20 декабря 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Ефименко Е.В., Перовой М.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации г.Сочи по доверенности Буниной Е.А. на решение Центрального районного суда г.Сочи от 30 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Сочи в интересах Денисенко Е.А. обратился в суд с заявлением к администрации г.Сочи, администрации Краснодарского края об обязании предоставить вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Денисенко Е.А. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени Денисенко Е.А. не обеспечен администрацией г.Сочи во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключен. Непринятие требуемых мер, направленных на исполнение законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения Денисенко Е.А. по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, влечет нарушение его прав и законных интересов.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи от 30 ноября 2011 года администрация г.Сочи, администрация Краснодарского края обязаны предоставить Денисенко Е.А., 1988 года рождения, вне очереди изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.
В кассационной жалобе представитель администрации г.Сочи по доверенности Бунина Е.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Денисенко Е.А. постановлением главы администрации Центрального района г.Сочи № 177 от 1 марта 2007 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право, после окончания пребывания в образовательном учреждении на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 3 ст. 8 указанного Закона определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела достоверно установлено, что до настоящего времени Денисенко Е.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
В соответствии с требованиями действующего законодательства предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Действующее федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии прав граждан, относящихся к лицам, указанным в ст. 1 Закона Краснодарского края № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, на имущество и жилое помещение, а также предусматривая возможность установления дополнительных гарантий в этой сфере законодательством субъектов РФ, не ставит их реализацию в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ или муниципальных образований, свободных жилых помещений, входящих в жилищный фонд соответствующего уровня, строящихся объектов жилищного фонда и иных условий, не предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно требований ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления города Сочи наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г.Сочи и администрация Краснодарского края обязаны предоставить Денисенко Е.А. изолированное, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем, учитывая, что предоставление во внеочередном порядке жилого помещения Денисенко Е.А. нарушает права других детей-сирот, которые так же имеют право на получение жилого помещения, но право которых возникло раньше, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: обязать администрацию г.Сочи, администрацию Краснодарского края предоставить Денисенко Е.А. изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по мере поступления денежных средств. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Сочи от 30 ноября 2011 года – изменить,, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции: обязать администрацию г.Сочи, администрацию Краснодарского края предоставить Денисенко Е.А. изолированное, пригодное для постоянного проживания, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по мере поступления денежных средств. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи