Судья: Реутских П.С.
Дело № 33-13100
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Валуевой Л.Б.,
Судей Лапухиной Е.А., Чулатаевой С.Г.,
При секретаре Анохиной Ю.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 26 октября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 13 мая 2016 года, которым постановлено:
«включить в специальный стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по страсти в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в должности /должность/ МУЗ «Городская поликлиника № **» МСЧ № ** с 17.07.1984 по 31.12.1986 и курсы повышения квалификации с 12.11.1992 по 08.12.1992, с. 08.12.1999 по 19.03.1999, с 13.01.2004 по 20.02.2004, с 11.11.2008 по 19.12.2008, с 12.11.2013 по 18.12.2013.
Признать за Каравашкиной Л.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федеральным законом от 28:12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми назначить Каравашкиной Л.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения Каравашкиной Л.В. в Управление Пенсионного фонда России в Индустриальном районе г. Перми - с 15.10.2015.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми в пользу Каравашкиной Л.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения представителя истца Цилинской Ю.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
Установила:
Каравашкина Л.В. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы: в должности /должность/ МУЗ «Городская поликлиника № **» МСЧ № ** с 17.07.1984 по 31.12.1986; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 12.11.1992 по 08.12.1992, с. 08.12.1999 по 19.03.1999, с 13.01.2004 по 20.02.2004, с 11.11.2008 по 19.12.2008, с 12.11.2013 по 18.12.2013; признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения - 15.10.2015; взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Заявленные требования мотивировала следующим: 15.10.2015 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.11.2015 № 46/40 в назначении указанной пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, в стаж не включены периоды работы в должности /должность/ МУЗ «Городская поликлиника № **» МСЧ № ** с 17.07.1984 по 31.12.1986 и курсы повышения квалификации с 12.11.1992 по 08.12.1992, с. 08.12.1999 по 19.03.1999, с 13.01.2004 по 20.02.2004, с 11.11.2008 по 19.12.2008, с 12.11.2013 по 18.12.2013. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном полагала необоснованным.
В судебное заседание истица не явилась, была извещена надлежащим образом, ее представитель настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми, полагая его незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению заявителя судом неправильно применено пенсионное законодательство в период с 17.07.1984 г. по 31.12.1986 г., ни с учетом последовательного применения норм пенсионного законодательства в соответствии с периодами действия нормативно-правовых актов, ни с учетом Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Суд не учел, что в спорный период работы истца /должность/ поликлиники № ** Медсанчасти № ** с 17.07.1984 г. по 31.12.1986 г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, должность /должность/ в перечне к данному постановлению не предусмотрена. Суд также не принял во внимание, что в спорный период у истицы не было медицинского образования. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 должность /должность/ также не предусмотрена.
Истица и представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частями 2-4 ст. 30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела: 15.10.2015 Каравашкина Л. В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.11.2015 № 46/40 истцу отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.
Комиссией засчитано в специальный стаж истца 27 лет 01 месяц 08 дней, при этом периоды работы в должности /должность/ МУЗ «Городская поликлиника № **» МСЧ № ** с 17.07.1984 по 31.12.1986 и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.11.1992 по 08.12.1992, с. 08.12.1999 по 19.03.1999, с 13.01.2004 по 20.02.2004, с 11.11.2008 по 19.12.2008, с 12.11.2013 по 18.12.2013, а также иные периоды, исключение которых истец не оспаривает, не включены в специальный стаж.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
При этом суд исходил из того, что в спорные периоды работы истца /должность/ МУЗ «Городская поликлиника № **» МСЧ № ** действовало Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", в соответствии с пунктом 3 которого в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения» лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N464, установлено, что право на льготную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В силу Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работа на должности среднего медицинского персонала больниц всех наименований засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, возможность включения периода работы в должности медрегистратора до 01.11.1999 г. в специальный стаж прямо предусмотрена законом.
Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд руководствовался положениями ст.ст. 173-175, 187,196 ТК РФ, ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Установив, что при включении спорных периодов в специальный стаж истицы общая его продолжительность составит более 30 лет на дату обращения в пенсионный фонд, суд пришел к выводу о том, что истице должна быть назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения 15.10.2015.
Указанные выводы суда являются мотивированными, соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у истицы медицинского образования в спорный период работы /должность/ основанием к отмене постановленного решения не является. Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года, на которое ссылается заявитель апелляционной жалобы, не действовало в течение всего спорного периода- с 17.07.1984 г. по 31.12.1986г. Кроме того, возможность включения периода работы в должности /должность/, предусмотренная вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, не поставлена в зависимость от наличия у лица медицинского образования.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит, решение суда в остальной части не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются тем, что иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 13 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: