Судья Горбанева И.Д. Дело № 33а-2727/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 28 апреля 2016 года административное дело по апелляционному представлению Княжпогосткого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Коми на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 02 февраля 2016, которым заявление начальника ФКУ ИК<Номер обезличен> ОИУ ОУХД УФСИН России по РК об установлении административного надзора в отношении Мораша А.С. удовлетворено: установлен административный надзор в отношении Мораша А.С., <Дата обезличена> года рождения, уроженца г. ..., освобождаемого из мест лишения свободы <Дата обезличена>, сроком на ... года, то есть на срок до <Дата обезличена> года, исчисляя срок со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; установлены в отношении Мораша А.С. следующие административные ограничения: ...; разъяснено Морашу А.С., что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей, он может быть привлечён к административной ответственности по ст. 19.24. КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора - к уголовной ответственности по ст. 314.1. УК РФ.
Заслушав доклад материалов дела судьи Головкова В.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Административный истец ФКУ ИК-<Номер обезличен> ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми (далее – ИК-51) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Мораша А.С., признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и осуждённого в том числе за совершение ... преступлений <Дата обезличена> года судом по ст.ст. ... УК РФ к ... лишения свободы со штрафом в размере ... руб. административного надзора сроком на ... года, освобождающегося из мест лишения свободы <Дата обезличена>, с установлением следующих ограничений: ...
В судебном заседании представитель ИК-<Номер обезличен> Л. поддержал заявление и доводы, изложенные в нём.
Осуждённый суду пояснил, что он согласен с административным исковым заявлением, сроком и ограничениями, указанными в нём.
Представитель ФКУ ИК-<Номер обезличен> ОУХД УФСИН России по Республике Коми Х. поддержал заявление и доводы, изложенные в нем.
Прокурор просил заявление ФКУ ИК-<Номер обезличен> ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми удовлетворить.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционном представлении Княжпогосткий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Коми просит решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения слова «за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания».
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приняв во внимание письменное заключение прокурора Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> Мораш А.С. осужден ... судом ... (с учетом определения судебной коллегии по уголовным делам ... от <Дата обезличена>, постановлений ... суда от <Дата обезличена> и ... суда ... от <Дата обезличена>) по ст.ст. ... УК РФ к ... годам ... месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ... и со штрафом в размере ... руб. Из приговора суда следует, что Мораш А.С. осуждён, в том числе и за совершение ... преступлений, относящихся к категории ....
Срок наказания осуждённому исчислен с <Дата обезличена>, конец срока наказания <Дата обезличена>
Постановлением начальника учреждения от <Дата обезличена> Мораш А.С. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу подп.1 ч.1 ст.3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно подп.1 ч.3 ст.3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Из анализа приведенных норм законодательства в их системной взаимосвязи следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
Критерии, по которым суд определил срок административного надзора, соблюдены применительно к положениям подп.1 п.1 ст.5 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011.
По смыслу ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 характер ограничений установлен судом осужденному дифференцированно, в целях достижения его исправления путем применения мер индивидуального профилактического воздействия, с учетом поведения осужденного, а также приняв во внимание его доводы. Определенный судом объем таковых ограничений по своей природе не нарушает права осужденного.
Заявитель не лишен возможности в течение срока административного надзора обратиться в суд с заявлением об отмене отдельных ограничений, учитывая сведения об образе его жизни и поведении.
Административные ограничения, установленные в отношении Мораша А.С. являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции РФ и международным договорам о правах человека, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
Следовательно, рассматривая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, установив для осужденного меры административного надзора, предусмотренные указанным Федеральным законом.
Наряду с этим, с учетом требований п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона заслуживает внимание довод прокурора относительно неверной формулировка порядка исчисления срока административного надзора, вследствие чего резолютивная часть решения суда подлежит уточнению путем исключения слов "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания". Поскольку данное ошибочное указание не влияет на правильные выводы суда о наличии оснований для удовлетворения заявления, то оснований для изменения решения суда в указанной части не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, уточнив абзац второй резолютивной части решения, исключив из него слова "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания".
Председательствующий-
Судьи-