№12-385/2019
РЕШЕНИЕ
14 января 2020 года г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Смирнова Ю.А., при секретаре Лубсановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гармаевой Елены Анатольевны на постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия от 21 ноября 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.21 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия Занабадаровой З.М. от ДД.ММ.ГГГГ. должностное лицо – начальник отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Бурятия Гармаева Е.А. привлечена к административной ответственности по ч.21 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
На указанное постановление Гармаевой Е.А. подана жалоба, в которой просит отменить вынесенное постановление. В обоснование жалобы указывает, что отсутствует состав административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу. Так, указывает, что обязательным элементом объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения является законность предписания, неисполнение которого вменяется в вину лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Вместе с тем, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и обжалуемом постановлении нормативные акты, не исполнение которых вменяется в вину, регламентируют способы обеспечения доступности и качества медицинской помощи, круг полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и права граждан на медицинскую помощь, перечень групп населения и медицинских изделий, то есть являются декларативными, и не содержат обязанностей органов исполнительной власти в сфере здравоохранения по определению потребности в лекарственных препаратах и медицинских изделиях. Она, как начальник отдела лекарственного обеспечения, не определяет потребность в лекарственных средствах и медицинских изделиях для конкретного гражданина, поскольку назначение лекарственных средств (наименование и количество) производится медицинскими работниками в лечебно-профилактических учреждениях и проконтролировать правильность данных назначений по каждому пациенту не представляется возможным.
В судебном заседании представитель Гармаевой Е.А. – Осташевская М.М., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Представители ТО Росздравнадзора по РБ Полхонова В.Э., Иочис Ю.Л., Бардаханова М.С., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения жалобы.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.21 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия Занабадаровой З.М. от 21 ноября 2019г. должностное лицо – начальник отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Бурятия Гармаева Е.А. привлечена к административной ответственности по ч.21 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Из данного постановления следует, что в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной с целью проверки фактов, указанных в коллективном обращении жителей Республики Бурятия по вопросу ненадлежащего обеспечения льготными жизненно-необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, установлено, что Министерство здравоохранения РБ в нарушение требований нормативных актов не в полной мере обеспечило лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. По итогам проверки в отношении Министерства здравоохранения РБ уполномоченными сотрудниками ТО Росздравнадзора по РБ был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ ..., а также, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ ..., содержащее требование устранения выявленных в процессе проверки нарушений обязательных требований и срок их устранения.
По состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении - ДД.ММ.ГГГГ Предписание не исполнено.
Проверяя довод заявителя о незаконности данного постановления, суд пришел к следующему.
Обжалуемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении ... от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем руководителя ТО Росздравнадзора по РБ.
Согласно указанному протоколу установлено неисполнение Предписания ТО Росаздравнадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по результатам внеплановой документарной проверки Министерства здравоохранения РБ, проведенной с целью проверки фактов, указанных в коллективном обращении жителей Республики Бурятия по вопросу ненадлежащего обеспечения льготными жизненно-необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с предписанием Министерству здравоохранения РБ предписано начать мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, при амбулаторном лечении в соответствии с законодательством Российской Федерации пациентов с диагнозом «сахарный диабет» с момента выдачи предписания и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное предписание Министерством здравоохранения РБ не обжаловано.
Доводы жалобы Гармаевой Е.А. сводятся, что предписание ТО Росздравнадзора по РБ исполнено в полном объеме, поскольку Министерством здравоохранения РБ осуществлена организация обеспечения населения лекарственными средствами. Осуществление указанной деятельности субъектов РФ заключается в организации размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключении по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов и организации обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Она, как начальник отдела лекарственного обеспечения, не определяет потребность в лекарственных средствах и медицинских изделиях для конкретного гражданина и неполучение гражданином услуги в полном объеме, указанном в протоколе ТО Росздравнаддзора по РБ, не может вменяться ей в вину.
Указанные доводы Гармаевой Е.А. подлежат отклонению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Основным нормативным правовым актом является Федеральный закон от 21 ноября 2011г. №323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утверждён Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи категории граждан по заболеванию сахарный диабет имеют право на обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Тем самым, в соответствии со ст. 16 Федерального закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части.
Согласно Постановления Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 г. N 319 "О Министерстве здравоохранения Республики Бурятия" Министерство здравоохранения Республики Бурятия, является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим - в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.
Одними из основных задач Министерства являются:
организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий.
организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.
Гармаева Е.А. является начальником отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Бурятия. Согласно ее должностного регламента утвержденной министром здравоохранения Республики Бурятия, Самбуевым Д.Н. ДД.ММ.ГГГГ (ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ), Гармаева Е.А. отвечает за:
п. 3.2.4. организация работы по определению потребности в лекарственных препаратах в соответствии с объемами финансирования в целом и по источникам финансирования, обоснованию и защите такой потребности, представление в установленном порядке такой информации в иные структурные подразделения министерства, а также министерством в иные органы;
п. 3.2.6. организация в установленном порядке выполнения мероприятий по лекарственному обеспечению, направленных на реализацию целевых программ и федеральных программ в сфере обращения лекарственных средств;
п. 3.2.10. осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности государственных учреждений здравоохранения;
п. 3.2.11. участие в организации ведомственного контроля по соблюдению порядков и стандартов в части лекарственного обеспечения и ограничений, связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников;
п. 3.2.17. осуществление иных полномочий, предусмотренных нормативными актами Министерства Здравоохранения или по поручению министра, первого заместителя министра, заместителя министра.
Тем самым, доводы заявителя жалобы, согласно которым деятельность Министерства здравоохранения РБ по обеспечению населения лекарственными препаратами заключается лишь в организации размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; в заключении по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов и организации обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам и у нее отсутствует обязанность по осуществлению контроля фактической обеспеченности в лекарственных средствах и медицинских изделиях граждан опровергаются приведенными выше положениями нормативных актов и ее должностного регламента.
Материалами дела, в частности, медицинской документацией граждан, протоколом об административном правонарушении ... от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что из 31 заявителя, по результатам заявлений которых вынесено предписание Министерству здравоохранения РБ, с момента выдачи предписания по ДД.ММ.ГГГГ, 14 пациентов обеспечены не в полном объеме лекарственными препаратами (инсулинами) и медицинскими изделиями (расходными материалами к помпе и тест-полосками к глюкометрам).
Учитывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Представление, предписывающее Министерству здравоохранения РБ начать мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, при амбулаторном лечении в соответствии с законодательством Российской Федерации пациентов с диагнозом «сахарный диабет» с момента выдачи предписания и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не исполнено, должностное лицо – начальник отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Бурятия Гармаева Е.А. не могла не осознавать противоправный характер своих действий.
Тем самым, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом административного органа сделан правильный вывод о наличии в действиях Гармаевой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.21 ст.19.5 КоАП Российской Федерации. Проверив материалы дела, суд считает законным и обоснованным привлечение Гармаевой Е.А. к административной ответственности, Административное наказание должностным лицом назначено в пределах санкции, установленной ч.21 ст.19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.21 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Республики Бурятия Гармаевой Елены Анатольевны оставить без изменения, жалобу Гармаевой Елены Анатольевны – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья: Ю.А. Смирнова