Решение по делу № 2-261/2017 (2-3326/2016;) ~ М-3641/2016 от 20.12.2016

Дело №2-261/2017

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Вдовиченко С.В.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой Я.О.,

с участием истца Проскуряковой И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 17 марта 2017 года гражданское дело по иску Проскуряковой И.Д. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» об обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера, присвоить номер в списке с учетом граждан, получивших субсидию в 2016 году,

установил:

истец обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» об обязании вернуть её в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами Крайнего Севера с датой постановки на учет ... по категории «работающие»; на дату ... присвоить ей номер №... в списке с учетом граждан получивших субсидию в 2016 году.

В обоснование требований истцом указано, что она до сентября 2015 года проживала и работала в г.Инте. ... в соответствии с ФЗ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях, гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера» была поставлена в список граждан имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами РКС по категории «работающие». Ежегодно проходила перерегистрацию в г.Инте с заполнением соответствующих документов. В сентябре 2015 года была переведена по работе в г.Воркуту, выписалась из г.Инты и зарегистрировалась в г.Воркуте. В г.Инте была снята с учета на получение права жилищной субсидии. При обращении к ответчику, было отказано в постановке в очередь на получение жилищной субсидии с датой ..., что считает необоснованным и нарушением её прав.

Определениями суда от ... и от ... привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Минстрой Республики Коми, администрация МО ГО «Инта», третьего лица не заявляющих самостоятельных требований и как законного представителя несовершеннолетнего Проскурякова А.С. - Проскуряков С.Б.

Администрация МО ГО «Воркута» в письменном отзыве просила в иске отказать, поскольку истец заявлением о постановке её на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера к ним ... не обращалась, соответствующих документов не предоставляла. В ... года администрацией МО ГО «Инта» было принято решение о снятии Проскуряковой И.Д. с данного учета в связи с выездом в г.Воркута на основании п."б" п.21 Положения №879 от 10.12.2002, сослано которому граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства. Исходя из системного толкования положений Федерального закона и Положения, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное п.21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации. Смена истцом места регистрации произведена в пределах одного субъекта Российской Федерации - Республики Коми, в связи с чем, основания для её снятия с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии лиц, в связи с выездом из города Инта у администрации МО ГО «Инта» отсутствовали.

Минстрой Республики Коми в письменном отзыве просило в иске отказать, поскольку в силу п.22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья №879 от 10.12.2002, снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях. Считали, что администрация МО ГО «Воркута» обосновано отказала истцу в восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки её на учет в г.Инте ....

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что снятие с учета в г.Инте было в связи выездом в г.Воркуту на постоянное место жительства, о чем ставила в известность администрацию МО ГО «Инта». Оснований исключать её из сводного списка по Республике Коми не имелось, регион не меняла. Снялась с учета с целью соблюдения положений программы «Жилище» и чтобы числиться по месту своего нового места жительства. Жилья за пределами Республики Коми она, заявленные ею члены семьи не имеют и ранее не имели. Субсидию на получение жилья ранее не получала.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута», третьи лица Минстрой Республики Коми, администрация МО ГО «Инта», Проскуряков С.Б., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при имеющейся явке.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ... Проскурякова (ранее Ямнова) И.Д. обращался с заявлением к руководителю администрации МО ГО «Инта» о включении её в состав граждан имеющих право на получение социальных выплат по категории работающие, для приобретения (строительства) жилого помещения г.Москва. В заявлении указала, что в настоящее время она и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории других субъектов РФ, в том числе и забронированных не имеют. (л.д....).

Уведомлением от ...... администрация МО ГО «Инта» сообщило Проскуряковой (ранее Ямновой) И.Д., что на основании ФЗ №125 от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановления администрации МО ГО «Инта» от ...... она поставлена на учет граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в Средней полосе России согласно дате обращения и предоставления документов в категорию «работающие граждане» (л.д....,...)

... Проскурякова (Ямнова) И.Д. оформляла заявление на имя руководителя МО ГО «Инта» о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В заявлении указала со ссылкой на Постановление Правительства РФ №153 от 21.03.2006, что относится к категории работающие, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещение), состоит в очереди с ... в администрации г.Инты. В настоящее время она и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеет. В составе семьи указала себя, сына Ямнова М.В., .... (л.д....).

В заявлениях от ..., ..., ... ... ... оформленных на имя руководителя МО ГО «Инта» истец просила выделить ей государственный жилищный сертификат выпуска 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годов на состав семьи из 2 человек для приобретения жилья на территории г.Москвы (л.д...., ..., ..., ...).

Постановлением администрации МО ГО «Инта» №... от ... Проскурякова (Ямнова) И.Д. была снята с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании пп. «б» п.21 Положения о регистрации и учета граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, о чем ей было направлено уведомление от ...... (л.д...., ...).

... Проскурякова И.Д. обратилась к руководителю администрации МО ГО «Воркута» с заявлением, в котором просила включить её в список граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет ... в МО ГО «Инта». Была приложена информация о постановки её на учет, в том числе и пакет документов (л.д....).

Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» №... от ..., утв. постановлением администрации МО ГО «Воркута» №... от ... Проскуряковой И.Д. отказано во включении в списки граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет ... по категории «работающие», в связи с отсутствием в администрации МО ГО «Воркута» заявления на постановки на учет от .... (л.д....).

С указанным решением истец не согласна по указанным в иске основаниям.

Статьей 1 Федерального Закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" уставлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N12 город Инта Республики Коми относится к районам Крайнего Севера.

Согласно записям трудовой книжки ...... на имя Проскуряковой (ранее Осауленко, Ямновой) И.Д., ...., заведенной ..., а также представленных трудовых договоров №... от ..., №... от ...... от ..., выписки из ЕГРИП от ...... её трудовая деятельность началась в г.Инте, т.е. в районах Крайнего Севера с .... Трудовой стаж в районах Крайнего Севера на дату постановки на учет – ... составил более 19 лет.

Из справок выданных МУ «Служба заказчика» АМО ГО «Инта» ..., ..., ... от ..., ООО «Атлант» №... и №... от ..., ООО УК «Интинская» ... от ... следует, что Проскурякова (Ямнова) И.Д. ...., была зарегистрирована с ... по ... по адресу ..., с ... по ... по адресу ..., с ... по ... по адресу ....

На дату подачи заявления ... у Проскуряковой И.И. возникло право быть постановленной на учет на получение социальных выплат в соответствии с ФЗ от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поскольку у неё имелись необходимые для этого условия – прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1.01.1992, общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, она являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С ... истец зарегистрирована по адресу ... (отметка в паспорте).

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с ФЗ N125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.

Пунктом 17 Положения N879 (в ред. на дату постановки ...) предусмотрено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане.

Согласно п.20 названного Положения №879(в ред. на дату обращения к ответчику) очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной ст.2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации данного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).

В соответствии с п.п.24, 25 Положения N879 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п.17 настоящего Положения. Утвержденные в соответствии с п.24 настоящего Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно представленному Списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «работающие» по состоянию на ..., утвержденного Минстроем Республики Коми от 11.02.2016 Проскурякова (ранее Ямнова) И.Д. и член её семьи - сын Ямнов М.В. были включены в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «работающие» с д.п.з. ... с порядковым номером ... (л.д....).

Из телефонограммы от ... Минстрой Республики Коми следует, что Проскурякова И.Д. из сводного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по категории «работающие» не исключалась. В сводный список на 2017 не включена, поскольку в списках органами местного самоуправления Инты, Воркуты на 2017 год истец не указана.

Суд считает, что права на переход в другую, установленную ст.2 Федерального закона N 125-ФЗ, категорию граждан у истца не возникло для определения иной даты очередности предоставления жилищных субсидий, вследствие чего у истца не утрачено право состоять на учете в сводном списке по Республике Коми граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом (переселением) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки истца на такой учет, то есть с ....

В силу п."б" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.

В п. 5 подп. "з" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в качестве одной категории указаны граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Исходя из системного толкования положений ФЗ от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв.Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N879, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное п.21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.

Такой вывод следует из того, что списки лиц рассматриваемой категории централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст.3 названного ФЗ); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (ст.ст.7, 8 Федерального закона).

Конституция Российской Федерации, закрепляет право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27, что согласуется с положениями международно-правовых актов, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашающего право на свободу выбора местожительства (статья 12), и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признающей данное право (статья 2 Протокола N 4).

Соответственно, реализация гражданами, которые были приняты на учет для получения жилищной субсидии, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством переезда на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем.

Согласно п.8, 9 Положения N879, регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов РФ порядком регистрации и учета указанной категории граждан, документы представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства.

Администрация МО ГО «Воркута» не оспаривала факт обращения истца ... с заявлением и приложенных к нему документами о включении её в списках граждан имеющих право на получение жилищной субсидии с целью дальнейшего её учета по месту жительства в г.Воркуте с учетом первоначальной даты постановки в органах местного самоуправления Республики Коми(в администрации МО ГО г.Инты), т.е. ....

Ответчик владел информацией о том, что Проскурякова И.Д. состояла в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения(строительства) жилья за пределами РКС и приравненных к ним местностей, сформированных Минстрой Республики Коми по состоянию на 01.01.2016 в соответствии с ФЗ №125-ФЗ за №... по категории «работающие» с д.п.з. ..., что истец была включена в состав участников подпрограммы «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года» согласно заявлению от ..., ранее субсидию не получала, зарегистрирована в г.Воркуте с .... Более того, было известно, что она снята с учета в администрации г.Инта в связи с выездом в г.Воркуту на постоянное место жительства. (письмо от ... на запрос от ...).

Учитывая, что смена истцом места регистрации произведена в пределах одного субъекта Российской Федерации – Республики Коми, оснований для отказа во включении её в списках на получение жилищной субсидии лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением первоначальной даты постановки ... по месту жительства в г.Воркуте, у администрации МО ГО «Воркута» не имелось.

При обращении в органы местного самоуправления - администрацию МО ГО «Воркута» по месту своего нового места жительства, без выезда из региона(Республики Коми), истец тем самым выполнила требования приведенного выше законодательства, которое предусматривает регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами Крайнего Севера, органами местного самоуправления по месту их жительства.

Поскольку права истца были нарушены, они подлежат восстановлению путем обязания администрации МО ГО «Воркута» включить истца в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами Крайнего Севера с датой постановки на учет ... по категории «работающие» по месту жительства в городе Воркуте.

Как уже приведено выше в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020г.г. утв.Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, а также Постановлением Правительства Республики Коми от 07.11.2014 №433 правом и полномочиями выдачи государственной жилищной субсидии, а также составления, утверждения сводного списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Республики Коми, администрация МО ГО «Воркута» не наделена. Полномочия по оформлению и выдаче жилищной субсидии (государственных жилищных сертификатов), в том числе формирование сводных списков по региону Республика Коми с учетом очередности граждан, возложены на Минстрой Республики Коми.

Из чего следует, что администрации МО ГО «Воркута» не может отвечать по требованиям истца о присвоении ей номера, в т.ч. №... в сводном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в 2016 году.

Кроме этого суд находит, что в данном случае истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав, поскольку судебные органы также не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления и выносить решения, входящие в их компетенцию, а также предрешать существо принимаемого ими решения.

Указанная истцом восстановительная мера как присвоить ей на дату ... номер в списке с учетом граждан, получивших субсидию в 2016 году (в том виде как заявлены требования) не может быть применена, так как суд не вправе выйти за пределы своих полномочий и это означало бы подмену судом своими действиями деятельности органа исполнительной власти, что противоречит принципу разделения власти и самостоятельности ветвей власти (ст.10 Конституции РФ). Соответственно исковые требования в этой части, в том виде как заявлены, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

обязать администрацию МО ГО «Воркута» включить Проскурякову И.Д. , ... г.р., в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья за пределами Крайнего Севера с датой постановки на учет ... по категории «работающие» по месту жительства в городе Воркуте.

В удовлетворении требований Прискуряковой И.Д. на дату ... присвоить ей номер №... в списке с учетом граждан получивших субсидию в 2016 году - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено – ....

Председательствующий судья С.В. Вдовиченко

2-261/2017 (2-3326/2016;) ~ М-3641/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Проскурякова И.Д.
Ответчики
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Другие
Министерство строительства, тарифов, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми
Министерство строительства, тарифов, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми
Администрация МО ГО «Инта»
Проскуряков С.Б.
Суд
Воркутинский городской суд
Судья
Вдовиченко Светлана Викторовна
20.12.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2016[И] Передача материалов судье
21.12.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2016[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.02.2017[И] Судебное заседание
28.02.2017[И] Судебное заседание
17.03.2017[И] Судебное заседание
22.03.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее