Дело № 2-1326/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ленск Республики Саха (Якутия) 24 декабря 2013 года
Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Довбыш Г.В.,
при секретаре Давыдовой А.Р.,
с участием помощника прокурора Ленского района РС (Я) Глазкова С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Диалог» о признании незаконными действий по введению завышенных тарифов на жилищные услуги для нанимателей жилых помещений по договору социального найма многоквартирного дома № ___ по ул. ___ г. Ленска,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ленского района РС (Я) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Диалог», указав о том, что в ходе проведенной прокуратурой проверки за соблюдением жилищного законодательства установлено, что тарифы за жилищные услуги для жильцов дома № ___ по ул. ___ г. Ленска, обслуживаемого УК ООО «Диалог», установлены с 26.01.2011 года, незаконно завышены. Со ссылкой на решение общего собрания собственников жилых помещений данного дома приказом управляющей компании от 26.01.2011 г. введены тарифы в следующих размерах: техническое обслуживание за 1 кв.м. с учетом НДС в размере 20,89 руб.; вывоз твердых бытовых отходов в размере 3,47 руб. за 1 кв.м., уборка общедомовой территории в размере 5,49 руб. с 1 кв.м.; уборка подъездов в размере 2,84 руб. за 1 кв.м. Жилой дом № ___ по ул. ___ передан в управление ООО «Диалог» распоряжением главы МО «Город Ленск» от 08.09.2010 г. № 07-04-000629/10 в связи с тем, что собственниками помещений не выбран способ управления. Распоряжением Главы города от 22.12.2010 года № 07-04-000895/10 «Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение муниципального образования «Город Ленск» на 2011 год» установлены тарифы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления. Данным распоряжением были установлены следующие тарифы на 2011 год: за техобслуживание общего имущества в размере 12,21 руб. с 1 кв. м.; содержание придомовой территории в размере 2,82 руб. за 1 кв.м.; уборка лестничных клеток 2,88 руб., за 1 кв.м., вывоз твердых отходов 2,02 руб. за 1 кв.м. В нарушение ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, п. 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, ООО «Диалог» были установлены завышенные тарифы на жилищные услуги.
В судебном заседании помощник прокурора Глазков С.М. поддержал иск и просит его удовлетворить, ссылаясь на то, что управляющая компания ООО «Диалог» не вправе требовать от нанимателей по договору социального найма платы в большем размере, чем это установлено органом местного самоуправления.
Представитель ответчика Майер И.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Жилой дом № ___ по ул. ___ г. Ленска передан в управление ООО «Диалог» на основании распоряжения Главы МО «Город Ленск» от 08.09.2010 г. № 07-04-000629/10 в связи с признанием несостоявшимся открытого конкурса по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в г. Ленске в мкр. «___», а также в связи с отказом ООО «Ленское предприятие жилищного хозяйства» от управления и обслуживания данными домами.
Судом установлено, что на 2011 год в многоквартирном доме по адресу: г. Ленск, ___ д. ___ все квартиры принадлежали на праве собственности МО «Город Ленск».
25 января 2011 года состоялось общее собрание собственников жилья указанного дома, от имени собственника МО «Город Ленск» в котором принимал участие в голосовании А.. На общем собрании принято решение об установлении тарифов для собственников жилых помещений и для нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности г. Ленска в размерах: техническое обслуживание за 1 кв.м. с учетом НДС в размере 20,89 руб.; вывоз твердых бытовых отходов в размере 3,47 руб. за 1 кв.м., уборка общедомовой территории в размере 5,49 руб. с 1 кв.м.; уборка подъездов в размере 2,84 руб. за 1 кв.м..
Приказом ООО «Диалог» от 26 января 2011 года данные тарифы на жилищные услуги введены с 26 января 2011 года.
