Решение по делу № А76-15954/2009 от 14.08.2009

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск      

«14» августа 2009 года                                              Дело № А76-15954/2009-51-269

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 августа 2009 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области  Забутырина Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к Индивидуальному предпринимателю Марковой Светлане Александровне, г.Верхний Уфалей

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от административного органа: Семененко С.В. – представителя по доверенности от 01.08.2008 №1-4/45д (удостоверение);

от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен (л.д. 43),

УСТАНОВИЛ:

 Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  (далее – административный орган, Управление, УГАДН, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Марковой Светланы Александровны, г.Верхний Уфалей (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией) (л.д. 2).

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении. Со ссылкой на п. 2.2., 3.1.2,3.4.1, 3.4.3, 5.2, 5.3 Приказа МТ РФ от 09.03.1995 №27, п.12, 16 Приказа МТ РФ от 18.09.2008 №152, п.2.2, 2.3.4, 4.5, 4.10, 4.15, 4.17, 4.18, 5.17 Приказа МТ РФ от 08.01.1997 №2,п.2.3.2, 3, 4 Приказа МТ РФ от 20.08.2004 №15, п.п. «б» п.4 Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 №637, п.1 ст.20 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ пояснил следующее. При проведении проверки были установлены нарушения действующего законодательства при осуществлении предпринимателем перевозочной деятельности. Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе и являются нарушением лицензионной деятельности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, представителя не направило, документов, затребованных определением суда, в том числе, письменного отзыва относительно существа заявленных требований, не представило, ходатайства об отложении судебного заседания, объявления перерыва, не заявило.

В соответствии с п. 35, 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221, почтовые отправления и почтовые переводы  при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. Почтовое отправление возвращается по обратному адресу, в том числе при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательству по договору об оказании услуг почтовой связи.

В соответствии с ч.2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, в том числе, если,  несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Копия определения Арбитражного суда, содержащего информацию о времени и месте судебного заседания, направлялось судом лицу, привлекаемому к административной ответственности, по адресу: 456800, Челябинская область, г.Верхний Уфалей, ул. Ленина, 161А, кв.29, указанному в адресной справке УФМС России по Челябинской области от 08.08.2009 (л.д. 44). Конверт с определением Арбитражного суда о времени и месте судебного разбирательства дела возвращен в суд органом почтовой связи с отметкой «Истек срок хранения» (л.д. 43). Кроме того, данный адрес места жительства указан в протоколе об административном правонарушении (л.д. 3-4), который подписан предпринимателем лично без замечаний. Доказательств наличия иного адреса лица, привлекаемого к ответственности административным органом в материалы дела, не представлено.

Таким образом, суд считает, что приняты все возможные меры по надлежащему уведомлению предпринимателя о времени и месте судебного заседания и предоставлению ему возможности принять участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Неявка или уклонение предпринимателя от участия при рассмотрении дела об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении предоставленных ему Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ.

Дело рассматривается по правилам ч.1, 5 ст. 156, ч.3 ст. 205 АПК РФ в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав представителя административного органа, исследовав представленные в  материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Маркова Светлана Александровна 05.12.1960 года рождения, уроженка поселка Григорьевка, Боровского района, Костанайской области,  Инспекцией МНС по г.Верхнему Уфалею 17.06.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304740216900016 (л.д. 11).

Предприниматель осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек на основании лицензии регистрационный № АСС-74-400951 со сроком действия с 23.07.2004 по 22.07.2009 (л.д. 10).

Сотрудником УГАДН 22.07.2009 на основании приказа начальника Управления от 06.07.2009 № 23 (09) 0392/лиц (л.д. 5) была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий, по результатам которой  22.07.2009 составлен акт № 8 (л.д. 6-8).

