Решение по делу № 2-379/2016 от 16.02.2016

Дело №2-379/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 18 апреля 2016 года

Любинский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кривоноговой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Рожковой Л.В.,

истца Таркановой И.А., ее представителя Миллер О.Н.,

третьего лица кадастрового инженера ООО «Любинский земельный центр» ФИО14,

третьего лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тараканова С.И., Таракановой И.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области о постановке на кадастровый учет земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Тараканов С.И., Тараканова И.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО4, обратились в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, мотивируя свои требования следующим.

Истцы являются сособственниками квартиры по адресу: <адрес>, р.<адрес>. К квартире истцов прилегает участок мерою 240 кв.м. Они провели межевание, направили документы в ФКП Росреестра по Омской области, однако по результатам рассмотрения документов ответчиком принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, в связи с тем, что минимальная норма предоставления земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства составляет 400 кв.м.

Просили вынести решение о постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 240 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

В судебном заседании истец Тарканова И.А., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО4, заявленные исковые требования поддержала, просила суд обязать ответчика осуществить кадастровый учет спорного участка. Она вместе с семьей проживает по адресу: р.<адрес>. К их квартире прилегает земельный участок. Они провели межевание, обратились в кадастровую палату за постановкой на учет земельного участка, но им было отказано. Причиной отказа явилось то, что площадь участка менее установленной нормы. Также пояснила, что дом, в котором они живут, многоквартирный. Другие соседи имеют в собственности земельные участки около дома.

Представитель истца Миллер О.Н., полностью поддержала доводы истца.

Истец Тараканов С.И. участия в рассмотрении дела не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области ФИО10, действующая на основании доверенности, извещенная надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала, представила отзыв, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета поступило заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка по <адрес>, в р.<адрес>. По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, было выявлено, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, в связи с тем, что размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным) размерам земельных участков. В соответствии с правилами землепользования и застройки Любинского городского поселения предельные размеры земельных участков, расположенных в границах индивидуальной жилой зоны постоянного проживания составляют от 400 кв.м. до 1500 кв.м. Кроме того, жилой дом по <адрес>, р.<адрес> является многоквартирным. В соответствии с положениями ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является совместной собственностью, выдел земельного участка не допустим. Помимо этого, имелись и нарушения в оформлении межевого плана. Все перечисленные обстоятельства явились основаниями для отказа в осуществлении кадастрового учета. Полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица кадастровый инженер ООО «Любинский земельный центр» ФИО14 заявленные исковые требования поддержал. Также указал, что собственница соседней квартиры оформила в собственность прилегающей к квартире земельный участок. Полагал, что земельный участок истцов возможно поставить на кадастровый учет. Причину отказа, связанную с недостатками подготовленного им межевого плана, считает незначительной, он может ее устранить и позже.

Третье лицо ФИО1 в судебном заседании показала, что она проживает по адресу: р.<адрес>. Земельный участок около ее квартиры она с членами семьи давно оформили в собственность и поставили на кадастровый учет. Подтвердила, что в их доме уже проведены и газ, и вода. У каждого из владельцев квартир в их доме имеется свой земельный участок, огороды, все огорожено.

Представитель администрация Любинского городского поселения Любинского муниципального района ФИО11, действующий на основании доверенности, представил заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя администрации, возражений относительно заявленных требований не имеют.

Привлеченные для участия в деле в качестве третьих лиц администрация Любинского муниципального района, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО12, извещенные надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали, ходатайств, возражений не представили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Из анализа указанных норм права следует, что при осуществлении кадастрового учета кадастровый орган обязан провести проверку представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе регулирующему земельные правоотношения.

В силу части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также – снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учёт объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Согласно ст. 20, 22 Закона о кадастре обязательным приложением к заявлению, представляемому в орган кадастрового учета при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 12 статьи 38 Закона о кадастре).

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О землеустройстве» государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Порядок предоставления информации из государственного фонда данных прописан в Приказе Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Проведение кадастровых работ по образованию земельного участка осуществляет кадастровый инженер. Именно кадастровый инженер в ходе осуществления кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен собрать максимально полную информацию об исходном земельном участке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Пунктом 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс) установлено, что при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.В соответствии подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со ст. 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункты 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).

