Решение по делу № 33-11876/2015 от 12.05.2015

Судья Ванеева Н.В. Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей: Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,

при секретаре Портнове Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению Поликарпова Д. А. о признании недействительным в части Постановления Администрации городского поселения Щелково от 22.09.2014г. №999-ап, признании незаконным бездействия некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», обязании открыть специальный счет для аккумулирования средств на проведение капитального ремонта дома.

заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» Чистякова А.В.,

установила:

Поликарпов Д.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил:

- признать Постановление администрации городского поселения Щелково от <данные изъяты> №999-ап «О внесении изменений в постановление Администрации городского поселения Щелково от 10.04.2014г. №261-ап "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок" недействительным в части включения в Перечень многоквартирных жилых домов, вошедших в региональную программу <данные изъяты> "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <данные изъяты>, на 2014-2038 годы", собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок" (Приложение к Постановлению Администрации городского поселения Щелково №999-ап) дома по адресу <данные изъяты>;

-признать незаконным бездействие некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", выразившееся в уклонении от открытия специального счета, предназначенного для аккумулирования средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме для собственников многоквартирного дома по адресу <данные изъяты>, обязать некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу открыть специальный счет для аккумулирования средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указал, что <данные изъяты> администрацией городского поселения Щелково было вынесено постановление № 999-ап о том, что многоквартирный дом расположенный по адресу: <данные изъяты> включен в перечень домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.

Поликарпов Д.А. данное Постановление считает незаконным, поскольку нарушены его права как собственника квартиры, так и права остальных собственников помещений многоквартирного дома, поскольку на общих собраниях собственников от <данные изъяты> и от <данные изъяты> были приняты решения открыть социальный счет на капитальный ремонт дома. Протоколы общих собраний собственников были вручены администрации городского поселения <данные изъяты> и некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» (далее Региональный оператор), но специальный счет для дома так и не был открыт Региональным оператором организацией, а администрацией вынесено постановление, которое противоречит решениям собраний собственников.

Поликарпов Д.А. в судебном заседании, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» Чистиков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель администрации городского поселения Щелково Воробьева И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> заявление Поликарпова Д.А. удовлетворено.

В апелляционной жалобе некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» просит решение суда отменить.

Заслушав объяснения явившегося лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Частью 3 ст. 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Согласно ч.5 с. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

4.2 ст.<данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <данные изъяты>" установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. Согласно ч.З ст.З <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 2 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> (далее - орган местного самоуправления <данные изъяты>) в течение 10 дней принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

В соответствии с ч.7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Судом установлено, что с <данные изъяты> по <данные изъяты> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, корпус 1 (<данные изъяты>), собственниками жилых помещений проведено внеочередное собрание по вопросам капитального ремонта дома. Решением общего собрания собственников по вопросам <данные изъяты> и <данные изъяты> было определено о сборе средств на капитальный ремонт дома на специальном счете, предназначенном на сборе средств на проведение капитального ремонта дома, была выбрана кредитная организация для открытия спецсчета – ОАО Сбербанк России.

Администрация городского поселения Щелково и Региональный оператор о принятом собственниками решении были уведомлены своевременно, протокол общего собрания им передан, однако возражений на протокол ни администрация городского поселения Щелково, ни Региональный оператор не представили.

В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> собственниками жилых помещений многоквартирного <данные изъяты> корпус 1 в <данные изъяты>, повторно проведено общее собрание, где решениями по вопросам <данные изъяты> (1.1 и 1.2.) подтверждено ранее принятое решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на регионального оператора и выборе кредитной организации для открытия специального счета.

Также решениями по вопросам <данные изъяты> утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт дома, ответственные лица, подтверждена обязанность собственников по сбору средств на капитальный ремонт дома после открытия специального счета.

Из материалов дела усматривается, что 10.04.2014г., руководствуясь ч.3 ст.<данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> и ч.7 ст.170 ЖК РФ Администрацией городского поселения Щелково принято Постановление №261-ап "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок". Данным Постановлением <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> не был включен в перечень домов, для которых сформирован фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок.

Таким образом, фактически Администрация городского поседения Щелково признала, что собственники <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. Довод представителя Администрации о том, что в заверенной копии Постановления от 10.04.2014г. и в газете "Щелковчанка" <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> не указан в связи с неполнотой публикации суд отклонил как несостоятельный. В п.3 Постановления №261-ап от 10.04.2014г. указано, что постановление должно быть опубликовано на официальном сайте Администрации городского поселения Щелково и в официальном печатном органе Администрации городского поселения Щелково газете "Щелковчанка". Публикация Постановления в официальном печатном органе Администрации в неполном виде не допускается.

Сроки принятия собранием собственников в <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> решения о формировании фонда капитального ремонта дома на специальном счете соответствуют установленным срокам для принятия решения. Согласно представленным заявителем сведениям программа по капитальному ремонту была официально опубликована 17.02.2014г. Данные сведения подтверждаются распечаткой с интернет-сайта Министерства строительного комплекса <данные изъяты>. Согласно возражений представителя Регионального оператора программа по капитальному ремонту опубликована 30.01.2014г., между тем доказательств публикации 30.01.2014г. не представлено.

Вместе с тем, как при расчете от 17.02.2014г., так и от 30.01.2014г. следует, что решение собственников от <данные изъяты> принято в установленный законодателем срок. Невключение <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> в перечень домов, которые не приняли данное решение, при принятии постановления от 10.04.2014г. подтверждает принятие данного решения собственниками.

Тот факт, что последующее решение собственников от 15.07.2014г., принято собранием собственников за пределами 2-х месячного срока, суд полагает взаимосвязанным с непредоставлением соответствующей информации со стороны Администрации городского поселения Щелково и Регионального оператора. Собственники намерение провести дополнительное собрание собственников выразили в письмах вх.<данные изъяты> от 12.03.2014г. и вх.№586/1.1-35 от 12.03.2014г., направленных в Администрацию городского поселения Щелково для Администрации и для Регионального оператора.

