Решение по делу № 2-404/2013 ~ М-309/2013 от 26.04.2013

Дело № 2-404/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2013 года                                                                                       город Мезень

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

          председательствующего судьи Поспеловой Н.Г.,

при секретаре ФИО2,

при участии помощника прокурора Мезенского района ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мезенского района Архангельской области в защиту трудовых прав ФИО1 к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения <адрес> «Мезенский комплексный центр социального обслуживания» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1397 рублей, возложения обязанности начисления и выплаты заработной платы не менее суммы, исчисляемой из минимального размера оплаты труда, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Мезенского района Архангельской области обратился в суд в защиту трудовых прав ФИО1 с иском к государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения Архангельской области «Мезенский комплексный центр социального обслуживания» (далее - ГБУ СОН АО «Мезенский КЦСО») о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1397 руб., возложения обязанности начисления и выплаты заработной платы не менее суммы, исчисляемой из минимального размера оплаты труда, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера.

В обоснование заявленных требований указал на незаконность действий работодателя по начислению и выплате ФИО1 в спорный период заработной платы в размере менее установленного федеральными законами № 106-ФЗ, № 232-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда (далее по тексту МРОТ) с 01.01.2013 года в сумме 5205 руб., на который должен начисляться районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районе Крайнего Севера.

Истец надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия.

Ответчик, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. Ответчик с иском не согласился, в отзыве на иск ответчик указал, что заработная плата начислена истцу правомерно. Механизм расчета заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда, приведенный прокурором, трудовым законодательством не установлен. Районный коэффициент и северная надбавка являются выплатами за работу в местностях с особыми климатическими условиями и входят в понятие «заработная плата». Норма, предусмотренная ст. 133 ТК РФ, а именно то, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, работодателем соблюдена ( л.д.33).

Представитель ответчика просил снизить размер суммы государственной пошлины.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работает в ГБУ СОН АО «Мезенский КЦСО» в должности социального работника. К заработной плате ей выплачивается районный коэффициент в размере 40% и процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера в размере 80% (л.д. 10-14,19).

В соответствии с Федеральными законами № 106-ФЗ от 01.06.2011 года, № 232-ФЗ от 03.12.2012 года «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82 ФЗ « О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации с 01.01.2013 года установлен 5205 руб.

В январе 2013 года и феврале 2013 года истцом отработана норма рабочего времени по должности социального работника( л.д.21-26). За выполнение данной работы в спорный период истцу в каждом месяце начислялась заработная плата с учетом должностного оклада 2875 руб., надбавки за вредность 431 руб. 25 коп., надбавки за стаж работы 862 руб. 50 копеек, расширение зоны обслуживания 718 руб. 75 коп. ( л.д.20). На заработную плату истца начислялись районный коэффициент в размере 40% и процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера в размере 80%. Истцу в январе и феврале 2013 года начислено в каждом месяце без учета районного коэффициента, процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера 4887 руб. 50 коп., что ниже минимального размера оплаты труда 5205 руб., предусмотренного Федеральным законом РФ № 106-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года.

Между тем, в силу главы 50 ТК Российской Федерации (далее ТК РФ) районный коэффициент и надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должны начисляться к совокупной заработной плате, размер которой без этих коэффициентов и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, работодателем незаконно установлен ФИО1 размер заработной платы, который без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера составлял в январе и феврале 20ДД.ММ.ГГГГ руб. 50 коп. и был менее минимального размера оплаты труда 5205 руб., установленного на территории Российской Федерации Федеральным законом № 106-ФЗ от 01.06.2011 года.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как установленный федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов ( должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда ( часть четвертая статьи 133ТК РФ)

Однако, действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

При этом часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад ( должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых ( должностных ) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад ( базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад ( должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом ( статья 133.1ТК РФ).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов ( тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда ( часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно - правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу положений статьи 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности ( статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату труда за труд равной ценности ( статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда ( статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника ( статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями ( статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства ( части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе, условий труда. При этом, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате ( статьи 148,315,316,317 ТК РФ)

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе, в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности, должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2,130,132,135,146,148,315,316,317 ТК РФ, в том числе, правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315,316,317 ТК РФ должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах.

Поскольку заработная плата ФИО1 в январе и феврале 2013 года при выработке нормы рабочего времени в каждом месяце без начисления районного коэффициента и надбавки за работу в районе Крайнего Севера составила 4887 руб. 50 коп., то работодатель был обязан произвести доплату до минимального размера оплаты труда 5205 руб. в каждом месяце, после чего начислить к данной сумме районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера. Однако этого сделано не было.

Истцу полагалось начислить за январь и за февраль 20ДД.ММ.ГГГГ1 руб. ((4887,5+317,5) х 2,2 =11541 ). Фактически за январь и за февраль 2013 года истцу начислено 10752 руб. 50 коп. в каждом месяце (л.д. 20). Недоначисленная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по 28.02.2013г. составляет 1397 руб. и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Истец работает у работодателя постоянно в должности социального работника, имеет районный коэффициент к заработной плате в размере 40% и надбавку за работу в районе Крайнего Севера в размере 80%. Заработная плата за январь, февраль 2013 года истцу начислялась работодателем без учета минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, незаконно, поэтому требование истца о возложении на ответчика обязанности начислять и выплачивать заработную плату с учетом МРОТ по Российской Федерации, не менее суммы, исчисляемой из МРОТ, и после этого на данную сумму начислять районный коэффициент и процентную надбавку за работу в районе Крайнего Севера, подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 ч.1 п.1 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При подаче искового заявления в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ подлежала уплате госпошлина по имущественному требованию в размере 400 руб. и по имущественному требованию не подлежащему оценке 200 рублей.

Ответчиком заявлено ходатайство об уменьшении размера взыскиваемой госпошлины.

Учитывая заявленное ходатайство, представленные доказательства, подтверждающие, что учреждение является бюджетным, в соответствии с п.2 ст. 333.20 НК РФ, суд считает возможным уменьшить размер, подлежащей взысканию госпошлины до 100 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 1397 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                     ░.░. ░░░░░░░░░

2-404/2013 ~ М-309/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мезенского района А.М.Могилко
Сахарова Анна Евгеньевна
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения архангельской области "Мезенский комплексный центр социального обслуживания"
Суд
Лешуконский районный суд
Судья
Казакова Надежда Григорьевна
26.04.2013[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2013[И] Передача материалов судье
30.04.2013[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2013[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2013[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2013[И] Судебное заседание
19.06.2013[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2013[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2013[И] Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее