Дело № 2-1260/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тейково 19 августа 2014 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Сочиловой А.С.
при секретаре судебного заседания Панкратовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к командиру войсковой части 12416, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании бездействий командира войсковой части по вопросу обеспечения ее и членов ее семьи жилым помещением по избранному месту жительства – незаконным, признании ее и членов ее семьи нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, понуждении к включению в единый реестр на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность бесплатно,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с вышеназванным требованием к ответчикам, указав, что проходила военную службу по контракту в должности начальника общежития роты материального обеспечения в/ч 12416. Приказом командира в/ч 12416 № от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключена из списков личного состава воинской части. На момент увольнения общая продолжительность военной службы составила 20 лет 09 месяцев 08 дней. На время прохождения службы по контракту ей и членам её семьи была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года. При подготовки к увольнению истицей на имя командира написан рапорт, в котором она просила направить её документы на постановку на воинский учет в военный комиссариат <адрес> – избранное ею постоянное место жительства. О желании на получение жилья по избранному месту жительства командование знало, о чем свидетельствует содержание приказа об увольнении истицы. На основании вышеизложенного истица просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному месту жительства; признать бездействие командира в/ч 12416 по вопросу обеспечения ее и членов ее семьи жилым помещением по избранному месту жительства <адрес> незаконным; признать ФИО3 и членов ее семьи по фактическим обстоятельствам дела в виду отсутствия в законодательстве нормативно-правовых актов, определяющих порядок и орган, наделенный такими полномочиями, нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства <адрес>, по нормам предоставления жилого помещения, предусмотренным ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ поставить ее и членов ее семьи ФИО1, ФИО2 – на учет в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства <адрес>, в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренного ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято изменение заявленных требований в части обеспечения жилым помещением, в соответствии с которыми истец просила суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением в собственность бесплатно.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что на момент увольнения она желал проживать в ином городе отличном от места прохождения военной службы, что, по ее мнению, подтверждается тем обстоятельством, что она как член семьи ФИО10 состояла в списках граждан, получателей ГЖС, подлежащих отселению из закрытого военного городка. В настоящее время брак с ФИО10 расторгнут, в связи с чем, она не может реализовать право на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства по программе «Жилище» как член семьи ФИО10. При этом ссылается на то, что командованию было известно о том, что она желает проживать по иному месту жительства отличному от места прохождения военной службы, что следует из приказа на увольнение. С рапортом на имя командования о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения не обращалась. Но полагает, что в виду не знания ею порядка обеспечения жилым помещением и не разъяснения его командованием войсковой части были нарушены ее права. В ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ так же пояснила, что она обращалась в довольствующую КЭЧ района по вопросу обеспечения ее жилым помещением по избранному месту жительства, ей разъяснили, что прав на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства у нее не имеется, поскольку она включена в списки граждан, как член семьи ФИО10, на получение ГЖС.
Представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Так же дополнительно указав, что согласно подпункта «и» пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку …, утвержденных Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ года, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является: отсутствие жилья, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. До настоящего времени порядок признания военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, нуждающихся в жилых помещениях, не разработан и не определен, что, по его мнению, не должно препятствовать реализации права истца на признание ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. Кроме того, указал, что порядок признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства на день увольнения истца не существовал, Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённая приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшая в период спорных правоотношений, не регламентировала порядок признания нуждающимися по избранному постоянному месту жительства. Так же пояснил, что полагает срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку о нарушенном праве истица узнала только при обращении к нему за юридической консультацией.
Представитель ответчика командира войсковой части 12416 ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в обоснование чего указал, что в период увольнения в 2009 году заявитель к командованию части с рапортом о рассмотрении вопроса о признании её на жилищной комиссии части нуждающейся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства не обращалась. В ходе беседы при увольнении в соответствии с п.22 приказа МО РФ № -2002г. командир части выясняет обеспеченность военнослужащего жилым помещением на момент увольнения, что и было надлежащим образом сделано и отражено в листе беседы при увольнении. Полагает, что ФИО3 в составе семьи ФИО10 обеспечена двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес> по нормам <адрес>, которая относиться к фонду социального использования. Кроме того, установлено, что ФИО3 в составе семьи ФИО10 являлась участником подпрограммы «Жилище». На указанную семью дважды оформлялся сертификат согласно сообщению ФГ КЭУ 43ЭТК от которых семья отказывалась. Полагает, что исходя из положений ФЗ «О статусе военнослужащих» отсутствует норма, возлагающая обязанность на органы военного управления признавать в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и предоставлять жилые помещения за счёт средств федерального бюджета гражданам, утратившим статус военнослужащего и прекративших правоотношения с МО РФ. Кроме того, как ссылается истец поводом ее обращения в суд послужил факт расторжения брака с ФИО10, который по его мнению, сам по себе не порождает каких-либо обязанностей у МО РФ и ДЖО МО РФ перед заявителем. Так же просил суд учесть положения абз.2 п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в соответствии с которым если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств. Установлено, что ФИО3 обеспечена жилым помещением, не имеющим статуса «служебное» по нормам <адрес> и сдать его в установленном порядком не сможет, в виду проживания и регистрации в данном жилом помещении ФИО10. Довод представителя истца о том, что приказ № не регламентировал порядок признания нуждающимся по избранному месту жительства полагает надуманным. Кроме того, согласно решения Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был признан членом семьи нанимателя ФИО10, а не ФИО3, имеет самостоятельную семью(состоит в браке с ФИО12(ФИО13) М.В.), работают и проживают длительное время в <адрес>, совместного хозяйства с заявителем не ведут и не могут являться членами семьи ФИО3 в соответствии с нормами ст.69 ЖК РФ. В связи с чем, сам по себе факт регистрации ФИО2 и ФИО1 по адресу проживания заявителя не может являться основанием для реализации ими прав на обеспечение жилым помещением за счёт федерального бюджета, что согласуется с абз. 4, подп. «б», п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №14. Так же просил суд применить срок исковой давности к заявленным требованиям.
Представитель Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебном заседании не участвовал, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело без его участия. Так же представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истец была уволена с военной службы, не будучи на момент увольнения признанной нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, у нее отсутствует право на постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства от Министерства обороны РФ. Порядок обращения военнослужащего в уполномоченный орган носит заявительный характер и подразумевает волеизъявление военнослужащего, что вытекает из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054. Органы Министерства обороны РФ не препятствовали истцу в реализации ее права, в виду чего полагает, что отсутствует спор о праве, поскольку истец с должным рапортом не обращалась. Так же просил суд учесть то обстоятельство, что ФИО3 обеспечена жилым помещением для постоянно проживания по линии Министерства обороны РФ. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, который, по его мнению, необходимым исчислять со дня следующего за днем увольнения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. просит суд применить срок исковой давности к заявленным исковым требвоаниям.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО8, действующая на основании доверенности, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, а так же письменной отзыв на исковое заявление, в котором указала, что требования заявителя не признает, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. ФИО3 в период прохождения военной службы и до момента исключения ее из списков личного состава не была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Наряду с этим, законодательство предусматривает, что заявление и документы, необходимые для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части. Что так же следует из п.п. 13,14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1054, в соответствии с которыми военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Так же полагает надуманным требования истца о признании бездействий командира войсковой части, поскольку командиром части была проведена соответствующая беседа с ФИО3. Вопрос о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения носит заявительный характер. Так же просила суд учесть, что ФИО3 обеспечена жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны РФ. полагает, что действующее законодательство не предусматривает обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства граждан, уволенных с военной службы. Что касается требований ФИО3 на обеспечение жилым помещением на состав семьи дочь и зятя, то полагает, что они не являются членами ее семьи, поскольку проживают и трудоустроены в <адрес>, и совместного хозяйства с ФИО3 не ведут.
В судебное заседание третьи лица на стороне истца – ФИО9,, ФИО2, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного Закона).
В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Действующая на момент увольнения ФИО3 из рядов Вооружённых Сил РФ редакция ст. 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 71-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ)
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 26 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ», утверждённой приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 80, действовавшей в период спорных правоотношений, учёт военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме с одновременным заведением карточки учёта жилых помещений и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Основанием для внесения военнослужащего в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения. Порядок такого признания содержится в п.п. 27-28 Инструкции. Согласно данной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.
Правительство РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. № утвердило соответствующие Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы, оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Пункт 7 Правил устанавливает среди оснований для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещения наличие жилой площади в закрытых военных городках, проживание на служебной жилой площади, избрание иного места жительства. При этом, подп. «и» п. 7 Правил предусмотрено, что избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2011 года). Кроме того, Правилами определён порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья по избранному месту жительства и основания признания избранного места жительства: личное заявление военнослужащего, ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, а после увольнения – приказ об увольнении.
Согласно пункту 9 вышеуказанных Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Данные Правила в части возложения обязанности по обеспечению жильём указанных категорий военнослужащих на органы местного самоуправления не соответствуют действующей редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
На основании изложенного суд пришел к выводу, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с выполнением им определенных действий, в частности, с обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
В настоящее время на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 уполномоченным органом, который обладает правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, наделен уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено судом, ФИО3 до увольнения с военной службы, либо при увольнении с нее не обращалась с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части для постановки ее на учет как нуждающейся в получении жилого помещения либо для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Так, согласно копии талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 как член семьи ФИО10 была обеспечена жилым помещением, а именно двухкомнатной квартирой, расположенной по адресу: <адрес>16. Указанная квартира была предоставлена ФИО10 на состав семьи из двух человек, включая жену ФИО3 и дочь ФИО4 (л.д. 9). Как следует из копии поквартирной карточки на указанное жилое помещение в настоящее время в квартире зарегистрированы: наниматель – ФИО10, ФИО3, дочь – ФИО1, и зять ФИО2. Согласно свидетельству о расторжении брака серии 1-ФО № от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО3 и ФИО10 был прекращен (л.д. 19).
Так же в судебном заседании установлено, что ФИО3 проходила военную службу в войсковой части 12416, приказом командира войсковой части 12416 № была уволена с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и с ДД.ММ.ГГГГ исключена из списков личного состава части, личное дело было направлено в объединенный военный комиссариат <адрес>, на момент увольнения календарная продолжительность ее военной службы составила 20 лет 09 месяцев (л.. 8-9).
Таким образом, сведений о том, что истец изъявила желание получить жилье по избранному месту жительства в <адрес> (или ином городе) и была признана нуждающейся в получении жилого помещения, в личном деле нет. Согласно имеющимся данным ФИО3 был поставлена на воинский учет и состоит по настоящее время в военном объединенном комиссариате <адрес>, по месту ее жительства. Согласно рапорту на увольнение ФИО3 так же высказала просьбу направить личное дело в военный комиссариат <адрес>.
Кроме того, судом установлено, что с рапортом на имя командира о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения, о разъяснении ей прав на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства ФИО3 так же обращалась, каких-либо доказательств обратному стороной истца не представлено.
Таким образом, в ходе судебного заседания не установлено того, что командир войсковой части 12416 совершал в отношении ФИО3 незаконных действий, а также допускал незаконного бездействия, которые повлекли бы для ФИО3 последствия в виде нарушения ее прав и законных интересов; в судебном заседании не добыто доказательств нарушения права ФИО3 на признание ее нуждающейся в получении жилым помещением по избранному месту жительства.
Ссылка истца на пп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054, согласно которому основанием признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений является избрание постоянного места жительства, основанием к удовлетворению искового заявления не является, поскольку данные Правила регулируют порядок обеспечения военнослужащих жильем по избранному ими постоянному месту жительства, отличному от места прохождения службы.
В силу п. 7 вышеназванных Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении.
Личного заявления от ФИО3 об избрании ею при увольнении с военной службы постоянного места жительства (<адрес>), отличного от места службы, не поступало, нуждающейся в жилом помещении в избранном постоянном месте жительства она не признавалась, в связи с чем, ссылка на данный нормативный акт правовых оснований для нее не влечет.