Согласно ч.б ст.170 ЖК РФ не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

Как установлено судом, Администрация городского поседения Щелково такого собрания собственников в <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> не проводила.

14.05.2014г. Региональным оператором с управляющей компанией ООО "Жилэкс- сервис" был заключен агентский договор <данные изъяты> на сбор средств на капитальный ремонт с собственников <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты>.

Как следует из данного договора, а также квитанции для оплаты капитального ремонта, представленной заявителем, региональный оператор фактически дал указание управляющей компании осуществлять сбор средств не на специальный счет для дома, который должен был быть открыт в ОАО Сбербанк России, а на общий счет в ОАО "Газпромбанк", открытый для домов, которые не выбрали способ сбора средств на капитальный ремонт. Представителем Регионального оператора подтверждено в судебном заседании, что региональный оператор принял решение не открывать спецсчет, а собирать средства на общий счет.

Таким образом, суд верно определил действия регионального оператора незаконными, нарушающими права собственников. В соответствии с ч.7 ст.170 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора должно быть оформлено в виде решения органов местного самоуправления, в данном случае в виде Постановления. 10.04.2014г., при принятии соответствующего Постановления, решения в отношении <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> в <данные изъяты> не было принято Администрацией городского поселения Щелково.

Согласно ч.3 ст. 170 ЖК РФ в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, региональный оператор в течение десяти дней после принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора должен направить собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.

Таким образом, региональный оператор по состоянию на 14.05.2014г. не имел права заключать соответствующий договор с управляющей компанией ООО "Жилэкс-сервис" и обязывать управляющую компанию к сбору средств на ка питальный ремонт указанного дома на общий счет, а не на специальный счет.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.

Региональный оператор свои обязанности по открытию специального счета не исполнил, осуществил прямо противоположные действия, проигнорировав решение собрания собственников.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о несостоятельности доводов Регионального оператора, поскольку каких-либо оснований для признания Протокола собрания собственников не действительным региональным оператором не представлено. Региональный оператор собственником помещений многоквартирного дома не имеет права на оспаривание решения собраний собственников. Ссылку на отказ в признании Протоколов собраний собственников со стороны Государственной жилищной инспекции суд также признает несостоятельной, поскольку таким правом Государственная жилищная инспекция действующим законодательством не наделена, основания для непризнания Протоколов собраний собственников недействительными суду не представлены. Согласно ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.

Согласно ч.3 ст.45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

В соответствии с ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Решения, принятые собраниями собственников помещений в <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по 15.02.2014г. (Протокол <данные изъяты> от 15.02.2014) и с <данные изъяты> по 15.07.2014г. (Протокол <данные изъяты> от 15.07.2014), приняты с соблюдением норм, установленных ЖК РФ для вопросов по капитальному ремонту, большинством более двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений.

Каких-либо требований к форме протоколов собраний собственников, либо к конкретной формулировке вопросов при принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете для дома Жилищный кодекс РФ, <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> не содержат.

Согласно ч.1 ст.<данные изъяты> <данные изъяты> региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории <данные изъяты>, и включает в себя 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории <данные изъяты>, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Ст. 166 ЖК РФ и ст. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом суд первой инстанции полагает, что минимальный перечень необходимых работ по капитальному ремонту и сроки проведения капитального ремонта следует считать принятыми и утвержденными при принятии региональной программы по капитальному ремонту, в которую <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> включен.

Следует признать, что собственники без предварительного сбора средств на капитальный ремонт дома фактически лишены возможности провести для своего дома экспертизу (обследование) на предмет объема работ по капитальному ремонту и необходимых сроков на проведение работ, поскольку данная экспертиза (обследование дома) должна финансироваться из средств на капитальный ремонт, что подтверждено в судебном заседании представителем Регионального оператора.

Не указание наименования регионального оператора при принятии решений собственниками суд счел несущественным, поскольку региональный оператор для каждого из регионов может быть только один, региональным оператором для <данные изъяты> является Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов". Кроме того, протоколы собраний собственников вручались именно в Некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", что представителем Регионального оператора не отрицалось.

Согласно требованиям статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии со статьей 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются, исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Согласно ч.б ст.46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Судом установлено, что администрация городского поселения Щелково является одним из собственников жилых помещений в многоквартирном <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты>. Решения принятые собственниками жилых помещений, по вопросам капитального ремонта дома и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, администрацией городского поселения Щелково не обжаловались.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что постановление администрации городского поселения Щелково от <данные изъяты> № 999-ап « О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Щелково от <данные изъяты> № 261-ап « О формировании фонда капитального ремонта дома на счете регионального регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок» признано недействительным в части включения в Перечень многоквартирных жилых домов, вошедших в региональную программу <данные изъяты> "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <данные изъяты>, на 2014-2038 годы", собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок" (Приложение к Постановлению Администрации городского поселения Щелково №999-ап) дома по адресу <данные изъяты>.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Каких-либо доказательств обоснованности принятого Администрацией городского поселения Щелково Постановления в отношении <данные изъяты> корпус 1 по <данные изъяты> не были представлены. Напротив, совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что собственниками решение об открытии специального счета для сбора средств на капитальный ремонт дома принято и необходимые действия для реализации данного решения предприняты, соответствующие Протоколы собраний собственников были направлены Региональному оператору.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


33-11876/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Поликарпов Д.А.
Другие
НО Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов
Администрация гп Щелково
Суд
Московский областной суд
Судья
Терещенко А.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
25.05.2015Судебное заседание
05.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2015Передано в экспедицию
25.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее