Мотивированное решение суда изготовлено 25.09.2015г.
№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.09.2015 года г.Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи: Лушер Т.А.
при секретаре: Павлушиной Н.Б.,
с участием представителей истца Соловьевой С.В., Дудко К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «ФИО26» (КПК «ФИО27»), Прыступе ФИО9, Родину ФИО10, Родине ФИО11, 3-е лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока о ликвидации юридического лица,
У С Т А Н О В И Л:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) обратился в суд с иском, указав в обоснование, что в соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» (далее - Закон о Банке России), Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом о Банке России признаются, в том числе, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов. Статьей 76.5 Закона о Банке России установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
На основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон) саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов.
Следовательно, обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию распространяется на все кредитные кооперативы, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность по организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков), кроме кредитных кооперативов второго уровня. При этом вышеуказанная норма Закона определяет, что до вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков). Следовательно, членство кредитного кооператива в саморегулируемой организации является необходимым условием осуществления кредитным кооперативом деятельности для реализации общих целей, закрепленных в уставе последнего.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, КПКГ «ФИО12 (место нахождения: <адрес>, №, ИНН №; ОГРН № зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение вышеприведенных требований Закона КПКГ «ФИО13» до настоящего времени не является членом саморегулируемой организации, что подтверждается актом осмотра официальных сайтов саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным сотрудниками Дальневосточного ГУ Банка России.
Просит суд ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «ФИО13».
В дальнейшем, уточнив требования, в качестве соответчиков по данному делу были привлечены Прыступа ФИО15, Родина ФИО16, Родину ФИО17, как лиц, являющимися учредителями данного кооператива. Возложить обязанность по ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «ФИО18» на Прыступу ФИО19, Родина ФИО20, Родину ФИО21.
Представители Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в иске. Не возражали против рассмотрения дела в отсутствие извещенных надлежащим образом ответчиков, в порядке заочного производства.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель КПКГ «ФИО22», соответчики Прыступа В.В., Родин Д.М., Родина А.Д. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика. На основании изложенного суд признает причину неявки ответчика неуважительной, направленной на умышленное затягивание производства по делу.
В соответствии с п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки.
Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005).
При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Суд, с учетом мнений представителей истца, не возражавших против вынесения заочного решения по делу, принял решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы гражданского дела и оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
04.08.2011 года в соответствии с ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" вступила в силу часть 3 статьи 35 Закона N 190-ФЗ, в соответствии с которой кредитные потребительские кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов.
Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию.
До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Таким образом, кредитные кооперативы, не являющиеся членами саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, начиная с 4 августа 2011 года, не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Кредитные кооперативы, нарушающие требования части 3 статьи 35 Закона N 190-ФЗ, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с частью 4 статьи 35 Закона N 190-ФЗ.
Актом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным экспертом 1 категории отдела контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Управления контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций Дальневосточного ГУ Банка России установлено, что на официальных страницах саморегулируемых организаций в сети Интернет информация о том, что КПКГ «ФИО25» является членом СРО КПК и (или) является членом СРО КПК, отсутствует.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных Законом.
Часть 4 ст. 35 Закона определяет, что в случае нарушения кредитным кооперативом требования о вступлении в саморегулируемую организацию кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с Законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Так, в соответствии п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной’ власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 4 названного Закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Судом установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, что учредителями Кредитного потребительского кооператива граждан "ФИО23" являются ответчики. Достоверных сведений о других участниках кооператива и его учредителях материалы дела не содержат.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных Законом.
В соответствии с п. 7 ст. 18 Положения Банка России от 29.07.1998 № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России» Дальневосточное ГУ Банка России представляет интересы Банка России по делам территориального учреждения во всех судебных органах в рамках полномочий, определенных настоящим Положением и генеральной доверенностью, выдаваемой начальнику территориального учреждения Банком России.
С учетом изложенного, суд находит требования Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка России) о ликвидации Кредитного потребительского кооператива граждан «ФИО24» подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Центрального банка Российской Федерации (Банк ФИО4) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Дальневосточное ГУ Банка ФИО4) к Кредитному потребительскому кооперативу «ФИО33» (КПК «ФИО34»), ФИО1, ФИО2, ФИО3, 3-е лицо Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> о ликвидации юридического лица - удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «ФИО28» место нахождение: <адрес>, №, ИНН №; ОГРН № и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Возложить обязанность осуществить ликвидацию Кредитного потребительского кооператива «ФИО29 на учредителей Прыступа ФИО30, Родина ФИО31, Родину ФИО32 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Копию решения направить ответчикам.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.
Судья Ленинского районного суда Т.А. Лушер
г. Владивостока