ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2016 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Мамаева В.С.,
при секретаре судебного заседания Поповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к А. М., Ахмедову Г. М., Шарифзоде А. У., Партобоев А.А., УФМС России по Свердловской области о признании недействительной постановки на миграционный учет по месту пребывания,
установил:
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с исковыми требованиями к Абдукадырова М. М., Ахмедову Г.М., Шарифзоде А.У., П. А.А., УФМС России по Свердловской области о признании недействительной постановки иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания по адресам: <адрес>, обязании УФМС России по Свердловской области снять указанных граждан с миграционного учета по месту пребывания.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе прокурорской проверки по соблюдению миграционного законодательства был установлен факт регистрации иностранных гражданин – Абдукадырова М. М., Ахмедова Г.М., Шарифзодф А.У., П. А.А. фиктивного характера, поскольку, прибыв на территорию Российской Федерации, Абдукадырова М. М., Ахмедов Г.М., Шарифзода А.У. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, П. А.А. – по адресу: <адрес> на основании уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, поступившего от Якуба С.В., Дустова М.М. В ходе проведения проверки установлено, что фактически Абдукадырова М. М., Ахмедов Г.М., Шарифзода А.У., П. А.А. по указанным адресам не проживали, следовательно, встали на миграционный учет по вышеуказанным адресам, заведомо зная, что не будут находиться в указанных помещениях в течение периода миграционного учета, предоставив в органы миграционной службы сведения не соответствующие действительности. Таким образом, их регистрация носит фиктивный характер, в связи с чем, является недействительной.
В судебном заседании представитель истца помощник Белоярского межрайонного прокурора Юдина О.М. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин неявки суд не уведомили, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом – судебной повесткой по месту регистрации.
Третьи лица в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, не просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом – судебной повесткой по адресу, указанному в исковом заявлении.
В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Порядок рассмотрения дела в отсутствии ответчика при надлежащем его извещении регламентирован главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы которой, содержащиеся в ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволяют суду рассмотреть дело в порядке заочного производства при наличии согласия на это со стороны истца.
С учетом того, что истцом было дано согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства, а также принимая во внимание то, что судом в полном объеме обеспечено право ответчиков на участие в судебном заседании, путем направления им судебных извещений заказной корреспонденцией по указанному адресу места жительства, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие стороны ответчика в порядке заочного производства.
Заслушав помощника Белоярского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
На основании статей 11, 12 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 9 от 15 января 2007 года (далее - Правила).
Согласно п. п. 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Согласно п. 37 указанных Правил снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в том числе и после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п. 40 указанных Правил при получении документов, предусмотренных пунктом 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Из Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.
Как следует из материалов дела, А. М., <дата> г.р., гражданка Республики <...>, прибывшая в Российскую Федерацию <дата>, была поставлена на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до <дата>, принимающей стороной являлась Якуба С. В., проживающий по тому же адресу.
Как следует из материалов дела, Шарифзода А. У., <дата> г.р., гражданин Республики <...>, прибывший в Российскую Федерацию <дата>, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до <дата>, принимающей стороной являлась Якуба С. В., проживающий по тому же адресу.
Как следует из материалов дела, Ахмедов Г. М., <дата> г.р., гражданин Республики <...>, прибывший в Российскую Федерацию <дата>, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до <дата>, принимающей стороной являлась Якуба С. В., проживающий по тому же адресу.
Как следует из материалов дела, Партобоев А.А., <дата> г.р., гражданин Республики <...>, прибывший в Российскую Федерацию <дата>, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до <дата>, принимающей стороной являлся Дустов М. М., проживающий по тому же адресу.
Белоярской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения миграционного законодательства, в ходе которой установлено, что указанные граждане по названным адресам не проживают и никогда не проживали. Данный факт подтверждается объяснением принимающей стороны – третьих лиц Якубы С.В, и Дустова М.М., которые пояснила, что по указным адресам проживают они сами вместе с семьями, иностранные граждане никогда в указанном жилом помещении не проживали.
Из вышеизложенного следует, что иностранные граждане – Абдукадырова М. М., Ахмедов Г.М., Шарифзода А.У., П. А.А. никогда не вселялись и не проживали по адресам: <адрес>, представив в органы миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего пребывания.
С учетом вышеприведенных норм закона и фактических материалов дела, признав доказанным фиктивный характер постановки ответчиков – физических лиц на миграционный учет, предоставление в органы миграционной службы заведомо не соответствующих действительности сведений о месте пребывания ответчиков - физических лиц суд приходит к выводу, что постановка на миграционный учет указанных иностранных граждан является недействительной, в связи с чем имеются основания для снятия указанных гражданин с миграционного учета.
Руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать постановку гражданки Республики <...> Абдукадырова М., <дата> г.р., на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной.
Признать постановку гражданина Республики <...> Шарифзоды А. У., <дата> г.р., на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной.
Признать постановку гражданина Республики <...> Ахмедова Г. М., <дата> г.р., на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной.
Признать постановку гражданина Республики <...> Партобоев А.А., <дата> г.р., на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> недействительной.
Обязать Отделение Управления федеральной миграционной службы России по <адрес> в <адрес> снять гражданку Республики <...> Абдукадырова М., <дата> г.р., с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Обязать Отделение Управления федеральной миграционной службы России по <адрес> в <адрес> снять гражданина Республики <...> Шарифзоду А. У., <дата> г.р. с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Обязать Отделение Управления федеральной миграционной службы России по <адрес> в <адрес> снять гражданина Республики <...> Ахмедова Г. М., <дата> г.р., с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Обязать Отделение Управления федеральной миграционной службы России по <адрес> в <адрес> снять гражданина Республики <...> Партобоев А.А., <дата> г.р., с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в Белоярский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение изготовлено 14 марта 2016 года.
Председательствующий Мамаев В.С.