Согласно части 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

По положениям части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В силу части 4 статьи 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе: 1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; 2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

Как следует из материалов дела Тараканову С.И., Таракановой И.А., несовершеннолетним ФИО4, ФИО4 принадлежит по ? доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

По заявлению Таракановой И.А. кадастровым инженером ООО «Любинский земельный центр» ФИО14 в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка размером 240 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в филиал ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка согласно названному выше межевому плану.

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росрееестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, отказано со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре), поскольку размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Образуемые земельные участки расположены в индивидуальной жилой зоне постоянного проживания. В соответствии с правилами землепользования и застройки Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области предельные размеры земельных участков, расположенных в границах индивидуальной жилой зоне постоянного проживания составляет от 400 кв.м. до 1500 кв.м. Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме о состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Самостоятельным основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка явились замечания к представленному межевому плану, а именно, не соответствие представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ п.72 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ .

Истцы обратились за постановкой на кадастровый учет земельного участка по адресу: р.<адрес>, площадью 240 кв.м.

Минимальная норма предоставления земельных участков в границах индивидуальной жилой зоне постоянного проживания составляет от 400 кв.м. до 1500 кв.м., что предусмотрено Решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены Временные Правила землепользования и застройки на территории Любинского городского поселения.

В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, представленном ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области указано, что сведения на земельный участок расположенный по адресу: Омская область, Любинский район, р.<адрес>, в государственном кадастре недвижимости отсутствует.

Аналогичные данные указаны, на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Согласно кадастровой выписке ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, размер 1/3 доли, размер земельного участка составляет 250 кв.м., что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи земельного участка с квартирой от ДД.ММ.ГГГГ.

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста начальник филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ФИО19 суду показала, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, в связи с тем, что размер образуемого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным) размерам земельных участков. Кроме того, <адрес> является многоквартирным, земельный участок, на котором он расположен, находится в общей долевой собственности всех собственников квартир, выдел участка невозможен. Также причиной отказа было и несоответствие установленным требованиям и представленного межевого плана.

С учетом положений действующего законодательства именно на кадастровый орган возложена обязанность проведения проверки при осуществлении кадастрового учета представленных документов на предмет их соответствия действующему законодательству.

Действующим на момент рассмотрения спора законодательством Российской Федерации не предусмотрено образование земельных участков под квартирой в многоквартирном жилом доме. Также установлено наличие несоответствие размера образуемого земельного участка градостроительным нормам. Самостоятельным основанием для приостановления кадастрового учета земельного участка явилось и нарушение кадастровым инженером требований при составлении межевого плана. Таким образом, у органа кадастрового учета, по мнению суда, отсутствовали основания для постановки спорного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Доводы истца и ее представителя о том, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о сформированном земельном участке под одной из квартир многоквартирного жилого дома препятствует формированию общего земельного участка под всем многоквартирным домом, не могут быть приняты во внимание. Произвольное требование к органу кадастрового учета об обязании совершить действия и отсутствие нарушения прав заявителя со стороны данного органа является недопустимым способом защиты права.

Истцом не представлено доказательства нарушения его прав и законных интересов филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, как и не представлены доказательства несоблюдения последним требований закона.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об обязании филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 240 кв.м., расположенного по адресу: р.<адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тараканова С.И., Таракановой И.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 240 кв.м., расположенного по адресу: р.<адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                  Е.С.Кривоногова

2-379/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Тараканова А.С.
Тараканов С.И.
Тараканов А.С.
Тараканова И.А.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Россреестра по Омской области"
Другие
МО "Любинское городское поселение Любинского муниципального района Омской области
Гудин Вадим Николаевич
Макаров Михаил Дмитриевич
Кузьмина Светлана Алесеевна
Миллер Ольга Николаевна
Макарова Светлана Михайловна
Соловьева Татьяна Николаевна
Иванова Ольга Сергеевна
МО "Любинский муниципальный район Омской области"
Макарова Людмила Ивановна
Суд
Любинский районный суд Омской области
Дело на странице суда
lubinskcourt.oms.sudrf.ru
16.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2016Передача материалов судье
20.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016Подготовка дела (собеседование)
14.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2016Судебное заседание
15.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Судебное заседание
25.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее