, что МОО «ЛДПР» воспользовалась своим правом, предусмотренным п.1.1 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», и заменила представленные ранее документы, оформленные с нарушением требований законодательства о выборах. Замена документов была произведена в установленные сроки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение избирательной комиссии г. Королева № 74/749 от 23.08.2010 года о регистрации FIO3 кандидатом в депутаты Совета депутатов г.Королёва Московской области по пятимандатному избирательному округу №3 является законным и обоснованным, и избирательных прав FIO4 не нарушает. Основания, по которым заявитель просит отменить решение Территориальной избирательной комиссии от 23.08.2010 года, не FIO4 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Королева о регистрации кандидата FIO3, выдвинутого Московским областным отделением ЛДПР, FIO4 отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 5 дней через Королевский городской суд Московской области со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.В.Васильева
Мотивированное решение составлено 09 сентября 2010 года.
Судья: Е.В.Васильева