В ходе указанной проверки были установлены нарушения условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных лицензией, а именно:

- нарушения при проведении стажировки водителей Трушкова А.А. и Донцова Ю.П., согласно листка прохождения стажировки водитель Трушков А.А. выполнял зачет по практической подготовке 12.01.2009 на автобусе ПАЗ3205 №АР674, но в журнале регистрации путевых листов указано, что на данном автобусе 12.01.2009 выполнял работу водитель Донцов Ю.П., который в свою очередь согласно стажировочного листка выполнял зачет по стажировке 12.01.2009 на автобусе ПАЗ3205 №АР610, но в журнале регистрации путевых листов на данном автобусе выполнял работу водитель Морозов И.В. Вышеуказанные несоответствия говорят о том, что стажировка фактически не проводилась. Данный факт не соответствует требованиям приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, п. 2.2.; приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 №15 п.2.3.2.;

- нарушается порядок проведения инструктажей – согласно журнала инструктажей водителей и записей в трудовых книжках водителей о принятии на работу – вводные инструктажи при принятии на работу водителей Трушкова А.А., Донцова Ю.П., Морозова И.В., Гибадуллина Ф.Ф. не поводились. Это противоречит требованиям приказа Минтранса от 09.03.1995 №27, п. 3.4.1, приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, п. 2.3.4, 5.17;

- не проводятся учет и устранение нарушений ПДД водителями: в журнале учета нарушений ПДД, где указано, что по сверкам с ГИБДД за 2008 и за 2009 годы нарушений нет, но согласно записей в личных карточках водителей Донцова Ю.П., Морозова И.В., Гибадуллина Ф.Ф. – они допускали нарушения ПДД в 2008, 2009 годах. Это противоречит требованиям приказа Минтранса от 09.03.1995 №27, п.2.2, 3.1.2, 3.4.3;

- не проводятся фактически мероприятия по предупреждению ДТП – в плане мероприятий на 2009 год отсутствуют отметки выполнения мероприятий по предупреждению ДТП – это нарушение п. 2.2 приказа Минтранса от 09.03.1995 №27 в части ежегодного планирования мероприятий, направленных на устранение причин ДТП, нарушений ПДД и других норм безопасности;

- нарушение обследования маршрута в городском сообщении: в представленных актах обследования автобусных городских маршрутов (2 шт.) в январе 2009 года нет подтверждающих отметок работника организации, в ведении которой находится ж/д переезд. Который согласно схемы маршрута расположен на пути следования автобусов по маршрутам №4-5,6 – несоответствие требованиям приказа Минтранса от 09.03.1995 №27 п.5.2., 5.3., приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, п. 4.5., 4.10, 4.15, 4.17, 4.18;

- нарушение оформления путевых листов: например в путевом листе №393 от 15.07.2009 в заголовочной части не проставлены печать или штамп ИП Марковой С.А., также не указываются полностью фамилия, имя, отчество мед. Работника при проведении мед.осмотров – нарушения противоречат приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 №152. п.12, 16;

- нарушение режима работы и отдыха водителей: представлен график учета рабочего времени водителей автобусов за июль 2009, в графике время начала и окончания работы, продолжительность смены, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного отдыха не установлено – нарушение п. 3, 4 приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004, п.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ.

На основании акта внеплановой проверки 22.07.2009 в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении №001494/74. Протокол составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ: представителю были разъяснены права и обязанности, им были даны объяснения, замечаний к протоколу представлено не было. С протоколом он был ознакомлен, копию протокола получил, о чем имеются соответствующие отметки и подписи лица, привлекаемого к административной ответственности, в протоколе (л.д. 3-4).

Поскольку установленные при проведении проверки факты, являются нарушениями лицензионных требований и условий, ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а рассмотрение данной категории дел в отношении индивидуальных предпринимателей в соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к подведомственности судей арбитражного суда, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.

В соответствии с п.п.1, 2  Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637, положение определяет порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров).

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).

В соответствии с п.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 N 173, от 03.10.2006 N 600, от 14.12.2006 N 767)  Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.

В соответствии с п.п. 1., 2.2.3., 2.3., 2.3.1, 2.3.2, 2.3.8. Положения об управлении государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 № АН-397фс (далее – Положение об Управлении), Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе принимает соответствующие решения и выдает  лицензии, а также приостанавливает и возобновляет их действие и аннулирует в установленном порядке, а также  осуществляет в установленном порядке:

-  контроль и надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

 -  в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

-  производство по делам об административных правонарушениях. Составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в соответствии с п. 2.18.1  Положения об Управлении Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих дорожную, перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом деятельность.

В соответствии с ч.3 ст. 28.3. КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Как усматривается из материалов дела, проверка проведена и протокол об административном правонарушении составлен сотрудниками Управления, что свидетельствует, с учетом вышеприведенных положений о том, что проверка проведена, а протокол составлен уполномоченным органом.

В соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В силу ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно ст. 2 Закона о лицензировании, лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пп. б, в  п.4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от  10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 №27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, которое определяет задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей – предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 2.2. указанного Положения основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:

- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;

- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;

- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;

- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;

- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;

- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно - транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.

Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству (п.3.1.2).

Кроме того, Организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей (п. 3.4.1).

С целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:

- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;

- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;

- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации (п.3.4.3).

Как следует из содержания п. 5.2, 5.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, организации и водители - предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.

Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.

Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.

По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.

При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, организации и водители - предприниматели до устранения недостатков в зависимости от обстоятельств:

- не открывают движение на маршруте перевозок;

- прекращают движение на маршруте или изменяют маршрут движения;

- изменяют режимы движения на маршруте и информируют об этом заинтересованные организации, предприятия, население.

В организации должен осуществляться учет обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, трамвайных путей, остановок пассажирского транспорта, мест погрузки - разгрузки грузов.

Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 №2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, которое определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.Пунктом 2.2. указанного Положения установлены основные требования по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, к которым  относятся: - прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; - организация стажировки водителей; - организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; - проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; - регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; - соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; - регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; - организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Как следует из содержания п. 2.3.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями.

При наличии на маршрутах перевозок железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктажи водителей об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды.

Владельцы автобусов должны немедленно сообщать в органы исполнительной власти, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, паромные переправы, а также в органы Государственной автомобильной инспекции о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно - климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами (п.4.5).

Открытию маршрутов регулярных автобусных перевозок, проходящих через железнодорожные переезды, предшествует их комплексное обследование и согласование маршрута движения с руководителем организации, в ведении которой находятся железнодорожные переезды (п.4.10.).

С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами (п. 4.15.).

Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности (пункт 4.1 настоящего Положения) в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно - транспортных происшествий на маршруте (п.4.17.).

Акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений <*>. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов (п. 4.18.).

Кроме того, как установлено п.5.17 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, владелец автобуса обязан:

- проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, а при туристско - экскурсионных перевозках - также о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей - о правилах осуществления таких перевозок;

- назначить контрольное время возвращения автобуса, через 2 часа после истечения контрольного времени принять меры к установлению места нахождения автобуса.

Согласно п.12, 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, которое устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные указанным Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения (п.3).

Согласно п.4 Положения графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

 Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что:

- нарушения при проведении стажировки водителей Трушкова А.А. и Донцова Ю.П., согласно листка прохождения стажировки водитель Трушков А.А. выполнял зачет по практической подготовке 12.01.2009 на автобусе ПАЗ3205 №АР674, но в журнале регистрации путевых листов указано, что на данном автобусе 12.01.2009 выполнял работу водитель Донцов Ю.П., который в свою очередь согласно стажировочного листка выполнял зачет по стажировке 12.01.2009 на автобусе ПАЗ3205 №АР610, но в журнале регистрации путевых листов на данном автобусе выполнял работу водитель Морозов И.В. Вышеуказанные несоответствия говорят о том, что стажировка фактически не проводилась. Данный факт не соответствует требованиям приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, п. 2.2.; приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 №15 п.2.3.2.;

- нарушается порядок проведения инструктажей – согласно журнала инструктажей водителей и записей в трудовых книжках водителей о принятии на работу – вводные инструктажи при принятии на работу водителей Трушкова А.А., Донцова Ю.П., Морозова И.В., Гибадуллина Ф.Ф. не поводились. Это противоречит требованиям приказа Минтранса от 09.03.1995 №27, п. 3.4.1, приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, п. 2.3.4, 5.17;

- не проводятся учет и устранение нарушений ПДД водителями: в журнале учета нарушений ПДД, где указано, что по сверкам с ГИБДД за 2008 и за 2009 годы нарушений нет, но согласно записей в личных карточках водителей Донцова Ю.П., Морозова И.В., Гибадуллина Ф.Ф. – они допускали нарушения ПДД в 2008, 2009 годах. Это противоречит требованиям приказа Минтранса от 09.03.1995 №27, п.2.2, 3.1.2, 3.4.3;

- не проводятся фактически мероприятия по предупреждению ДТП – в плане мероприятий на 2009 год отсутствуют отметки выполнения мероприятий по предупреждению ДТП – это нарушение п. 2.2 приказа Минтранса от 09.03.1995 №27 в части ежегодного планирования мероприятий, направленных на устранение причин ДТП, нарушений ПДД и других норм безопасности;

- нарушение обследования маршрута в городском сообщении: в представленных актах обследования автобусных городских маршрутов (2 шт.) в январе 2009 года нет подтверждающих отметок работника организации, в ведении которой находится ж/д переезд. Который согласно схемы маршрута расположен на пути следования автобусов по маршрутам №4-5,6 – несоответствие требованиям приказа Минтранса от 09.03.1995 №27 п.5.2., 5.3., приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, п. 4.5., 4.10, 4.15, 4.17, 4.18;

- нарушение оформления путевых листов: например в путевом листе №393 от 15.07.2009 в заголовочной части не проставлены печать или штамп ИП Марковой С.А., также не указываются полностью фамилия, имя, отчество мед. Работника при проведении мед.осмотров – нарушения противоречат приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 №152. п.12, 16;

- нарушение режима работы и отдыха водителей: представлен график учета рабочего времени водителей автобусов за июль 2009, в графике время начала и окончания работы, продолжительность смены, время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного отдыха не установлено – нарушение п. 3, 4 приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004, п.1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (л.д. 3-4, 6-8, 9, 13-37).

Документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных требований нормативных актов, как и доказательств невозможности соблюдения установленных требований, не представлено в ходе рассмотрения дела о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит о наличии в действиях предпринимателя нарушений.

Факт совершения правонарушения доказан и подтверждается материалами дела (л.д. 3-4, 6-8, 9, 13-37).

Предпринимателю судом предоставлялась возможность представить все необходимые документы (л.д. 1), что, в нарушение ст. 65 АПК РФ, им сделано не было.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Указанные нарушения свидетельствуют о том, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе порядка лицензирования и являются основанием для привлечения лица к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в соответствии с ч.3  ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным органом в установленные сроки.

Обстоятельств, свидетельствующих о допущенных нарушениях процессуального и материального характера со стороны административного органа при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении, судом не установлено.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

 Таким образом, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При наличии указанных обстоятельств, объявление устного замечания должно быть достаточной и целесообразной мерой реагирования государства и достигать целей предупреждения совершения новых правонарушений этим правонарушителем.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9.04.2003 N 116-О, сформулирована правовая позиция, согласно которой, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив представленные в материалы дела письменные доказательства в совокупности, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, характер и степень общественной опасности совершенного предпринимателем правонарушения, отсутствие причинения вреда (иных вредных последствий), суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, считает возможным  признать его малозначительным, поскольку объявление устного замечания, по мнению суда, будет достаточной и целесообразной мерой реагирования государства, позволит достичь цель предупреждения совершения новых правонарушений указанным лицом.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ, ст. ст. 167,168, п.2 ст. 176, ст.205-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении Индивидуального предпринимателя Марковой Светланы Александровны, г.Верхний Уфалей к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией) – отказать.

Освободить Индивидуального предпринимателя Маркову Светлану Александровну, г.Верхний Уфалей от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1  КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда htth://18aas.arbitr.ru  или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                            Л.В. Забутырина

А76-15954/2009

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: В иске отказать полностью
Истцы
Маркова Светлана Александровна
Суд
АС Челябинской области
Судья
Забутырин Л. В.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее