АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Кравченко А.И., Ильиных Е.А.,
при секретаре Гулай А.В.,
с участием прокурора Бекетовой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пятиной Татьяны Вильевны к Министерству внутренних дел России, УМВД России по Приморскому краю, Управлению ФМС России по Приморскому краю, Ликвидационной комиссии Управления ФМС России по Приморскому краю о признании незаконным увольнения и восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежных средств, по апелляционным жалобам Пятиной Татьяны Вильевны на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 04 мая 2017 года и дополнительное решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 21 июня 2017 года, которыми исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., выслушав объяснения представителя Пятиной Т.В. – Байдак Е.В., представителя Министерства внутренних дел России и УМВД России по Приморскому краю – Кислицына Ю.В., заключение прокурора Бекетовой В.А., полагавшей, что решение и дополнительное решение отмене не подлежат, судебная коллегия,
установила:
истец обратилась в суд с названным иском, указав, что 27.04.2004 она принята на должность паспортиста паспортно-визового отдела УВД Ленинского района г. Владивостока. В должности инспектора паспортно-визового отдела УВД Ленинского района г. Владивостока она прослужила до 10.02.2006. Приказом МВД России от 03.03.2006 №273 л/с она прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах ОВД РФ. Приказом МВД России от 03.03.2006 №372 л/с она откомандирована в распоряжение УФМС России по Приморскому краю с 10.02.2006. Полагает, что с 10.02.2006 по 19.10.2016 она являлась сотрудником ОВД, состоящим в кадрах ОВД РФ. Последнее место службы в период с 07.02.2013 по 19.10.2016 – начальник ОУФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока. 08.04.2017 ею получено уведомление о расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел на основании п. 11 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД. Приказом министра внутренних дел РФ от 23.08.2016 № 947 л/с она уволена из органов внутренних дел, в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 15.09.2016 № 401 л/с расторгнут контракт в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником, и установлена дата увольнения – 19.10.2016. Полагает указанные приказы незаконными и подлежащими отмене, поскольку ей не были предложены вакантные равнозначные должности, отказ от 12.08.2016 № УК/4472 за подписью начальника Управления по работе с личным составом УМВД России по Приморскому краю немотивирован. Просила признать незаконным и отменить: приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 20.072016 №338 л/с, приказ Министра внутренних дел РФ от 23.08.2016 №947 л/с об увольнении, приказ председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 15.09.2016 №401 о расторжении контракта и установлении даты увольнения, отказ УМВД России по Приморскому краю в заключении контракта, восстановить в распоряжение органов внутренних дел с 20.10.2016, возложить обязанность на УМВД России по Приморскому краю заключить контракт о прохождении службы с 20.10.2016 в должности, соответствующей ее образованию, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам в подразделениях органах внутренних дел, расположенных в пределах г. Владивостока, где она ранее проходила службу и постоянно проживает, взыскать с УМВД России по Приморскому краю в её пользу денежное довольствие за дни вынужденного прогула с 20.10.2016 по день восстановления на службе из расчета среднедневного денежного довольствия в размере 2 552,75 руб., взыскать с УМВД России по Приморскому краю и с УФМС России по Приморскому краю компенсацию за причиненный моральный вред в размере по 10 000 руб. с каждого ответчика.
До рассмотрения дела по существу истец изменила исковые требования, в связи с чем просила признать незаконными и отменить: приказ Министра внутренних дел РФ от 23.08.2016 №947 л/с об увольнении майора внутренней службы Пятиной Т.В., прикомандированной к УФМС России, приказ Председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 15.09.2016 №401 л/с о расторжении контракта и установлении даты увольнения майору внутренней службы Пятиной Т.В., зачисленному в распоряжение УФМС России по Приморскому краю в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; восстановить с 20.10.2016 на службу в органах внутренних дел в распоряжение УМВД России по Приморскому краю, признать незаконным отказ УМВД России по Приморскому краю в назначении на должность в УМВД России по Приморскому краю переводом из УФМС России по Приморскому краю, возложить обязанность на УМВД России по Приморскому краю назначить с 20.10.2016 переводом из УФМС России по Приморскому краю на вакантную должность в УМВД России по Приморскому краю, соответствующую ее образованию, квалификации, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам, в подразделениях органов внутренних дел, расположенных в пределах г. Владивостока, где ранее она проходила службу и постоянно проживает, и заключить с ней контракт, взыскать с УМВД России по Приморскому краю денежное довольствие за дни вынужденного прогула с 20.10.2016 по 31.03.2017 из расчета среднедневного денежного довольствия в размере 2 553,75 руб. в размере 355 261,25 руб., взыскать с УМВД России по Приморскому краю и УФМС России по Приморскому краю компенсацию за причиненный моральный вред в размере по 10 000 руб. с каждого ответчика.
В судебном заседании представитель истца Байдак Е.В. измененные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Уточнила расчет суммы денежного довольствия за дни вынужденного прогула, просила взыскать денежное довольствие в размере 442 088,75 руб.
Представитель МВД РФ, УМВД России по Приморскому краю Коровников П.В. в судебном заседании исковые требования не признал.
