САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-16112/2019 |
Судья: Тонконог Е.Б. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Луковицкой Т.А. |
судей |
Мирошниковой Е.Н. Пошурковой Е.В. |
при секретаре |
Дыченковой М.Т. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июля 2019 года апелляционную жалобу Богданова Николая Владиславовича, Богданова Владислава Николаевича на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 09 апреля 2019 года по гражданскому делу № 2-328/2019 по иску Богданова Николая Владиславовича, Богданова Владислава Николаевича к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права собственности
Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., выслушав объяснения представителя истцов Вагину Т.С., действующую в интересах Богданова В.Н., на основании доверенности № 78 А Б 3569857 от 01.11.2017, сроком три года, Богданова Н.В. на основании доверенности78 А Б 3569875 от 01.11.2017, сроком три года, поддержавшую жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Богданов В.Н., Богданов Н.В. обратились в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельные участки № 157 (за Богдановым Н.В.) и № 159 (за Богдановым В.Н.), расположенные по адресу: <адрес>
В обоснование требований, истцами указано, что решением Петродворцового районного суда от 2005 года по делу № 2-50 за ними было признано право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками. Участки находятся на территории СНТ «Макаровец», членами которого они являются. На обращения к ответчикам о регистрации права собственности истцы получили отказы. Также истцы не могут зарегистрировать ранее признанное за ними право в связи с отсутствием сведений в государственном кадастре недвижимости и невозможностью провести межевание указанных земельных участков. Истцы полагают, что земельные участки № 157 и № 159 отвечают всем требованиям, установленным пунктом 2.7 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2017. Участки подлежат передаче истцам в собственность в порядке бесплатной приватизации.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 09.04.2019 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы ставят вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. В качестве доводов жалобы указывают изложенные ими в иске доводы.
Ответчики - Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга, третье лицо СНТ «Макаровец», Управление Росреестра по СПб в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия постановила о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся без уважительных причин лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Решением Петродворцового районного суда от 25.01.2005 по делу № 2-50 за истцами было признано право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Решением суда установлено, что земельный участок № 6 был предоставлен Петродворцовым РИК ЛВИМУ им.Макарова во временное пользование под коллективные огороды, а решением Петродворцового райсовета № 153 от 31.08.1990 данные земли предоставлены ЛВИМУ в постоянное пользование. Земельные участки были выделены истцам в установленном порядке.
По обращениям истцов КИО были даны ответы, согласно которым основания для передачи в собственность земельных участков в соответствии с действующим законодательством отсутствуют.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов. При этом суд исходил из того, что истцами не представлены доказательства, подтверждающие наличие у них права на оформление земельного участка в собственность. Также судом были учтены пояснения сторон, согласно которым что спорные земельные участки не сформированы в качестве самостоятельных объектов, не прошли кадастровый учет, не обладают уникальными характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, то есть не могут быть объектами гражданских прав.
При разрешении спора суд принял во внимание следующее.
Согласно п.3. ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Объектом вещного права может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу ст.130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ.
Таким образом, спорные земельные участки не являются предметом гражданского оборота, границы земельных участков на местности не установлены, не проведен их государственный кадастровый учет, определить их точное местоположение не представляется возможным.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрен порядок приобретения гражданами права собственности на садовые, дачные, огородные земельные участки, различающийся в зависимости от того, кто является обладателем ограниченного вещного права: гражданин либо некоммерческое объединение, членом которого является гражданин. Пунктами 3, 4 статьи 3 Федерального закона № 137 предусмотрено, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Согласно п.9.1 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Как указано в п.2.7 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ, до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Из взаимосвязи Федерального закона № 218-ФЗ с положениями п.9.1. ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ следует, что в порядке ст. 49 Федерального закона № 218-ФЗ право собственности подлежит регистрации только при одновременном соблюдении следующих условий: земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ; земельный участок был предоставлен именно гражданину. Таким образом, для определения того, имеют ли истцы право на приватизацию земельных участков, существенным обстоятельством является дата предоставления гражданам земельного участка на праве постоянного (бессрочного пользования).
Решением Петродворцового суда Санкт-Петербурга, которым за истцами признано право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, дата возникновения такого права не определена. Следовательно, датой его возникновения следует считать вступление в законную силу решения суда о признании такого права.
При таких обстоятельствах, суд счел, что у истцов не возникло право частной собственности в силу прямого указания Федерального закона № 137-ФЗ, поскольку решение суда вступило в силу после введения в действие данного закона.
В соответствии с положениями ст.214 ГК РФ, ст.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии со ст.269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование. Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что положения пункта 2.7 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ не подлежат применению к спорным отношениям, поскольку отсутствует совокупность условий предусмотренных данным пунктом.
Согласно п.4 ст.14 Федерального закона № 66-ФЗ после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
В соответствии с п.2 ст.32 Федерального закона № 66-ФЗ (в редакции до 01.03.2015), устанавливающей общие требования к организации и застройке территории садоводческого некоммерческого объединения, некоммерческое объединение как юридическое лицо, вправе приступать к обустройству выделенного ему земельного участка после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок (после составления проекта организации и застройки такого объединения).
Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленным земельным и градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки, системой государственных строительных нормативов и правил. Проект организации и застройки территории некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления с обязательным приложением материалов топографической съемки, архитектурно-планировочного задания, а также технических условий инженерного обеспечения территории такого объединения; проект подлежит утверждению органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.
После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с п.4 ст.11.4 ЗК РФ в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членам такого объединения.
Действующее с 01.03.2015 земельное законодательство для целей образования садовых, огородных и дачных земельных участков, а также для застройки территории таких объединений, предусматривает необходимость разработки проектов планировки территории и проектов межевания территории, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ. При этом до 01.01.2020 раздел земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, допускается в соответствии проектом организации и застройки данной территории; утверждение проекта планировки и проекта межевания данной территории для целей раздела до 01.01.2015 не требуется.
В данном случае утвержденный в установленном порядке проект организации и застройки, либо акт исполнительного органа государственной власти о закреплении границ некоммерческого садоводческого, дачного объединения граждан с утверждением границ и площади земель общего пользования, отсутствуют, в связи с этим основания для оформления документов о передаче в собственность земельных участков отсутствуют.
Пунктом 4 ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 879-174 "О перечне оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" установлено, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы является отсутствие в государственных информационных системах Санкт-Петербурга сведений, позволяющих установить соответствие точности и методов определения координат характерных точек границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков), приведенных в схеме расположения, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Указанные сведения отсутствуют.
Действующие на территории Санкт-Петербурга Правила землепользования и застройки исключают возможность формирования земельного участка, находящегося в пользовании истцов, для целей его последующего предоставления.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, к числу которых относится несоответствие схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, а именно, несоответствие схемы утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки. Из ст.85 ЗК РФ следует, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использоваться указанными лицами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст.37 Градостроительного Кодекса РФ).
В соответствии с положениями ч.3 ст.9 Градостроительного Кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации решений.
Спорные земельные участки входят в зону функционального и территориального зонирования, которая не предусматривает расположение на них огороднических объединений.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" они находятся в границах функциональной зоны «Р» – рекреационной зоне, а в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 "О Правилах землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга" в границах территориальной зоны «ТР (ТР2)» – зона рекреационного назначения – зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры. Размещение садоводства или огородничества не входит в перечень основных или условно разрешенных видов использования данной территории.
Судебная коллегия по гражданским делам полагает возможным согласиться с выводами суда. Оснований для иной оценки обстоятельств дела, не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене вынесенного судом решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцами позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 09 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: