дело №2-1426/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.08.2018 г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Басараб Д.В.,
при секретаре Петренко А.Р.,
с участием представителя истца ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок
установил:
23.04.2018 ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок.
Свои требования мотивирует тем, что решением Сакского городского совета АРК от ДД.ММ.ГГГГ ей было дано разрешение на разработку технической документации по подготовке и выдаче госактов на право частной собственности на земельный участок, площадью 24кв.м. для обслуживания существующего гаража № по <адрес>Г в <адрес>. В дальнейшем решением Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в решение Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ в части замены слов: «на разработку технической документации по подготовке и выдаче госактов на право частной собственности на земельный участок» словами: «на разработку проекта отвода земельного участка для передачи в собственность». Проект отвода земельного участка был выполнен, однако не утверждён, в связи с событиями в Крыму (присоединение Крыма к России). ДД.ММ.ГГГГ Госкомрегистром отказано в осуществлении кадастрового учёта на спорный земельный участок. Обратившись с заявлением с разъяснениями о сроке действия решения органа местного самоуправления в администрацию <адрес> Республики Крым, ФИО2 получила ответ, согласно которому действующими решения являются решения, принятые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до ДД.ММ.ГГГГ). Неисполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до ДД.ММ.ГГГГ, прекратили своё действие ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 3 раздела второго Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-VI. С указанным истец не согласна, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 24кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Г, гараж №, так как полагает, что не утверждение проекта произошло не по её вине, а в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, воспользовалась своим правом на ведение дела через представителя.
Представитель ФИО5, действующий в интересах истца ФИО2, в судебном заседании просил иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно добавив, что позиция ответчика сводиться к тому, что решение органа местного самоуправления, принятое в отношении истца, утратило силу. Однако, с этим они не согласны, так как с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты принятия решения Сакским городским советом АР Крым № «О рассмотрении заявления гр. ФИО2» истец приняла меры, направленные на получение необходимой документации на спорный земельный участок, однако по различным причинам (отсутствие денежных средств, занятность на работе и т.д.) проект отвода на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>Г, гараж №, был подготовлен только в декабре 2013 года. По указанному адресу у других людей также имеются земельные участки и гаражи, которые оформили на них правоустанавливающие документы. ФИО2, после получения решения от ДД.ММ.ГГГГ № разработала проект, который в последствии был утверждён соответствующими службами, просто его не успели утвердить в администрации <адрес>, в связи с чем, истец и его представитель полагают, что у истца возникло право собственности на спорный земельный участок. С заявлением о дооформлении прав на земельный участок, в порядке Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» истец не обращалась.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, о причинах неявки суд не уведомил, направил в суд возражения, в которых указал, что срок действия решения № сессии 5 созыва Сакского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ о разрешении ФИО2 на разработку технической документации (проекта отвода) на спорный земельный участок, для передачи его в собственность истёк ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.3 раздела второго Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-VI, в связи с чем, у истца ФИО2 отсутствует субъективное право на обращение в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на спорный земельный участок.
С учётом мнения представителя истца, в соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, в порядке, предусмотренном ст.181 ГПК РФ, пришёл к следующему выводу.
В соответствии с положениями ч.1,2 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Как следует с положений ст.56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Сакский городской совет АР Крым в своём решении 31 сессии 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении заявления гр. ФИО2» решил: решение городского совета 5-го созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении на разработку технической документации по подготовке и выдаче госактов на право частной собственности на земельные участки для обслуживания существующих гаражей» в отношении гр. ФИО1 считать утратившим силу и разрешил гр. ФИО2 разработку технической документации по подготовке и выдаче госактов на право частной собственности на земельный участок для обслуживания существующего гаража № по <адрес>Г, площадью 24кв.м. (л.д.6).
В дальнейшем, Сакский городской совет АР Крым решением 32-ой сессией шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении заявлений граждан по изменению наименования вида землеустроительной документации» внёс изменения в решение городского совета 5-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении заявления гр. ФИО2» по тексту, заменив слова: «на разработку технической документации по подготовке и выдаче государственных актов на право частной собственности на земельный участок» словами: «на разработку проекта отвода земельного участка для передачи в собственность» (л.д.7).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым приостановил осуществление кадастрового учёта, так как решение Сакского городского совета АР Крым 31 сессии 5 созыва Сакского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении заявления гр. ФИО2» не действующее, в связи с чем, предложено устранить имеющиеся нарушения действующего законодательства (л.д.23-25).
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказал в осуществлении кадастрового учёта, так ка истёк срок приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (л.д.9).
Из предоставленных Госкомрегистром (Сакское горрайонное управление) ответов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в архивных материалах управления отсутствуют сведения о государственном кадастровом учёте и зарегистрированных правах на земельный участок и находящийся на нём гараж №, расположенный по адресу: <адрес>Г.
В соответствии с ч.1 ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Так, ч.4 ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Правовой основой регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, в том числе, установленных Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В соответствии со статьей 13 указанного закона, завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального Конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ; договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до ДД.ММ.ГГГГ с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.
Принятый во исполнение указанного закона Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, являющийся Приложением к постановлению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и <адрес> значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Из текста п.4 Порядка следует, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с п.3 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» принятые и не выполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о предоставление разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу в течение двух лет со дня вступления в силу этого Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Аналогичная правовая позиция изложена в указанном Законе Украины на дату принятия Республики Крым в Российскую Федерацию. Так, в соответствии с п.3 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» принятые и не выполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о предоставление разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу в течение двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные согласно этих решений проекты землеустройства относительно отвода земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно разъяснениям Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Порядку переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что согласно статье 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК и п.4 Порядка переоформления прав на земельный участок №, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до принятия ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату.
В разъяснениях, данных ДД.ММ.ГГГГ № к пункту 4 Порядка указано, что завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу ФКЗ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что право собственности на спорный земельный участок у истца ФИО2 не возникло.
Ссылки на то, что иные граждане имеют по указанному адресу в собственности земельные участки и гаражи суд находит несостоятельными, так как к предмету рассматриваемого спора это не имеет никакого правового значения.
В материалах дела имеется копия проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО2 в собственность для индивидуального гаражного строительства по <адрес>Г, гараж №, <адрес>, АРК. Указанный проект по отводу земельного участка согласован со смежными землепользователями, утверждён начальником отдела архитектуры и градостроительства (л.д.26-41).
По поводу ссылок истца в исковом заявлении и представителя истца в судебном заседании о том, что в связи с тем, что проект землеустройства по отводу земельного участка ФИО2 был согласован, однако не был утверждён по независящим от неё причинам, в связи с чем, право собственности на земельный участок должно быть за ней признано, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст.81 Земельного кодекса Украины граждане Украины имели право на приобретение права собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности.
Статьями 116, 117 Земельного кодекса Украины предусматривалось, что граждане приобретают право собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
По смыслу ст.118 Земельного кодекса Украины, предусматривающей порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в том числе для строительства индивидуальных гаражей, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
Соответствующий орган рассматривает данное ходатайство и дает разрешение на разработку проекта землеустройства об отводе земельного участка либо мотивированный отказ в предоставлении такого разрешения. Проект землеустройства согласовывается в порядке, установленном ст. 186 -1 ЗК Украины. Органы, указанные в ч. 1-3 статьи 186-1 ЗК Украины либо дают свои заключения о его согласовании или предоставляют отказ в согласовании. Статьями 118, 186, 186.1 ЗК Украины предусматривалось осуществление согласования проекта отвода, в частности с органом земельных ресурсов, природоохранными и санитарно – эпидемиологическими органами и органом архитектуры. Проекты землеустройства об отводе земельных участков утверждаются органами местного самоуправления, которые обладают полномочиями по распоряжению ими.
Таким образом, проект отвода земельного участка – это землеустроительная документация; составление заинтересованным лицом проекта землеустройства об отводе земельного участка на основании соответствующего решения органа местного самоуправления не является безусловным основанием для передачи земельного участка в собственность.
Кроме того, решение органа местного самоуправления о разрешении составления проекта отвода не порождает, по признаку формального его наличия, принятие уполномоченным органом решения о дооформлении прав на земельный участок и передаче его в собственность.
Учитывая изложенное, решение принятое органом местного самоуправления в пределах его полномочий, о разрешении на составление проекта землеустройства, порождает у уполномоченного органа лишь обязанность рассмотреть вопрос о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, а не безусловную обязанность по утверждению проекта и предоставлению земельного участка в собственность.
Согласно материалам дела проект землеустройства по отводу земельного участка ФИО2 в установленном законом порядке утверждён не был, что также подтвердил в судебном заседании представитель истца ФИО5
В соответствии с п. 9 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совмина РК от ДД.ММ.ГГГГ №, поступившее заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу ФКЗ, и приложенный к нему кадастровый паспорт земельного участка, направляется 1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации:
схемам планировки территории отдельных административных районов, утвержденным до вступления в силу Федерального конституционного закона;
генеральным планам населенных пунктов, технико-экономическим обоснованиям их развития (ТЭО);
технико-экономическим обоснованиям и градостроительным обоснованиям размещения отдельных объектов нового строительства;
проектам планировки и застройки населенных пунктов;
проектам детальной планировки;
детальным планам территории;
проектам застройки;
планам зонирования территории (зонингам),
которая была утверждена до вступления в силу Федерального конституционного закона и действовала на момент принятия решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ;
2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия, которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов;
3) в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и <адрес> в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2004-р, Схеме территориального планирования Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 855.
Как пояснил представитель ФИО5, действующий в интересах истца ФИО2, его доверитель не обращалась с соответствующим заявлением о завершении оформления прав на земельный участок.
Также, суд находит несостоятельными ссылки представителя истца о том, что поскольку орган местного самоуправления Украины ДД.ММ.ГГГГ принял решение № «О рассмотрении заявлений гражданам по изменению наименования вида землеустроительной документации», значит решение 31 сессии 5 созыва Сакского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении заявления гр. ФИО2» действующее, так как это противоречит вышеуказанному законодательству.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно п.2 ст.214 ГК РФ и п.1 ст.16 ЗК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В связи с изложенным, в удовлетворении искового заявления следует отказать, в связи с его необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на земельный участок – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Басараб
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.В. Басараб