Решение по делу № 33-9422/2010 от 19.10.2010

Безматерных О.В.

33-9422 28 октября 2010 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Титовца А.А.,

судей Треногиной Н.Г., Веретновой О.А.

при секретаре Смоляковой И.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Пермского муниципального района на решение Пермского районного суда Пермского края от 20 сентября 2010 года, которым постановлено:

« Обязать администрацию Пермского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, предоставить во внеочередном порядке Гладышевой О.Г. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы.

В удовлетворении заявленных требований к Министерству финансов Пермского края об обязании произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Пермского муниципального района отдельного жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Гладышевой О.Г. -отказать»

Заслушав доклад судьи Н.Г. Треногиной, объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., администрации Пермского муниципального района Пермского края С., проверив дело, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пермского района Пермского края в интересах Гладышевой О.Г. обратился в суд с иском, просил обязать Правительства Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств администрации Пермского муниципального района на приобретение благоустроенного жилого помещения Гладышевой О.Г., обязать администрацию Пермского MP за счет указанных средств представить Гладышевой О.Г. благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади по договору социального найма на территории муниципального района вне очереди.

В обоснование иска прокурор указал, что Гладышева дата рождения, обладает статусом лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилья, состоит на учете по обеспечению жилым помещением.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация Пермского муниципального района просит решение отменить, ссылаясь на то, что из положений ФЗ от 21.12.1996г.№ 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и принятых в развитие данных законов нормативно-правовых актов, следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Предоставление жилого помещения во внеочередном порядке относится к компетенции органов исполнительной власти Пермского края, а не органов местного самоуправления. Обеспечение детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Пермской области от 14.11.2005г не предусмотрена такая обязанность. Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляется согласно списка, который формируется по мере поступления заявления о постановке на учет, Гладышева О.Г. принята на учет в 2006, состоит в списке под № 75, решением суда нарушены права и законные интересы других заинтересованных лиц, которые приняты на учет и состоят в списке ранее истицы. Постановленное решение не исполнимо. Указав на обязанность по предоставлению жилья Гладышевой О.Г. за счет целевых средств, выделяемых Правительством Пермского края, конкретные денежные средства и сроки их перечисления судом не указаны.

В возражениях на кассационную жалобу Министерство финансов Пермского края, Прокуратура Пермского района Пермского края просят решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой ( попечительством ), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденных Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети -сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из неоспариваемых сторонами обстоятельств социального статуса Гладышевой О.Г. в силу которого она имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма. В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.

С учетом данных обстоятельств, а также учитывая, что до настоящего времени Гладышева О.Г. не обеспечена жилым помещением, суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию Пермского муниципального района по предоставлению Гладышевой О.Г. благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее установленной нормы, являются обоснованными.

При этом суд правильно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления, поскольку предоставление Гладышевой О.Г. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Законом Пермской области от 14.11.2005 N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан",( действие документа распространено на территории Пермского края ( Закон Пермского края от 28.11.2006г №29-КЗ) определено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(п.6.ст 1 Закона)

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1.ч.1 ст.4 Закона)

Обязанность по предоставлению жилого помещения обоснованно возложена на администрацию Пермского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16- п, поскольку эти полномочия делегированы администрации Пермского муниципального района Правительством Пермского края.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применен материальный закон, решение суда основано на надлежащей оценке имеющихся по делу доказательств в их совокупности.

Доводы жалобы о нарушении прав других лиц, ранее поставленных на учет, состоятельными не являются. Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия, либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом (ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Доводы кассационной жалобы о том, что постановленное решение не исполнимо; в резолютивной части решения суд не обязал Правительство Пермского края выделить конкретные денежные средства на приобретение жилого помещения, так же не являются состоятельными, не влекут отмену судебного решения. Приведенные в кассационной жалобе доводы в целом на обоснованность выводов суда первой инстанции о финансировании исполнения решения за счет средств бюджета Правительства Пермского края не влияют, поскольку обязанность предоставления истице жилого помещения по договору социального найма органом местного самоуправления корреспондируется с обязанностью Правительства Пермского края по выделению органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на обеспечение Гладышевой О.Г. жилым помещением.

Иных правовых доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, кассационные жалобы не содержит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 20 сентября 2010 г. по доводам кассационной жалобы Администрации Пермского муниципального района Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-9422/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор в/и Гладышевой О.Г.
Ответчики
Администрация, М.П.
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Треногина Н. Г.
28.10.2010Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее