Дело №2-856/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2011 года г. Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) В.О. Горчаковой,
при секретаре - Т.С. Гончаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> об обязании выполнить требования противопожарной безопасности,
установил:
<данные изъяты> межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Администрации <данные изъяты> об обязании выполнить требования противопожарной безопасности, указав в обосновании своих требований, что проведенной с № по ДД.ММ.ГГГГ проверкой соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовании <данные изъяты> установлено нарушение требований ППБ 01-03 РФ, ст.ст. 19,37 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», выразившиеся в необорудовании в <адрес> указанного сельского поселения, озер для забора воды пожарной техникой. Просит суд обязать Администрацию <данные изъяты> принять предусмотренные действующем законодательством меры по обеспечению соблюдения в названном сельском поселении противопожарной безопасности, обязав оборудовать в <адрес> озера для забора воды пожарной техникой.
В судебном заседании представитель истца ФИО2ёв исковые требования поддержал в полном объеме, вышеуказанные обстоятельства подтвердил.
Представитель ответчика - Администрации <данные изъяты> ФИО3 в судебном заседании изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердил, указав, что невыполнение в должной мер предусмотренных действующим законодательством мер по обеспечению соблюдения в <данные изъяты> противопожарной безопасности, связано с недостаточным финансированием. По мере предоставлениям им денежных, они оборудуют в указанных деревнях, озера для забора воды пожарной техникой.
Заслушав доводы представителя истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст.7 Устава <данные изъяты> к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
К полномочиям Администрации <данные изъяты> в силу ст. 27 Устава относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон).
Согласно ст. 19 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со ст. 10 Закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 37, 38 Закона руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу п. 11 ППБ 01-03 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Как следует из п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты> межрайонной прокуратурой <адрес> совместно со специалистами отдела надзорной деятельности <данные изъяты> Управления МЧС России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в <данные изъяты>.
В ходе указанной проверки были выявлены следующие нарушения требований правил пожарной безопасности (ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003г.): в <данные изъяты> озера не оборудованы для забора воды пожарной техникой.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, а также исследованными в судебном заседании письменными доказательствами по делу: сообщением начальника <данные изъяты> ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель Администрации <данные изъяты> указанные в исковом заявлении факты подтвердил, сославшись на то, что из-за отсутствие достаточного финансирования ими не были оборудованы в <адрес> озера для забора воды пожарной техникой.
В соответствии со ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что <данные изъяты> межрайонный прокурор обоснованно обратился в суд с иском об обязании Администрации <данные изъяты> выполнить требования противопожарной безопасности, поскольку выявленные в <данные изъяты> нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о нарушении прав и свобод значительного числа граждан, так как необорудование в <адрес> озер для забора воды пожарной техникой ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей данных населенных пунктов и иных граждан, прибывающих в них в период действия пожара, взрыва, последствий террористического акта и иных воздействий природного и техногенного характера.
Указание представителя ответчика на отсутствие в бюджете сельского поселения остаточных денежных средств, необходимых для финансирования решения указанных вопросов местного значения, нельзя признать состоятельными. Наличие такого обстоятельства не освобождает Администрацию <данные изъяты> от исполнения возложенных на нее действующим законодательством обязанностей.
С учетом установленных в судебном заседании фактов, суд считает возможным удовлетворить требования <данные изъяты> межрайонного прокурора <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <данные изъяты> об обязании выполнить требования противопожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> принять предусмотренные действующем законодательством меры по обеспечению соблюдения в названном сельском поселении противопожарной безопасности, обязав оборудовать в <адрес> <данные изъяты>, озера для забора воды пожарной техникой.
На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение 10 дней.
Председательствующий В.О. Горчакова
Мотивированное решение принято в окончательной форме 20 июня 2011 года.