Дело №2-73/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово **.**,**
Ленинский районный суд г.Кемерово Кемеровской области в составе
судьи Голевой Н.В.
при секретаре Черновой Н.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «СО «Сургутнефтегаз» к Черняк И.А. о признании договора незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании договора незаключенным. Требования мотивированы тем, что ответчик в связи с наступлением страхового случая, обратился к нему за получением страхового возмещения по договору страхования КАСКО № ** от **.**,** года. Считает, что данный договор между ними не заключался, т.к. у него данный договор, квитанция отсутствуют. Подпись в договоре от имени страховщика - Иванова О.Р. - поддельная. Страховая премия к нему не поступала.
Просит признать договор страхования № ** от **.**,** между ним и ответчиком незаключенным.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в предварительных судебных заседаниях исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Третье лицо Фомина Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна.
Представитель третьего лица «Газпромбанк» ОАО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Свидетель Иванова в судебном заседании пояснила, что она работала в филиале ... ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» заместителем директора. Она от имени истца заключала агентский договор с Фоминой. Их работник Власов - являлся куратором Фоминой. Он передавал чистые бланки (полиса) и квитанции страховщика Фоминой для заключения договоров страхования, а у Фоминой забирал уже заключенные договора -вторые экземпляры полисов и квитанций и деньги - страховые премии, хотя деньги он не имел право забирать. Передаваемые бланки полисов и квитанций были их страхового общества, с печатями, штампами и подписями, иногда без подписей от имени страховщика. В страховом полисе по страхованию КАСКО с ответчиком и в квитанции о получении страховой премии подпись от имени страховщика не ее. Фамилия указана ее, но подпись не ее.
Свидетель Петрова в судебном заседании пояснила, что она работает у ИП Петров бухгалтером. Между ней и Фоминой заключен договор о предоставлении бухгалтерских услуг. Фомина по агентскому договору со страховщиками, в том числе и истцом, оформляет договора страхования автомобилей. Бухгалтерскую документацию ведет она. От истца куратором был его работник Власов которого им представила Иванова. Власов привозил им чистые полиса и квитанции с подписями, печатями, штампами. Она по акту принимала их, а обратно ему отдавала вторые экземпляры уже заключенных договоров, квитанции о получении страховых премий и деньги. Власов также получал все по расписке. Ей известно, что Фомина заключала от имени истца с ответчиком договор страхования автомобиля по КАСКО, получала страховую премию, а она затем полис квитанцию и деньги по акту приема передач передала Власов Такой способ делового оборота был предусмотрен между всеми страховыми агентами и страховыми обществами.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 432 ГК РФ, договор, считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 434 ГК РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась
Согласно ст. 942 ч.1 ГК РФ, при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;
2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);
3) о размере страховой суммы;
4) о сроке действия договора.
Согласно ст. 943 ч. 1 ГК РФ, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Согласно ст.957 ч. 1 ГК РФ, договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
Судом установлено, **.**,** между истцом - ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» (страховщик) и ответчиком Черняк И.А. (страхователь) заключен договор добровольного страхования транспортного средства № ** в отношении автомобиля «<данные изъяты>» принадлежащего ответчику на праве собственности, по рискам «АвтоСтандарт»- <данные изъяты> (полное КАСКО) (Л.д. 35).
Истцом оспаривается данный договор, считает, что он не заключенный.
Однако, доводы истца не нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Оснований для признания указанного договора не заключенным судом не установлено и доказательств этому истцом в судебном заседании не представлено.
Как видно из договора, при заключении договора, между сторонами (страховщиком и страхователем) достигнуто соглашение о всех существенных условиях договора страхования и он содержит эти условия.
Довод представителя истца о том, что данный договор от имени страховщика подписан не Иванова т.к. не уполномоченным лицом, подпись поддельна, не может быть принят во внимание в качестве основания для признания договора страхования незаключенным.
В судебном заседании из пояснений сторон и свидетелей установлено, что договор страхования от имени страховщика заключала Фомина, которая действовала в рамках агентского договора, заключенного между ней и истцом (страховым обществом) <данные изъяты>
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что полис их страховой компании, содержит все их реквизиты, штампы и печать также их.
Третье лицо - Фомина в судебном заседании пояснила, что она заключала договор страхования КАСКО от имени страховщика (истца) по агентскому договору и ответчиком. Полис предоставлен истцом, содержит все реквизиты истца, его подписи штампы и печати. По обычаю делового оборота и по заключенному договору, работник истца - Власов, которого ей представила Иванова которая от имени истца заключала с ней агентский договор, привозил ей чистые полиса, квитанции, которые содержали все реквизиты страховщика, штампы, подписи и печати. После заключения договора, Власов забирал вторые экземпляры полисов квитанций и деньги.
Кем в действительности от имени Иванова, как страховщика, были подписаны полиса (договоры) и квитанции, она не знает.
Таким образом, судом установлено, что договор (полис) содержит все необходимые реквизиты истца как страховщика, которые являются действительными, истцом не оспариваются. При таких обстоятельствах, отсутствие только подписи страховщика не может служить основанием для признания договора незаключенным.
Довод представителя истца о том, что ими дано объявление в газете о признании указанного полиса недействительным в виду утраты, не поступлении к нему страховой премии, как основание признания договора не заключенным не может быть принят во внимание.
В судебном заседании установлено, что оплата страховой премии произведена.
Факт оплаты подтверждается полисом и квитанцией.
Из страхового полиса видно, что страховая премия по договору составляет <данные изъяты> рублей, порядок оплаты единовременно. Из квитанции № ** от **.**,** видно, что сумма <данные изъяты> рублей страховщиком от страхователя принята. Квитанция также содержит все необходимые реквизиты страховщика (истца). Указанная сумма принята в полном размере Фоминой по агентскому договору.
Указанные обстоятельства стороной истца в судебном заседании фактически не оспариваются. Довод истца о том, что указанная сумма а также полис и квитанция к нему не поступили, в реестр не внесены, поэтому договор не заключен, не может быть принят во внимание.
Законодатель не связывает вступление договора в силу с момента поступления денег на счет страховщика. Нормами ГК РФ предусмотрено, что договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
В судебном заседании установлено, что момент уплаты страховой премии - **.**,**. Оплата произведена ответчиком Фоминой -действующей в соответствии с агентским договором. Фомина как агент за рамки агентского договора не вышла. Согласно договора, она имела право от имени истца заключать договора КАСКО, получать страховые премии. Пунктом **.**,** **.**,** агентского договора предусмотрена, что агент имеет право: принимать от страхователя суммы страховой премии (страховых взносов), уплачиваемых по заключенным (заключаемым) с участием Агента договорам страхования (страховым полисам) (за исключением сумм страховой премии (страховых взносов) по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и договорам обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, пассажиров), выдавать страхователям квитанции и в установленном порядке сдавать Принципалу, а также выдавать страхователям, заключившим договоры страхования
(страховые полисы), с участием Агента полный комплект документов, предусмотренных договором страхования (страховым полисом).
Довод представителя истца о том, что Фомина нарушила агентский договор в части последующей передачи страховой премии, не имела право передавать их Власов, не могут быть приняты во внимание, т.к. в данном случае не имеют юридического значения. Нарушение касается договора между иными лицами, и не могут отражаться на правах и обязанностях по договору страхования. В данном случае, суд считает, что истец, заключая агентский договор несет риск, не поступления денежных средств от агентов. Кроме того, в судебном заседании установлено, что денежные средства -страхования премия Фоминой была передана Мигель - работнику истца, что не оспаривается представителем истца в судебном заседании. Из пояснений представителя истца видно, что в отношении Власов возбуждено уголовное дело по факту присвоения денежных средств. Истец провел ревизию, подал заявление в газету и заявление в милицию только после того как ответчик обратился к нему с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с наступлением страхового случая.
Ответчик как страхователь исполнил свою обязанность. Страховая премия им оплачена в полном размере при заключении договора.
Кроме того, суд считает, что страховщик в лице агента, действующей по агентскому договору также исполнил свои обязанности.
Договор между страхователем и страховщиком (истцом и ответчиком) заключен. В подтверждение заключенного договора страховщиком выданы страхователю соответствующие документы - полис и квитанция об оплате страховой премии. Данные документы оформлены на специальных бланках, содержат все необходимые реквизиты, подписи и печати. Указанные документы были законным образом переданы истцом агенту, которая заключив договор, первые экземпляры передала страхователю - ответчику. Подлинность данных документов, факты их передачи агенту, агентом -страхователю, а также факт оплаты ответчиком агенту суммы страховой премии, а затем последующей передачи, вторых экземпляров полиса, квитанции и суммы страховой премии его работнику представителем истца в судебном заседании не оспорены. Факт недобросовестного исполнения обязательств агентом по агентскому договору и должностных обязанностей работником самого страховщика не может повлечь негативные последствия в виде оспаривания страховщиком договора, для страхователя.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для признания договора страхования незаключенным не имеется.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ** ░░ **.**,** ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ **.**,** ░░░░.