Пятина Т.В., представители УФМС России по Приморскому краю, ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Помощник прокурора Фрунзенского района г. Владивостока Бравилова А.Б. в заключении полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Пятиной Татьяны Вильевны к Управлению Министерства внутренних дел России по Приморскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федеральной миграционной службы по Приморскому краю, Ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю о признании незаконным увольнения и восстановлении на службе в органах внутренних дел, взыскании денежных средств оставлены без удовлетворения.
21.06.2017 судом принято дополнительное решение, которым в удовлетворении исковых требований Пятиной Татьяны Вильевны к Управлению Министерства внутренних дел России по Приморскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федеральной миграционной службы по Приморскому краю, Ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю о признании незаконным отказа УМВД России по Приморскому краю майору внутренней службы Пятиной Татьяне Вильевне в назначении ее на должность УМВД России по Приморскому краю переводом из УФМС России по Приморскому краю; о возложении обязанности на УМВД России по Приморскому краю назначить майора внутренней службы Пятину Татьяну Вильевну с 20 октября 2016 года переводом из УФМС России по Приморскому краю на вакантную должность в УМВД России по Приморскому краю, соответствующую ее образованию, квалификации, ранее присвоенному специальному званию и иным деловым качествам, в подразделениях органов внутренних дел, расположенных в пределах г.Владивостока, где ранее она проходила службу и постоянно проживает, и заключить с ней контракт отказано.
Не согласившись с принятыми решением и дополнительным решением, истцом принесены апелляционные жалобы, в которых поставлен вопрос об отмене решения и дополнительного решения суда.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Судом первой инстанции установлено, что 27.04.2004 Пятина Т.В. принята на должность паспортиста паспортно-визового отдела УВД Ленинского района г.Владивостока.
Приказом МВД России от 03.03.2006 №273 л/с она прикомандирована к УФМС России по Приморскому краю с оставлением в кадрах ОВД РФ. Приказом МВД России от 03.03.2006 №372 л/с она откомандирована в распоряжение УФМС России по Приморскому краю с 10.02.2006.
Приказом министра внутренних дел РФ от 23.08.2016 № 947 л/с Пятина Т.В. уволена из органов внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Приморскому краю от 15.09.2016 № 401 л/с с истцом расторгнут контракт на основании п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). Установлена дата увольнения – 19.10.2016. С данным приказом истец ознакомлена, что подтверждается её личной подписью.
В силу п.11 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Пятиной Т.В., суд первой инстанции пришел к выводу о законности увольнения истца, соблюдении порядка увольнения, отсутствии у ответчиков обязанности предлагать истцу иные должности.
Судебная коллегия по доводам апелляционных жалоб истца не находит оснований не согласиться с таким выводом суда, поскольку он не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена, в частности, Федеральная миграционная служба. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов (подп. «а», «в» п. 2 Указа). Подпунктом «б» пункта 3 названного Указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником, в том числе, упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Увольнение истца произведено приказом Министерства и последующим приказом Управления по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в связи с увольнением по данному основанию ей должны были быть предложены имеющиеся вакантные должности УМВД России по Приморскому краю, не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае:
1) предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел;
2) направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
В силу ч. 29 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учета требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава - среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
В соответствии с ч. 7 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Как следует из адресованного территориальным органам МВД России распоряжения первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 24.06.2016 № 1/5987, в целях обеспечения качественного завершения организационно-штатных и кадровых мероприятий, связанных с упразднением, в том числе, Федеральной миграционной службы, необходимо организовать проведение предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы (работы) в органах внутренних дел, проверочных мероприятий, оформление связанных с приемом на службу (работу) в органы внутренних дел документов, согласование вопросов назначения на соответствующие должности в отношении сотрудников и работников, изъявивших согласие с предложенными должностями, соответствующих установленным законодательством требованиям, обеспечить прием на службу (работу) и назначение на имеющиеся вакантные должности в подчиненных подразделениях МВД России сотрудников и работников упраздненных государственных органов, в том числе с целью последующего перевода на должности, вводимые в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», при их согласии (п. 2, 3 распоряжения).
Учитывая данное распоряжение, а также то, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу, проходят службу на должностях в органе государственной власти (а не в органах внутренних дел), при назначении на должности в органах внутренних дел, применительно к правилам ст. 19 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо проведение проверки достоверности сведений о кандидате на должность.
В силу п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов: обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств.
Из изложенного следует, что при сокращении штата производится назначение на вакантную должность в органах внутренних дел, но при условии отсутствия препятствий к такому назначению (с учетом проверочных мероприятий и без квалификационных требований к образованию при назначении не на вышестоящие должности).
Более того, подбор кандидатур на вакантные должности относится к исключительной прерогативе работодателя. Вопросы расстановки кадров с целью их эффективного использования относятся также к компетенции самого работодателя. Следовательно, действия ответчика, не заключившего трудовой контракт с истцом, нельзя признать незаконными.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб о неправильном применении судом материального закона не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными по приведенным выше мотивам.
По существу доводы апелляционных жалоб повторяют позицию, изложенную истцом при рассмотрении спора в суде первой инстанции, в связи с чем не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку они не опровергают изложенных выводов, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционных жалоб по существу рассмотренного спора не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований, влекущих безусловную отмену судебного постановления независимо от доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░