Дело № 2-228/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2017 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Ахметгараева А.А.
при секретаре судебного заседания Зиннатуллиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазитова Р.К. к Мантурову В.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Мазитов Р.К. (далее – истец) обратился в суд с иском к Мантуровой Т.П. (далее – ответчик) об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес изъят> общей площадью 353,28 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят>. На данном участке расположен жилой дом, участок огорожен забором. Мантурову В.В. принадлежит смежный земельный участок, площадью 670 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>. На земельном участке ответчика построен гараж, крыша которого заходит на земельный участок истца. Гараж ответчика расположен на близком расстоянии от стены жилого дома истца, в связи с чем в результате падения осадков стена дома постоянно сыреет и мокнет. По мнению истца ответчик возвел строение без требуемого СНиПами отступа от границы с земельным участком истца в размере 1 метра. В связи с чем истец просит обязать ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: <адрес изъят>, обязав ответчика убрать крышу гаража, выступающего над принадлежащим истцу земельным участком.
В судебном заседании 12 декабря 2016 года произведена замена ненадлежащего ответчика Мантуровой Т.П. надлежащим ответчиком Мантуровым В.В..
В судебном заседании истец и его представитель требования уточнили, просили устранить нарушения в пользовании недвижимым имуществом, путем изменения конструкций крыши гаража, перестроив данную крышу с обращением ее ската в сторону земельного участка ответчика; обязать ответчика установить снегоудержатели на скате крыши гаража со стороны, расположенной на границе принадлежащего истцу земельного участка.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что истцу необходимо своевременно убирать снег со своей территории; установить снегоудержатели на крыше гаража невозможно ввиду конструкции крыши, поскольку в результате данных действий может произойти обрушение все крыши.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мазитов Р.К. является собственником земельного участка по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 353,28 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят>.
На данном участке расположен жилой дом, участок огорожен забором.
Мантурову В.В. принадлежит смежный земельный участок, площадью 670 кв.м. с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>
Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 60-22-12172 от 29 ноября 2011 года улица <адрес изъят> в жилом массиве Малые Дербышки города Казани переименована в улицу <адрес изъят>, на основании решения Казанской городской Думы от 18 июня 2009 года № 14-41.
На земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> ответчиком построен гараж, скат крыши которого обращен в сторону земельного участка истца. Гараж ответчика расположен на близком расстоянии от стены жилого дома истца, в связи с чем в результате падения осадков постоянно сыреет и мокнет стена дома. В зимний период на земельный участок истца постоянно падает снег с крыши гаража ответчика.
Согласно пункту 2.12 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.
Пункт 5.3.4 СНиП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» устанавливает, что до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома – 3 м с учетом требования п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы – 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) – 1 м; от стволов высокорослых деревьев – 4 м; среднерослых – 2 м; от кустарника – 1 м.
Фактически ответчик возвел строение без требуемого СНиПами отступа от границы с земельным участком истца.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что снег в зимний период с крыши гаража падает на земельный участок истца.
Представленными фотоматериалами подтверждается, что скат крыши гаража ответчика обращен в сторону земельного участка истца.
Таким образом, действиями ответчика нарушено право собственности истца на принадлежащий ему земельный участок.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
По смыслу статей 1, 10, 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации применение избранного способа защиты гражданских прав должно быть наименее обременительным для ответчика и невозможно в случае причинения при этом несоразмерного вреда, в связи с чем, требования истца перестроить крышу в данном случае не может признаваться судом как надлежащий и соразмерный способ защиты, поскольку кроме выбранного истцом способа защиты своего права возможен иной способ, учитывающий интересы ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает иск подлежащим удовлетворению в части обязания ответчика установить снегодержатели на скате крыши гаража по адресу: <адрес изъят>
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Мантурова В.В. установить снегодержатели на скате крыши гаража, расположенного на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, по адресу: <адрес изъят>, со стороны, расположенной на границе с земельном участком принадлежащем Мазитову Р.К., с кадастровым номером <номер изъят>, по адресу: <адрес изъят>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья А.А. Ахметгараев
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2017 года