Довод представителя истца о том, что вышеуказанные Правила предусматривали возможность признания нуждающимися в получении жилого помещения после увольнения с военной службы, однако порядок такого признания не был разработан, что в настоящее время препятствует истцу для признания ее нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, так же является несостоятельным, поскольку п. 9 Правил указывает, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Так же суд относиться критически к доводу истца о том, что ее волеизъявление быть обеспеченной по избранному месту жительства подтверждается формулировкой содержащейся в приказе на увольнение о том, что ее личное дело подлежит направлению в объединенный военный комиссариат <адрес> до получения жилья по избранному месту жительства, поскольку истцом в период прохождения военной службы не было произведено ни каких действий указывающих на наличие волеизъявления быть обеспеченной жилым помещением по избранному месту жительства, и реализацию данного права. Истцом не отрицалось в ходе судебного заседания, что с рапортом на имя командира о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения она не обращалась, с просьбой о разъяснении ей порядка обеспечения жилым помещением от нее так же не поступало. Довод о том, что она была введена в заблуждение работниками КЭЧ района об отсутствии права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, в виду ее участия как члена семьи ФИО10 в программе «Жилище», не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Довод истца о том, что ее волеизъявление на избрание иного отличного от места прохождения военной службы места жительства в период увольнения подтверждается, участием ее как члена семьи ФИО10 в программе «Жилище», в соответствии с которой ФИО10 подлежал обеспечению ГЖС как гражданин, подлежащий отселению за территорию закрытого военного городка, является несостоятельным, не может быть принят во внимание, по следующим основаниям:
Согласно правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 (далее - Правила учета), предусмотрено, что Правила учета устанавливают единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В силу подпункта "г" пункта 6 Правил учета лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета. При этом в пункте 29 Правил учета отмечено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правила учета не определяют порядок получения гражданами, уволенными с военной службы, государственных жилищных сертификатов или оказания безвозмездной финансовой помощи (в виде социальной выплаты) на строительство или покупку жилья. Указанный порядок, как следует из Правил учета, определяется законодательством Российской Федерации, то есть иными нормативными правовыми актами. В рамках предоставленных законом полномочий Правительство Российской Федерации вправе установить порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе граждан, перечисленных в предписаниях Подпрограммы и Правил выпуска и реализации сертификатов. При этом лица в рамках ранее действовавшей подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входившей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 700 и утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), жильем не обеспечивались.
Согласно же п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имели, в том числе и граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки) (пп. "б").
В настоящее время формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 с последующими изменениями и дополнениями, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Таким образом, проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Таким образом, все доводы истца сводятся к констатации обстоятельства наличия у нее права на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства при увольнении с военной службы, но доказательств того, что при увольнении с военной службы она пожелала реализовать это право, как того требует п. 1 ст. 56 ГПК РФ, истица не представила.
Кроме того, стороной ответчика заявлено о пропуске ФИО3 срока исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением, с данным доводом суд соглашается, что является в соответствии с ч. 6 ст. 152 ГПК РФ самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. В соответствии с нормами Гражданского законодательства РФ в качестве уважительных причин пропуска срока исковой давности могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие лицу своевременно обратиться с иском в суд за зашитой нарушенного права (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.д.). Вопрос о том, является ли та или иная причина, на которую как на основание пропуска срока ссылается истец, уважительной, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Каких – либо уважительных причин для его восстановления в судебном заседании не установлено, заявлений о восстановлении пропущенного процессуального срока стороной истца не заявлялось, не знание же закона не является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока. На основании изложенного суд соглашается с позицией представителя ответчика о том, что ФИО3 пропущен срок исковой давности, начало течения которого определяется днем следующим за днем исключения ФИО3 из списков личного состава воинской части.
Согласно ст.199 ГК РФ если стороной заявлено требование о применении срока исковой давности, такое требование является основанием для отказа в иске.
На основании изложенного суд считает требования истицы не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 15 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО3 к командиру войсковой части 12416, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, признании бездействий командира войсковой части по вопросу обеспечения ее и членов ее семьи жилым помещением по избранному месту жительства – незаконным, признании ее и членов ее семьи нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, понуждении к включению в единый реестр на получение жилого помещения по избранному месту жительства в собственность бесплатно, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Сочилова А.С.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.