Дело №2а-3501/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орехово-Зуево Московской области 26 ноября 2018 года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волковой Т.Ю., при секретаре Илюхиной Д.В.,
с участием административных истцов Чибритова В.Е., Мягкова М.А.,
представителя административных истцов Фалеева К.А.,
представителя административного ответчика Администрации городского округа Ликино-Дулево ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административных истцов Чибритова Виктора Евгеньевича, Кузнецова Виталия Борисовича, Мягкова Максима Анатольевича к административному ответчику администрации городского округа Ликино-Дулево Московской области об оспаривании решения органа местного самоуправления о предоставлении в собственность за плату земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Чибритов В.Е., Кузнецов В.Б., Мягков М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением в котором просят с учетом уточненных требований признать незаконными решение №597 от 06.03.2018 администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и отказ Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям Московской области от 26.02.2018, а также обязать администрацию Орехово-Зуевского муниципального района повторно рассмотреть заявление Чибритова В.Е., Кузнецова В.Б., Мягкова М.А. о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка площадью 8000 кв.м, с кадастровым номером 50:24:0000000:63308, расположенного по адресу: <адрес>, между <адрес> и <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: под строительство складских помещений непродовольственных товаров.
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию Орехово-Зуевского района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, между <адрес> и <адрес>, общей площадью 8000 кв.м. с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: под строительство складских помещений непродовольственных товаров. Указанный земельный участок принадлежит Чибритову В.Е., Кузнецову В.Б., Мягкову М.А. на основании договора аренды от 07.08.2013 № 1726 и договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору земельного участка от 25.05.2016. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества (нежилые здания, сооружения), принадлежащие на праве собственности Чибритову В.Е., Кузнецову В.Б., Мягкову М.А. 06.03.2018 администрацией Орехово-Зуевского района Московской области вынесено решение об отказе в заключении договора купли-продажи данного земельного участка на том основании, что на указанном земельном участке расположен объект капитального строительства, не обладающий признаками объекта недвижимого имущества, в связи, с чем цель предоставления земельного участка не достигнута. Данное решение административного ответчика нарушает права и законные интересы Чибритова В.Е., Кузнецова В.Б., Мягкова М.М. как собственников объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, так как они имеют преимущественное право покупки данного земельного участка.
В судебном заседании административные истцы и их представитель Фалеев К.А. полностью поддержали заявленные требования и пояснили суду, что отказ Межведомственной комиссии не основан на требованиях Закона, статья 39 Земельного Кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка. На испрашиваемом в собственность земельном участке расположены складские помещения, площадь земельного участка равная 8000 кв.м., необходима для их обслуживания. В обоснование своих доводов суду представлена проектная документация МУ Проектно-изыскательного предприятия Орехово-Зуевского района.
Представитель административного ответчика - администрации городского округа Ликино-Дулево – правопреемника Орехово-Зуевского муниципального района Московской области ФИО1 иск не признала и пояснила, что администрацией 06.03.2018 принято решение об отказе в предоставлении административным истцам земельного участка в собственность за плату в соответствии с решением Межведомственной комиссии Московской области.
Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Ликино-Дулево в судебном заседании не участвовал, просил административное дело рассмотреть в свое отсутствие, в своем отзыве просил отказать в удовлетворении заявленных требований, так как решение было принято по результатам рассмотрения заявления истцов на МВК.
Представитель заинтересованного лица – Правительства Московской области Кавин А.Ю. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве указал, что истцами не доказан факт того, что на испрашиваемом земельном участке простроены объекты, для строительства которых предоставлялся земельный участок в аренду. Возведение строений вспомогательного характера и незначительной площадью, нежели складские помещения непродовольственных товаров, не может являться основанием к приобретению всего арендуемого земельного участка в собственность, просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ.
Административные истцы обжалуют решение органа местного самоуправления от 06.03.2018, в суд с административным исковым заявлением обратились - 05.04.2018, то есть с соблюдением установленного законом срока.
Между сторонами возникли правоотношения, которые регулируются законодательством в сфере земельного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.20 Земельного Кодкса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Статьей 2 Закона Московской области №107/2014-ОЗ от 24.07.2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (ст.2 ч.1 п.6).
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что реализация данных полномочий осуществляется только при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
В соответствии с Положением о Градостроительном Совете Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 18.03.2013 №180/9 «О градостроительном Совете Московской области» для предварительной проработки вопросов к рассмотрению на заседаниях Совета с целью формирования позиции органов исполнительной власти, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях и проектов решений Совета образовываются постоянно действующая Архитектурная комиссия, а также межведомственные комиссии, в частности, межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям и комиссия по вопросам градостроительной деятельности.
В судебном заседании установлено, что 07.08.2013 между Комитетом по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского района Московской области и Чибритовым В.Е. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 8000 кв. м расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «под строительство складских помещений непродовольственных товаров» сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11).
25.08. 2016 между Чибритовым В.Е., Кузнецовым В.Б. и Мягковым М.А. был заключен договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, согласно которому договор аренды №1726 от 07.08.2013 становится договором аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, т.е. арендаторами указанного выше земельного участка стали Чибритов В.Е., Кузнецов В.Б. и Мягков М.А.(л.д.12-13).
29.03.2017 согласно договору купли-продажи Чибритов В.Е. продал Кузнецову В.Б. и Мягкову М.А. 2/3 доли в праве собственности, по 1/3 доле каждому, от принадлежащего ему имуществу: нежилых зданий, назначение: нежилое здание (ангар, мастерская, офис, КПП,), сооружения (эстакада, стоянка, площадка) расположенные по адресу: <адрес>, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.14-24).
15.01.2018 Чибритов В.Е., Кузнецов В.Б. и Мягков М.А. обратились в администрацию Орехово-Зуевского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, общей площадью 8000 кв.м с кадастровым номером 50:24:0000000:66308, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: под строительство складских помещений непродовольственных товаров, находящегося по вышеуказанному адресу.
26.02.2018 Межведомственной комиссией по земельно-имущественным отношениям Московской области принято решение об отказе административным истцам в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка, учитывая расположение на земельном участке объекта капитального строительства, не обладающего признаками недвижимого имущества, цель предоставления земельного участка не достигнута.а на том основании (л.д.42-43).
06.03.2018 администрация Орехово-Зуевского района Московской области (городского округа Ликино-Дулево) вынесла решение №597 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 8000 кв. м с кадастровым номером №, находящимся по адресу: <адрес>, разрешенное использование: под строительство складских помещений непродовольственных товаров, в котором сообщила, что основанием для отказа явилось то, что на данном земельном участке расположены объекты капитального строительства, не обладающими признаками недвижимого имущества, цель предоставления земельного участка не достигнута (л.д.7-8).
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение №597от 06.03.2018 принято органом местного самоуправления – администрацией Орехово-Зуевского муниципального района (городского округа Ликино-Дулево) в пределах полномочий, предоставленных Земельным Кодексом, Законом Московской области №107/2014-ОЗ от 24.07.2017 после получения отказа в согласовании Правительства Московской области в лице Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям (МВК).
Оценивая основания, изложенные в решении МВК, отраженном в протоколе №24-3 от 26.02.2018 п.303, об отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении в собственность административным истца земельного участка под нежилыми зданиями, сооружениями, кадастровый №, в связи с расположением на земельном участке объекта капитального строительства, не обладающего признаками объекта недвижимости, цель предоставления земельного участка не достигнута, суд считает их не основанными на нормах Земельного Кодекса РФ, предусматривающих особенности предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в собственность граждан за плату.
В решении МВК отсутствует ссылка на нормативный правовой акт, подтверждающий правовое основание для отказа в предоставлении земельного участка площадью 8000 кв.м. в собственность собственникам строений – нежилых зданий, площадью 360 кв.м; 475,4 кв.м; 42,3 кв.м; 24,8; 9,4 кв.м., а также иных сооружений: площадки площадью 1900 кв.м; 500 кв.м; эстакады площадью 44 кв.м., право собственности истцов на которые признано решением Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу.
Согласно представленной административными истцами в суд проектной документации на испрашиваемом земельном участке площадью 8 000 кв.м. собственниками существующих зданий планируется складской комплекс. Указанные документы не были предметом исследования на межведомственной комиссии, в связи с чем решение было принято без учета их оценки.
В соответствии со ст. 63 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Учитывая изложенное, оценив доказательства представленные сторонами, суд считает, что решение МВК по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № п.308) об отказе в согласовании проекта о предоставлении в собственность по нежилыми зданиями, сооружениями земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 8000 кв.м. не соответствует требованиям закона, а именно положениям ст.39.16 Земельного кодекса РФ, которая, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, что нарушает права административных истцов на приобретение за плату арендуемого земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности по решению суда.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что объекты капитального строительства расположенные на земельном участке испрашиваемого административными истцами, не обладают признаками объекта недвижимого имущества, суд считает не состоятельными, так как каких-либо доказательств, в соответствии со ст.63 КАС РФ этому не представлено, не имеется таких доказательств и в материалах дела.
Поскольку нельзя признать законными те основания, которые были изложены в решении МВК от 26.02.20018 №24-3 об отказе в согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность с кадастровым номером № является также незаконным и последующий отказ администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (городского округа Ликино-Дулево) от 06.03.2018 №597 в предоставлении в собственность указанного выше земельного участка со ссылкой на основания, изложенные в решении МВК.
Восстановление нарушенных прав заявителя подлежит путем возложения обязанности на администрацию Орехово-Зуевского муниципального района (городского округа Ликино-Дулево) Московской области повторно рассмотреть заявление Кузнецова В.Б., Мягкова М.А. и Чибритова В.Е. о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 8000 кв.м с кадастровым номером №.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования административных истцов Чибритова В.Е., Мягкова М.А. и Кузнецова В.Б. удовлетворить.
Признать незаконными отказ Межведомственной комиссии по земельно-имущественных отношениям Московской области от 26.02.2018, №24-З в согласовании проекта постановления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 8000 кв.м., вид разрешенного использования под строительство складских помещений непродовольственных товаров, категория земельного участка «земли населенных пунктов» расположенного по адресу <адрес>, а также решение №597 от 06.03.2018 администрации Орехово-Зуевского муниципального района (городского округа Ликино-Дулево) Московской области об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 8000 кв.м с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию городского округа Ликино-Дулево Московской области повторно рассмотреть заявление Кузнецова В.Б., Мягкова М.А. и Чибритова В.Е. о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 8000 кв.м. с кадастровым номером № категории земель земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: под строительство складских помещений непродовольственных товаров, находящегося по адресу: <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд Московской области.
Председательствующий судья Т.Ю. Волкова
Решение в окончательной форме принято 04.12.2018.