Распоряжением Главы города МО «Город Ленск» от 22.12.2010 года № 07-04-000895/10 «Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение муниципального образования «Город Ленск» на 2011 год установлены следующие тарифы для нанимателей по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фронда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом: за техобслуживание общего имущества в размере 12,21 руб. с 1 кв. м.; содержание придомовой территории в размере 2,82 руб. за 1 кв.м.; уборка лестничных клеток 2,88 руб., за 1 кв.м., вывоз твердых отходов 2,02 руб. за 1 кв.м.
В соответствии с аналогичным распоряжением МО «Город Ленск» от 12.12.2011 года № 07-04-000687/11 с 01.01.2012 год установлены тарифы для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда в следующих размерах: техническое обслуживание – 12,21 руб./кв.м, вывоз твердых бытовых отходов – 2,02 руб./кв.м., уборка лестничных клеток – 2,88 руб./кв.м., уборка общедомовой территории – 2,82руб./кв.м, с 01.07.2012г. в размере: техническое обслуживание – 13,65 руб./кв.м, вывоз твердых бытовых отходов – 2,26 руб./кв.м., уборка лестничных клеток – 3.20 руб./кв.м., уборка общедомовой территории – 3,16 руб./кв.
На 2013 год в соответствии с распоряжением Главы города от 14.12.2012 г. № 07-03-000200/12 установлены тарифы в размерах с 01.01.2013г. и с 01.07.2013 соответственно: техническое обслуживание – 13,65 руб./кв.м., 14,56 руб./кв.м.; вывоз твердых бытовых отходов – 2,26 руб./кв.м., 2,40 руб./кв.м.; уборка лестничных клеток – 3,20 руб./кв.м., 3,42 руб./кв.м.; уборка общедомовой территории – 3,16 руб./кв.м, 3,37 руб./кв.м.
При этом согласно пунктов 2 Распоряжений главы города МО «Город Ленск» от 22.12.2010 г. за № 07-04-000895/1, от 12.12.2011 года № 07-04-000687/11 предусмотрено о том, что наниматели жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, расположенных в многоквартирных домах, в которых размер платы за содержание и ремонт жилого помещений определён общим собранием собственников помещений в таком доме, вносят плату в размере определённом общим собранием.
Вместе с тем, положениями ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются органами местного самоуправления, а не общим собранием собственников, как то предусмотрено п. 2 вышеуказанных распоряжений, и не основано на законе.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ собственниками жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям и образующих государственный жилищный фонд либо муниципальный жилищный фонд, выступают соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
На основании ч. 2 ст. 44 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу указанных норм в их взаимосвязи, выбор способа управления многоквартирным домом является исключительным правомочием собственников помещений данного дома. При этом от имени собственника жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников может выступать, в частности, уполномоченное им лицо - наймодатель. Наниматели жилых помещений не обладают правом выбора способа управления многоквартирным домом и, соответственно, правом выбора управляющей организации.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания, содержащий состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме, что следует из ч. 1, 4 ст. 162 ЖК РФ.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом с собственником жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда заключается между управляющей организацией и наймодателем как управомоченным собственником лицом.
Граждане, которым жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставлены по договору социального найма, сторонами договора управления не являются.
В силу ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Таким образом, названная статья Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов местного самоуправления или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, то оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке (ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).
Аналогичное положение закреплено и в пункте 38 Правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по ее перечислению управляющей организации наймодателем. Данное правило носит общий характер и каких-либо исключений из него Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
При таких обстоятельствах, управляющая компания не вправе требовать от нанимателей по договорам социального найма платы в большем размере, чем это установлено органом местного самоуправления, поэтому исковые требования прокурора о признании незаконными действия ООО «Диалог» по введению с 26.01.2011 года завышенных тарифов для нанимателей жилых помещений являются обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать незаконным действия Общества с ограниченной ответственностью «Диалог» по введению с 26 января 2011 года для нанимателей жилых помещений по договору социального найма дома № ___ по ул. ___ г. Ленска Ленского района Республики Саха (Якутия) завышенных тарифов на жилищные услуги.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение месяца.
Судья: Г.В. Довбыш